Екатеринбург |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А60-20209/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Крюкова А.Н., Артемьевой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2011 по делу N А60-20209/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, третьи лица: государственное учреждение "230 пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области" (далее - учреждение "230 пожарная часть ГУ МЧС России по СО", должник), Свердловская область в лице Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, Правительство Свердловской области, о взыскании 24 876 руб. 53 коп.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Романюк Ю.Ю. (доверенность от 21.11.2011 N 236).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 24 876 руб. 53 коп. задолженности, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2010 по делу N А60-9593/2010.
Определениями суда от 28.06.2011, 26.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение "230 пожарная часть ГУ МЧС России по СО", Свердловская область в лице Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, Правительство Свердловской области.
Решением суда от 29.08.2011 (судья Кудинова Ю.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 24 876 руб. 53 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 (судьи Дружинина Л.В., Рубцова Л.В., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что учреждение "230 пожарная часть ГУ МЧС России по СО" является бюджетным учреждением и финансировалось за счет бюджета Свердловской области, главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для учреждения являлось Главное управление гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, к которому учреждение неоднократно обращалось с платежными поручениями об оплате счетов-фактур, выставленных обществом, однако платежные поручения остались неисполненными, соответственно, взыскание задолженности должно быть произведено с Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, но, учитывая, что указанное управление ликвидировано, задолженность следует взыскать за счет казны Свердловской области.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2010 по делу N А60-9593/2010 с учреждения "230 пожарная часть ГУ МЧС России по СО" в пользу общества взыскано 23 048 руб. 89 коп., из них 21 621 руб. 46 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии, отпущенной на основании договора теплоснабжения от 31.12.2008 N Мих 1-8507/09, 1427 руб. 4 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
На основании указанного решения обществу выдан исполнительный лист.
Исполнительное производство, возбужденное на основании данного исполнительного листа, было прекращено по причине отсутствия у должника имущества, подлежащего взысканию (постановление судебного пристава-исполнителя от 04.03.2011).
Кроме того, исполнительный лист был предъявлен в Управление Федерального казначейства по Свердловской области, но был возвращен взыскателю по причине отсутствия у должника лицевого счета с 27.04.2009 (уведомление от 11.04.2011 N 13-10/2/2960 о возврате исполнительного документа).
Общество, ссылаясь на отсутствие у должника имущества, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании вышеназванной задолженности в сумме 24 876 руб. 53 коп. с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке субсидиарной ответственности на основании ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1.2, 1.3, 7.1 Положения о государственном учреждении "230 пожарная часть ГУ МЧС России по СО" учредителем данного учреждения является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); пожарная часть находится в функциональном подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которая входит в структуру МЧС России; финансирование и материально-техническое обеспечение осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации, областного бюджета, местного бюджета.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя, в том числе подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения) (ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В соответствии с п. 3, 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Приказом МЧС России от 28.08.2008 N 507 "О подразделениях федеральной противопожарной службы" принято решение о ликвидации подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе и 230 пожарной части.
На основании п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Исследовав материалы дела и установив, что учредителем должника является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, финансовое обеспечение деятельности должника в силу ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" является расходным обязательством Российской Федерации, суды, руководствуясь ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили заявленные исковые требования, взыскав 24 876 руб. 53 коп. в пользу общества с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Ввиду вышеизложенного не принимаются доводы кассационной жалобы о взыскании спорной задолженности за счет казны Свердловской области.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2011 по делу N А60-20209/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
А.Н. Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Исследовав материалы дела и установив, что учредителем должника является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, финансовое обеспечение деятельности должника в силу ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" является расходным обязательством Российской Федерации, суды, руководствуясь ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили заявленные исковые требования, взыскав 24 876 руб. 53 коп. в пользу общества с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2012 г. N Ф09-10150/11 по делу N А60-20209/2011