г.Челябинск |
|
24 октября 2011 г. |
Дело N А76-596/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Карпачевой М.И. и Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 августа 2011 г. по делу N А76-596/2011 (судья Воронов В.П.),
в заседании приняли участие представители:
Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области - Кабо И.В. (доверенность N 44 от 18.07.2011),
Государственное учреждение здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" (далее - заявитель, ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление, регистрирующий орган) об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416, площадью 623,10 кв.м., находящегося по адресу: г.Магнитогорск, ул. Тимирязева, 31.
До вынесения решения по делу заявитель просит уточнить заявленные требования: просит исправить кадастровую ошибку путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416.
Данное уточнение принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также судом в соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика по настоящему делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на надлежащего ответчика - ФГУ "Земельная кадастровая палата по Челябинской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области, Администрация г.Магнитогорска и Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2011 (резолютивная часть объявлена 15.08.2011) заявленные требования удовлетворены. Суд постановил исправить кадастровую ошибку путем исключения из раздела 15 кадастрового паспорта о земельном участке с кадастровым N 74:33:0126022:416 сведения о правообладателе земельного участка МУЗ "Кожно-венерологический диспансер".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Челябинской области" (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, кадастровая ошибка - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Поскольку сведения о земельном участке 74:33:0126022:416 были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании оценочной описи, суд должен был исследовать именно данный документ на предмет наличия в нем кадастровой ошибки. Судом первой инстанции неправильно применены нормы Закона о кадастре в части определения кадастровой ошибки, поскольку исправлению подлежала техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, Учреждение не может являться лицом, допустившим кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета осуществляет учетные функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках на основании представленных документов и не отвечает за достоверность сведений, содержащихся в документах. Следовательно, взыскание с Учреждения расходов по уплате государственной пошлины в пользу заявителя необоснованно.
Отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступало.
В судебном заседании представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата по Челябинской области" поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда просит отменить.
ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация г.Магнитогорска и Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, земельный участок с кадастровым N 74:33:126022:416, площадью 623,1 кв.м. по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д.31 поставлен на кадастровый учет 05.04.2006 (л.д. 26).
В графе 16 кадастровой выписки указано, что границы участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.
В графе 15 в качестве правообладателя указано МУЗ "Кожно-венерологический диспансер" (ранее наименование истца (л.д. 135)).
Земельный участок по ул. Ломоносова, 24 под размещение детского грибкового отделения, площадью 0,37 га был закреплен за МУЗ "Кожно-венерологический диспансер" Распоряжением администрации г. Магнитогорска от 11.02.1993 N 253-р (л.д. 36). Данным распоряжением земельный участок по адресу: ул. Тимирязева, 31 не закреплялся.
В соответствии со свидетельством о праве муниципальной собственности от 16.01.1997 N 264 (л.д. 81) строение по ул. Ломоносова, 24 имеет площадь 623,1 кв.м. и закреплено за заявителем.
Согласно выписке из реестра имущества Челябинской области от 11.01.2006 (л.д. 80) здание грибкового отделения имеет адрес: ул. Тимирязева, 31 и площадь 623,1 кв.м. В выписке указаны и иные объекты, расположенные по данному адресу.
В инвентаризационной описи (л.д. 82) земельный участок по адресу: ул. Тимирязева, 31 имеет номер 0416 и площадь 623,1 кв.м.
Согласно представленных в дело распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов от 23.09.2010 N 1143-р, Постановления Главы г. Магнитогорска от 03.03.2006 N 797-п, распоряжения Главы г. Магнитогорска от 10.11.2003 N 5380-р, свидетельств о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выписки из ЕГРП заявителю предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки с кадастровым N74:33:01 26 022:0583 площадью 12735,49 кв.м., с кадастровым N N74:33:0126022:1002, площадью 11170 кв.м., с кадастровым N N74:33:0126022:1001, площадью 1565 кв.м., расположенные по адресу: ул. Тимирязева, д.31 (л.д. 39,41-42, 46-50).
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области 26.07.2007 N 151-п, Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 28.08.2007 N 1258-р здание детского грибкового отделения, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24 передано в собственность Муниципального образования Магнитогорский городской округ (л.д.109-110). Передача осуществлена в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым N 74:33:126022:416 площадью 623,1 кв.м. по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д.31 никогда не закреплялся за ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4", следовательно, сведения о ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" как о правообладателе данного земельного участка подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что адрес земельного участка с кадастровым N 74:33:126022:416, площадью 623,1 кв.м. ул. Тимирязева, д. 31 не соответствует фактическому адресу объекта, предоставленного ранее истцу в пользование. Кроме того, площадь участка является фактически площадью самого строения, что следует из анализа правоустанавливающих документов на здание. Следовательно, в данном случае имеется наличие ошибки в документах-основаниях постановки земельного участка на кадастровый учет, а именно в инвентаризационной описи и выписке из реестра областной собственности, допущенных в части адреса и площади земельного участка, и как следствие и правообладателя земельного участка. Указанный земельный участок не находится у истца на каком-либо вещном праве, при постановке участка на кадастровый учет допущена ошибка в адресе и правообладателе участка, здание же детского кожно-венерологического отделения, якобы расположенное на участке, находится в собственности муниципалитета, к которому истец не имеет отношения как учреждение областного подчинения. Поскольку судом установлено наличие кадастровой ошибки и ее устранение имеет существенное значение для заявителя, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области на основании приказа N П-200 от 31.05.2011 переименовано на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Челябинской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как следует из материалов дела, здание детского кожно-венерологического отделения находится по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ломоносова, 24, имеет площадь 624,3 кв.м. (ранее площадь 623,1 кв.м.), что подтверждается справкой Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области (л.д. 134).
Основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416 является распоряжение Администрации г.Магнитогорска от 11.02.1993 N 253-р.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, адрес земельного участка с кадастровым N 74:33:126022:416, площадью 623,1 кв.м. по адресу: г. Магнитогорск, ул. Тимирязева, д.31 не соответствует фактическому адресу объекта, предоставленного ранее заявителю в пользование.
Кроме того, согласно свидетельству о праве муниципальной собственности на строение по ул. Ломоносова 24, площадь строения составляет 623,1 кв.м., что полностью соответствует площади земельного участка с кадастровым N 74:33:126022:416.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в данном случае имеется ошибка в документах-основаниях постановки земельного участка на кадастровый учет, а именно в инвентаризационной описи и выписке из реестра областной собственности, допущенных в части адреса и площади земельного участка.
Здание детского кожно-венерологического отделения передано в муниципальную собственность в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с его нахождением в фактическом распоряжении муниципалитета, а не заявителя, как государственного учреждения областного подчинения.
В соответствии с указанным пунктом, переход права осуществляется не с момента государственной регистрации права собственности в ЕГРП, а с момента утверждения передаточного акта, который представлен в материалы дела (л.д. 112).
Следовательно, спорный земельный участок не находится у заявителя на каком-либо вещном праве.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что при постановке участка на кадастровый учет допущена ошибка в адресе и правообладателе участка.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что формулировка резолютивной части решения, изложенная судом первой инстанции об исправлении кадастровой ошибки путем исключения из раздела 15 кадастрового паспорта о земельном участке с кадастровым N 74:33:0126022:416 сведений о правообладателе земельного участка МУЗ "Кожно-венерологический диспансер" фактически является основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4" как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 74:33:126022:416.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Учреждение не может являться лицом, допустившим кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Во исполнение приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Учреждение обоснованно привлечено к участию в настоящем деле в качестве ответчика.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что взыскание с Учреждения расходов по уплате государственной пошлины в пользу заявителя необоснованно, также отклоняется.
В соответствии с п.1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как следует из материалов дела, истцом при подаче искового заявления уплачена госпошлина в сумме 4 200 руб., согласно платежного поручения от 08.02.2011 N 209 и чека ордера от 19.01.2011.
В связи с удовлетворением заявленных требований по настоящему делу расходы по оплате госпошлины обоснованно отнесены судом первой инстанции на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Челябинской области.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 августа 2011 г. по делу N А76-596/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-596/2011
Истец: ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N 4"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Магнитогорский отдел, ФБУ "Кадастровая палата" по Челябинской области
Третье лицо: Администрация г. Магнитогорска, Министерство промышленности и природных ресурсов Чел.области