Екатеринбург |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А76-596/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Смирнова А. Ю., Маликовой Э. М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.08.2011 по делу N А76-596/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участия не приняли.
Государственное учреждение здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" (далее - диспансер) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о диспансере как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замене ненадлежащего ответчика - регистрирующего органа на кадастровую палату.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра, администрация г. Магнитогорска, Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2011 (судья Воронов В.П.) заявленные требования удовлетворены. На кадастровую палату возложена обязанность исправить кадастровую ошибку путем исключения из раздела 15 кадастрового паспорта о земельном участке с кадастровым номером 74:33:0126022:416 сведения о правообладателе земельного участка - муниципальном учреждении здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 (судьи Баканов В.В., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 14, 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", нарушение подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, неполное выяснение обстоятельств дела. Заявитель считает, что вывод о наличии в сведениях государственного кадастра ошибки относительно адреса и правообладателя земельного участка сделан без исследования оценочной описи от 19.12.2005, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью НПФ "Недра", на основании которой эти сведения были внесены. По мнению заявителя, имеющиеся в материалах дела документы не позволяют однозначно установить, что допущена ошибка в площади и правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416, и в данном случае требуется изменение правообладателя на муниципальное образование "Магнитогорский городской округ" в порядке информационного взаимодействия. Заявитель также указывает на отсутствие у него возможности внести изменения в кадастровый паспорт, который представляет собой выписку из государственного кадастра. Заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно привлек к участию в деле в качестве ответчика кадастровую палату, поскольку оценочные описи составлялись обществом с ограниченной ответственностью НПФ "Недра" и утверждались Управлением Росреестра. Кроме того, заявитель ссылается на неправомерное взыскание с кадастровой палаты расходов по государственной пошлине.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:33:126022:416 площадью 623,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д. 31, поставлен на кадастровый учет 05.04.2006.
В графе 16 кадастровой выписки указано, что границы участка в соответствии с действующим законодательством не установлены.
В графе 15 в качестве правообладателя указано муниципальное учреждение здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер" (ныне диспансер).
Распоряжением администрации г. Магнитогорска от 11.02.1993 N 253-р за диспансером закреплен земельный участок площадью 0,37 га, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, под размещение детского грибкового отделения.
В соответствии со свидетельством о праве муниципальной собственности от 16.01.1997 N 264 строение, находящееся по указанному адресу, площадью 623,1 кв. м, закреплено за заявителем.
Согласно выписке из реестра имущества Челябинской области от 11.01.2006 здание грибкового отделения находится по адресу: ул. Тимирязева, 31, и имеет площадь 623,1 кв. м. В выписке также указаны иные объекты, расположенные по данному адресу.
В инвентаризационной описи земельный участок по адресу: ул. Тимирязева, 31, указан под номером 0416 с площадью 623,1 кв. м.
Согласно распоряжению Министерства промышленности и природных ресурсов от 23.09.2010 N 1143-р, постановлению Главы г. Магнитогорска от 03.03.2006 N 797-п, распоряжению Главы г. Магнитогорска от 10.11.2003 N 5380-р, свидетельствам о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним диспансеру предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки с кадастровым номером 74:33:01 26 022:0583 площадью 12 735,49 кв. м, с кадастровым номером 74:33:0126022:1002 площадью 11 170 кв. м, с кадастровым номером 74:33:0126022:1001 площадью 1565 кв. м, расположенные по адресу: ул. Тимирязева, д. 31.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области 26.07.2007 N 151-п, распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 28.08.2007 N 1258-р здание детского грибкового отделения, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, передано в собственность муниципального образования "Магнитогорский городской округ". Передача осуществлена в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Диспансер, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 74:33:126022:416 площадью 623,1 кв. м, находящийся по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д. 31, за ним не закреплен, в связи с чем сведения о диспансере как о правообладателе данного земельного участка подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в данном случае имеет место ошибка в документах, на основании которых в государственный кадастр внесены сведения о площади и местонахождении земельного участка, а также заявитель не обладает вещными правами на этот земельный участок.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как установлено судами здание детского кожно-венерологического отделения находится по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, имеет площадь 624,3 кв. м (ранее площадь 623,1 кв. м), что подтверждается справкой Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации". Сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416 внесены на основании распоряжения администрации г. Магнитогорска от 11.02.1993 N 253-р.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416 его площадь составляет 623,1 кв. м и он находится по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д. 31.
Приняв во внимание, что площадь земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416, указанная в государственном кадастре, соответствует площади здания детского кожно-венерологического отделения, находящегося по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, и ранее данный объект был предоставлен диспансеру, суды пришли к обоснованному выводу о допущенных в документах, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, ошибках в части адреса и площади земельного участка.
Здание детского кожно-венерологического отделения, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, передано в муниципальную собственность в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой переход права на объекты недвижимости, передаваемые из государственной собственности в муниципальную, осуществляется не с момента государственной регистрации права собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а с момента утверждения передаточного акта.
Основываясь на представленном в материалы дела передаточном акте, суды обоснованно признали, что после передачи здания детского кожно-венерологического отделения, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, из владения диспансера выбыл земельный участок, занятый данным объектом, в связи с чем в сведениях государственного кадастра в качестве правообладателя ошибочно указан диспансер, который является областным государственным учреждением.
С учетом изложенного требования диспансера судами правомерно удовлетворены.
Ссылки заявителя на отсутствие у него возможности исполнить решение суда об исправлении кадастровой ошибки путем исключения из раздела 15 кадастрового паспорта о земельном участке с кадастровым номером 74:33:0126022:416 сведений о правообладателе земельного участка муниципальном учреждении здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер", отклоняются. Суд апелляционной инстанции верно отметил, что решение суда является основанием для исключения из государственного кадастра сведений о диспансере как о правообладателе данного земельного участка.
Судом апелляционной инстанции также рассмотрен и обоснованно отклонен довод кадастровой палаты о том, что надлежащими ответчиками по данному спору являются Управление Росреестра, а также общество с ограниченной ответственностью НПФ "Недра", подготовившее оценочную опись, на основании которой внесены сведения в государственный кадастр. В полномочия кадастровой палаты входит ведение государственного кадастра, кадастровому учету недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр, а также исправление кадастровой либо технической ошибки в сведения государственного кадастра в силу ст. 28 Закона о кадастре.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, обоснованно возложены судами на кадастровую палату в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для освобождения от возмещения судебных расходов, порядок распределения которых регулируется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.08.2011 по делу N А76-596/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
...
Здание детского кожно-венерологического отделения, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, передано в муниципальную собственность в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
Судом апелляционной инстанции также рассмотрен и обоснованно отклонен довод кадастровой палаты о том, что надлежащими ответчиками по данному спору являются Управление Росреестра, а также общество с ограниченной ответственностью НПФ "Недра", подготовившее оценочную опись, на основании которой внесены сведения в государственный кадастр. В полномочия кадастровой палаты входит ведение государственного кадастра, кадастровому учету недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр, а также исправление кадастровой либо технической ошибки в сведения государственного кадастра в силу ст. 28 Закона о кадастре."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2012 г. N Ф09-10145/11 по делу N А76-596/2011