г. Екатеринбург |
N Ф09-2287/12 |
19 апреля 2012 г. |
А50-17668/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2011 по делу N А50-17668/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Баев А.Н. (доверенность от 10.01.2012 N 05);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970; далее - общество "МРСК Урала") - Тузова Н.В. (доверенность от 16.12.2011).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к управлению о внесении изменений в п. 3.1 договора аренды от 09.10.2006 N 229, изложив его в следующей редакции: "Стоимость арендной платы устанавливается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, указанного в п. 1.1 настоящего договора, в год", о применении действия указанного пункта договора с 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2011 (судья Гусельникова Н.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Гребенкина Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 2, 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Заявитель считает, что спорный земельный участок предоставлен истцу для эксплуатации электросетевого комплекса, который не является линейным объектом. Управление также полагает, что условия договора аренды, урегулированные судом, не могут применяться ранее вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, не ранее 27.02.2011 - по истечении 30 дней с момента получения требования об изменении пункта договора аренды.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс - подстанция "Сильвинит" - 110 кВ, в состав которого входят: 1-этажное здание подстанции (литеры А-А1) общей площадью 542, 8 кв. м, два ограждения (литера I) и (литера II), расположенный по адресу: Пермский край, г. Березники, подстанция "Сильвинит" - 110 кВ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2008.
На основании распоряжения управления о предоставлении земельного участка в аренду от 09.10.2006 N 831-р между управлением (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Пермэнерго" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2006 N 229, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений общей площадью 17004 кв. м с кадастровым номером 59:03:07 00 024:0088 под электросетевой комплекс подстанции "Сильвинит" 110 кВ в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью (приложение N 1). В соответствии с п. 2.1 договора срок аренды установлен с 09.10.2006 по 09.09.2011.
Согласно п. 3.1 названного договора размер арендной платы за земельный участок определен в приложении N 3 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.03.2008, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2011 N 01/129/2011-654.
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 30.04.2008 открытое акционерное общество "Пермэнерго" реорганизовано путем присоединения к обществу "МРСК Урала".
Арендодатель начислил арендатору арендную плату за 2011 год по договору от 09.10.2006 N 229 в размере 489 919 руб. 24 коп., исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Общество "МРСК Урала" направило управлению предложение от 27.01.2011о внесении изменений в п. 3.1 договора аренды и перерасчете арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, а также подписанный со своей стороны проект дополнительного соглашения к указанному договору.
Письмом от 22.02.2011 N 01-16-1307/05 ответчик отказал в осуществлении перерасчета арендной платы, возвратив истцу дополнительное соглашение.
Ссылаясь на отказ управления от изменения условий договора аренды, общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения требования истца о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 09.10.2006 N 229 в части определения стоимости арендной платы за земельный участок, на котором расположен электросетевой комплекс подстанции "Сильвинит", в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок предоставлен истцу для эксплуатации электросетевого комплекса, который не является линейным объектом, был рассмотрен судом апелляционной инстанции. Отклоняя названный довод, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3.1 устава общества "МРСК Урала" одним из основных видов деятельности общества является обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии). Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2008 N 275-Э истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (раздел 1 "Услуги по передаче электрической и(или) тепловой энергии").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование являются объектами электросетевого хозяйства.
Как следует из материалов дела, расположенный на земельном участке объект недвижимости используется истцом для передачи и распределения тепловой энергии. Электросетевой комплекс относится к объектам транспортной системы естественной монополии, без участия которой невозможно функционирования электрических сетей.
Ссылка управления на то, что условия договора аренды, урегулированные судом, не могут применяться ранее вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, также была предметом исследования суда апелляционной инстанции, ей дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2011 по делу N А50-17668/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
...
В соответствии с п. 3.1 устава общества "МРСК Урала" одним из основных видов деятельности общества является обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии). Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2008 N 275-Э истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (раздел 1 "Услуги по передаче электрической и(или) тепловой энергии").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование являются объектами электросетевого хозяйства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2012 г. N Ф09-2287/12 по делу N А50-17668/2011