25 апреля 2012 г. |
Дело N А50-13384/2011 |
N Ф09-2859/12 |
Екатеринбург |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2011 по делу N А50-13384/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Агентство по природопользованию Пермского края (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса управления от 30.03.2011N 24.
Протокольным определением от 14.11.2011 произведена замена заявителя - агентства в порядке процессуального правопреемства на Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Решением суда от 14.11.2011 (судья Мартемьянов В.И.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные решение и постановление, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Административный орган полагает, что представление соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него незаконных требований и не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства Пермского края просит оставить вынесенные по данному делу решение и постановление без изменения, кроме того, заявило ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя. Указанное ходатайство судом также рассмотрено и удовлетворено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что управлением проведена проверка целевого использования субвенции, представленной из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за 2010 год.
По итогам проверки административным органом составлен акт от 16.03.2010 и вынесено представление от 30.03.2011 N 24 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, заявителю предложено принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений.
Раздел I. Незаконное использование средств федерального бюджета:
1. в нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (п. 2), израсходованы средства субвенции на приобретение форменного обмундирования для руководителя агентства Каменева А.Л., не предусмотренного переданными Российской Федерации полномочиями;
2. в нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (п. 3), приказа Рослесхоза от 12.10.2009 N 411 "О проведении обоснования и защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" уплачен налог на имущество при отсутствии согласия Рослесхоза на осуществление расходов на эти цели за счет средств субвенций;
3. в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (п. 5), Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (п. 4), расходы по проведению мероприятий по тушению лесных пожаров отражены в учете путем проведения трехстороннего взаимозачета, минуя лицевые счета агентства и ГКУ "Западно-Уральская база авиационной защиты леса".
Раздел II. Другие финансовые нарушения по средствам федерального бюджета:
1. в нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (п. 7.7), занижен размер неиспользованного остатка субвенций по состоянию на 01.01.2011, подлежащего возврату в федеральный бюджет в связи с отсутствием потребности, а также использование его на выплату премий по итогам года;
2. в нарушение ст. 12, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года погашена кредиторская задолженность за услуги связи предыдущих лет (2008 и 2009 годов);
3. в нарушение ст. 12, 162, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" продлены за пределы текущего финансового года сроки исполнения обязательств 2010 года по государственным контрактам, заключенным в ноябре 2010 года с обществами с ограниченной ответственностью "Армдорстрой", "СтройПрестиж";
4. в нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (п. 263) не отражены в бухгалтерском учете на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке топливные карты общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермнефтепродукт";
5. в нарушение ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (приложение N 2) списаны на расходы по тушению лесных пожаров горюче-смазочные материалы при отсутствии документов, подтверждающих их количественный расход;
6. в нарушение ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (п. 6), искажены данные сводного отчета о расходах субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма 1 - субвенции) за 2010 год;
7. в нарушение ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 N 128н, искажены данные "Баланса" (ф. 0503130) на 01.01.2011 в результате скрытой кредиторской задолженности по оплате транспортных услуг.
Не согласившись с указанным представлением агентство, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно положениям ст. 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Таким образом, контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14).
В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).
Статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 данного Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В силу п. 4 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в п. 1 - 3 названной статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Исходя из анализа приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, невыполнение которого влечет административную ответственность, следовательно, представление может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и(или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрен ряд полномочий, для обеспечения которых предоставляются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение.
При этом согласно абз. 15 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы о том, что административным органом в ходе проверки не установлено нецелевого использования бюджетных средств, расходные операции произведены с учетом действующего законодательства и направлены на организацию осуществления переданных полномочий.
Иные финансовые нарушения по средствам федерального бюджета, отраженные в оспариваемом представлении, не привели к последствиям, приведенным в ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к в выводу о том, что у административного органа отсутствовали основания для применения в отношении заявителя меры принуждения в виде вынесения представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки которой в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2011 по делу N А50-13384/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 указанных Правил предусмотрен ряд полномочий, для обеспечения которых предоставляются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение.
При этом согласно абз. 15 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы о том, что административным органом в ходе проверки не установлено нецелевого использования бюджетных средств, расходные операции произведены с учетом действующего законодательства и направлены на организацию осуществления переданных полномочий.
Иные финансовые нарушения по средствам федерального бюджета, отраженные в оспариваемом представлении, не привели к последствиям, приведенным в ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2012 г. N Ф09-2859/12 по делу N А50-13384/2011