Екатеринбург |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А71-10579/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2011 г. N 17АП-11643/11
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Прокурора Удмуртской Республики (далее - прокурор, заявитель) и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Доверие" (далее - общество "Управляющая компания Доверие", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.01.2012 по делу N А71-10579/2011.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора - Зобнина Л.В. (служебное удостоверение).
От Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - комиссия) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Прокурор и общество "Управляющая компания Доверие" обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к комиссии о признании постановления комиссии от 28.07.2011 N 9/44 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики в части установления тарифов на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - постановление N 9/44) в части выделения тарифа на холодную воду "для населения" (с учетом налога на добавленную стоимость), а так же п. 2 постановления 9/44 не соответствующим п. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ч. 1, 3 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), постановлению комиссии от 11.11.2010 N 14/28 "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам и муниципальным районам в Удмуртской Республике на 2011 год" (далее - постановление N 14/28), постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги" (далее - постановление N 708), постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520) и недействующим (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Ижводоканал" (далее - предприятие); общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик"; общество с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-ЖРП"; Администрация города Ижевска; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ижтехсервис".
Решением суда от 11.01.2012 (судьи Кудрявцев М.Н., Иютина О.В., Бушуева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а также на несоответствие выводов суда установленными по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. В обоснование доводов заявитель жалобы указывает на неправомерное изменение постановлением комиссии N 9/44 действующих тарифов, поскольку в силу ст. 13, 14 Закона N 210-ФЗ отсутствовали основания для их досрочного пересмотра. По мнению прокурора, постановлением комиссии N 9/44 установлен новый тариф для категории потребителей "население", для которой данный тариф ранее не устанавливался. Заявитель жалобы полагает, что произошло увеличение тарифа на отпускаемую предприятием холодную воду для потребителей категории "население" до 8,65 руб./куб. м. Кроме того, прокурор отмечает, что п. 2 постановления комиссии N 9/44 установлено действие данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2011. что в силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса является недопустимым.
В кассационной жалобе общество "Управляющая компания Доверие" поддерживая доводы, содержащиеся в кассационной жалобе прокурора, указывает на неправильное применение судом, ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), поскольку в силу указанной нормы при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС подлежит включению в цены (тарифы). При этом НДС отдельно не выделяется. Заявитель жалобы полагает, что принятие постановления комиссии N 9/44 привело к превышению предельного индекса максимально возможного изменения установленного тарифа на 2011 г., утвержденного постановлением комиссии N 14/28. По мнению общества "Управляющая компания Доверие", комиссией не был соблюден порядок утверждения тарифа, установленный ст. 9 Закона N 210-ФЗ.
Как следует из материалов дела, постановлением комиссии от 25.11.2010 N 15/4 "О тарифах на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" был утвержден тариф на холодную воду, отпускаемую предприятием в размере 7,23 руб./куб. м (без НДС).
Постановлением комиссии от 23.06.2011 N 8/8 "О внесении изменения в постановление РЭК УР от 25 ноября 2010 года N 15/4 "О тарифе на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в постановление комиссии от 25.11.2010 N 15/4 "О тарифе на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" внесены, изменено изменение: утвержден тариф на холодную воду, отпускаемую предприятием в размере 7,33 руб./куб. м (без НДС). Изменения вступили в силу с 01.08.2011.
В оспариваемом постановлении комиссии N 9/44 указано: 1. Внести изменения в постановление от 25.11.2010 N15/4: п. 2 постановления читать в следующей редакции: "Утвердить тариф на холодную воду, отпускаемую предприятием": для населения - в размере 8,53 руб./куб. м (с учетом НДС), для прочих потребителей - в размере 7,23 руб./куб. м (без НДС). 2. Действие п. 1 данного постановления распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2011. 3. Внести в постановление комиссии от 23.06.2011 N 8/8 следующее изменения: абз. 3 п. 1 постановления читать в следующей редакции: "Утвердить тариф на холодную воду, отпускаемую предприятием": для населения - в размере 8,65 руб./куб. м. (с учетом НДС), для прочих потребителей - в размере 7,33 руб./куб. м (без НДС).
Полагая, что постановление комиссии N 9/44 вынесено в нарушение требований действующего законодательства, прокурор и общество "Управляющая компания Доверие" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого постановления комиссии недействующим.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного закона.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 210-ФЗ основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является, в частности, объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса от налогообложения НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости коммунальных ресурсов, реализуемых исполнителям коммунальных услуг организациями коммунального комплекса и иными ресурсоснабжающими организациями, Налоговым кодексом не предусмотрено.
В связи с этим суды верно отметили, что деятельность предприятия по холодному водоснабжению потребителей не освобождена от уплаты НДС.
Согласно п. 1 ст. 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4, 5 ст.161 Налогового кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу п. 6 ст. 168 Налогового кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, потребители услуг холодного водоснабжения (исполнители коммунальных услуг), приобретающие их с целью оказания коммунальных услуг гражданам, оплачивают приобретаемые ресурсы по тарифам, используемым гражданами для расчета платы за коммунальные услуги, то есть с включением в них суммы НДС.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что тариф для населения оспариваемым постановлением приведен в соответствие с требованиями п. 6 ст.168 Налогового кодекса, с учетом НДС.
Таким образом, хотя и оспариваемым постановлением в тариф на холодную воду был включен НДС, стоимость холодного водоснабжения для конечных потребителей (населения) не изменилась.
Судами обоснованно указано, что включение в тариф налога без фактического изменения стоимости услуг не свидетельствует об изменении тарифа.
Согласно п. 20 ст. 2 Закона N 210-ФЗ предельными индексами являются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно п. 1-2.1 ст. 3 Закона от N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Тарифы и надбавки могут дифференцироваться в зависимости от систем коммунальной инфраструктуры.
Постановлением N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Согласно п. 1-4 данные Основы определяет принципы и порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - предельный индекс). Предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (далее - плата за коммунальные услуги).
Постановлением N 520 от 14.07.2008 утверждены "Основы ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520
В силу п. 1 данных Основ, основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Законом N 210-ФЗ, определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 50-52 Основ предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ. Предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлен предельный максимальный индекс изменения тарифов для Удмуртской Республики - 115,6%.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 2, 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики N 24 от 19.02.2010, комиссия является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, обеспечивающим проведение государственной политики цен в Удмуртской Республике в пределах полномочий, предусмотренных законодательством и данным Положением. Комиссия участвует в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Комиссия подчиняется в своей деятельности Правительству Удмуртской Республики. Комиссия является правопреемником Государственного комитета Удмуртской Республики по тарифам и ценам.
Согласно п.п. 1-4 п. 12 Положения комиссия в целях реализации возложенных на нее задач и функций в соответствии с законодательством: устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов (с учетом надбавок к тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям; осуществляет государственный контроль за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных по муниципальным образованиям, а также за применением предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности изменения тарифа на холодную воду постановлением комиссии N 9/44.
Суды также обоснованно указали, что постановление комиссии N 9/44 направленно на приведение ранее принятых постановлений комиссии N 15/4 и N 8/8 в соответствие с требованиями Налогового кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.01.2012 по делу N А71-10579/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Прокурора Удмуртской Республики и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Доверие"- без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.п. 1-4 п. 12 Положения комиссия в целях реализации возложенных на нее задач и функций в соответствии с законодательством: устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов (с учетом надбавок к тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям; осуществляет государственный контроль за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных по муниципальным образованиям, а также за применением предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности изменения тарифа на холодную воду постановлением комиссии N 9/44.
Суды также обоснованно указали, что постановление комиссии N 9/44 направленно на приведение ранее принятых постановлений комиссии N 15/4 и N 8/8 в соответствие с требованиями Налогового кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2012 г. N Ф09-1846/12 по делу N А71-10579/2011