г. Пермь |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А50-13384/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожиловой Е.Л.
при участии:
от заявителя - Министерства лесного хозяйства Пермского края (Агентства по природопользованию Пермского края ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562): не явились
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН 1045900087287, ИНН 5902293026): Левашина С.Ф. по доверенности от 29.12.2011
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 ноября 2011 года
по делу N 50-13384/2011
принятое судьей Мартемьяновым В.И.
по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края (Агентства по природопользованию Пермского края)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
об оспаривании представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса
установил,
Агентство по природопользованию Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае N 24 от 30.03.2011.
Протокольным определением от 14.11.2011 произведена замена заявителя Агентства по природопользованию Пермского края в порядке процессуального правопреемства на Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2011 года по делу N 50-13384/2011, принятым судьей Мартемьяновым В.И., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 30.03.2011 N24, как несоответствующее Бюджетному кодексу РФ. На Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае возложена обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, представление соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него незаконных требований, не создает препятствий в осуществлении экономической деятельности. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство лесного хозяйства Пермского края в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что в соответствии с ч.7 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. В ходе проверки нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере не установлено. Расходование денежных средств связано затратами на организацию осуществления определенных полномочий. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае проведена проверка целевого использования субвенции, представленной из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений за 2010 год. По итогам проверки составлен акт от 16.03.2010.
30.03.2011 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае вынесено представление N 24 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, заявителю предложено принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений:
Раздел I. Незаконное использование средств федерального бюджета:
1. В нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (пункт 2) - израсходованы средства субвенции на приобретение форменного обмундирования для руководителя Агентства Каменева А.Л., не предусмотренного переданными Российской Федерации полномочиями;
2. В нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (пункт 3), Приказа Рослесхоза от 12.10.2009 N 411 "О проведении обоснования и защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъекта РФ на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" - уплачен налог на имущество при отсутствии согласия Рослесхоза на осуществление расходов на эти цели за счет средств субвенций;
3. В нарушение Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (пункт 5), Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (пункт 4) - расходы по проведению мероприятий по тушению лесных пожаров отражены в учете путем проведения трехстороннего взаимозачета, минуя лицевые счета Агентства по природопользованию Пермского края и ГКУ "Западно-Уральская база авиационной защиты леса".
Раздел II. Другие финансовые нарушения по средствам федерального бюджета.
1. В нарушение Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (пункт 7.7) - занижен размер неиспользованного остатка субвенций по состоянию на 01.01.2011, подлежащего возврату в федеральный бюджет в связи с отсутствием потребности, а также использование его на выплату премий по итогам года;
2. В нарушение ст.ст.12, 242 Бюджетного кодекса РФ - за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года погашена кредиторская задолженность за услуги связи предыдущих лет (2008 и 2009 годов);
3. В нарушение ст.ст.12, 162, 242 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" - продлены за пределы текущего финансового года сроки исполнения обязательств 2010 года по государственным контрактам, заключенным в ноябре 2010 года с ООО "Армдорстрой", ООО "СтройПрестиж";
4. В нарушение приказа МФ РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (пункт 263) - не отражены в бухгалтерском учете на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке топливные карты ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт";
5. В нарушение ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, приказа Министерства финансов России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (приложение N 2) списаны на расходы по тушению лесных пожаров горюче-смазочные материалы при отсутствии документов, подтверждающих их количественный расход;
6. В нарушение ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (пункт 6) - искажены данные сводного отчета о расходах субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма 1 - субвенции) за 2010 год;
7. В нарушение ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, Инспекции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом МФ РФ от 13.11.2008 N 128н - искажены данные "Баланса" (ф.0503130) на 01.01.201 в результате скрытой кредиторской задолженности по оплате транспортных услуг.
Не согласившись с указанным представлением Министерство лесного хозяйства Пермского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1.1 Положения Агентства по природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 N 28-п Агентство по природопользованию Пермского края (далее - Агентство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия органов государственной власти Пермского края, отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Пермского края, в области лесных отношений и реализующим правоприменительные функции в области лесных отношений.
Целью деятельности Агентства является реализация государственных полномочий в области лесных отношений, в пределах компетенции, определенной губернатором Пермского края и Правительством края в соответствии с действующим законодательство м (п.2.2 Положения).
Пунктом 1.6 Положения предусмотрено, что финансирование полномочий, установленных ст.83 Лесного кодекса РФ, осуществляется Агентством за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила расходования и учета средств).
Пунктом 2 данных Правил предусмотрен ряд полномочий, для обеспечения которых предоставляются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение.
Вместе с тем, в абз.15 п.7 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Как следует из материалов дела, разделом 1 представления установлено незаконное использование средств федерального бюджета.
В обоснование правомерности расходования денежных средств на форменное обмундирование, заявителем представлен приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2005 N 331 "Об утверждении перечня форменной одежды работников лесного хозяйства" Данные расходы произведены в соответствии с требованиями Рослесхоза.
Перечисление налога на имущество за 2010 год в сумме 18 756 руб. произведено также за счет субвенций (п.2 раздела 1). Расходы по проведению мероприятий по тушению лесных пожаров отражены в учете путем проведения трехстороннего взаимозачета, минуя лицевые счета Агентства по природопользованию Пермского края и ГКУ "Западно-Уральская база авиационной защиты леса" (п.3 раздела 1).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в ходе проверки не установлено нецелевого использования бюджетных средств, расходные операции произведены с учетом действующего законодательства и направлены на организацию осуществления переданных полномочий. Доказательств того, что расходы могли и должны были производиться за счет иных средств Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае не представлено.
В разделе 2 представления зафиксированы другие финансовые нарушения по средствам федерального бюджета, а именно: занижение размера неиспользованного остатка субвенций по состоянию на 01.01.2011, подлежащего возврату в федеральный бюджет в связи с отсутствием потребности, а также использование его на выплату премий по итогам года (п.1); погашение за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года кредиторской задолженности за услуги связи предыдущих лет (2008 и 2009 годов) (п.2); продление за пределы текущего финансового года сроков исполнения обязательств 2010 года по государственным контрактам, заключенным в ноябре 2010 года с ООО "Армдорстрой", ООО "СтройПрестиж" (п.3); не отражение в бухгалтерском учете на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке топливных карт ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" (п.4); списание на расходы по тушению лесных пожаров горюче-смазочных материалов при отсутствии документов, подтверждающих их количественный расход (п.5); искажение данные сводного отчета о расходах субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма 1 - субвенции) за 2010 год (п.6); искажены данных "Баланса" (ф.0503130) на 01.01.201 в результате скрытой кредиторской задолженности по оплате транспортных услуг (п.7).
В материалах дела отсутствуют доказательства использования субвенций не в соответствии со сметой на содержание и на мероприятия по выполнению полномочий. Более того в акте проверки отражено, что нарушения при оплате труда работников не выявлены, бухгалтерские операции, связанные с получением и использованием субвенций из федерального бюджета отражены в учете в полном объеме и своевременно.
В соответствии со ст.281 Бюджетного кодекса РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Согласно п.2 ст.284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса: выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Из анализа норм ст.283 БК РФ и содержания выявленных заинтересованным лицом нарушений, поименованных в представлении, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что у Территориального управления ФСФБН в Пермском крае отсутствовали основания для применения мер принуждения в виде вынесения представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предстатвление не нарушает права и законные интересы заявителя судом апелляционной инстанции не принимаются. Сам по себе факт вынесения представления в соответствии со ст.284 БК РФ предполагает наличие в действиях заявителя фактов нарушения ст.283 БК РФ, что не может не затрагивать интересов проверяемого лица. Из пояснений представителя территориального управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что контролирующий орган вынес представления с целью обратить внимание заявителя на отдельные неточности в учете, однако указанные обстоятельства не дают органу право на вынесение представления. Указанная цель могла быть достигнута путем составления акта проверки.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2011 года по делу N А50-13384/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13384/2011
Истец: Агентство по природопользованию ПК, Министерство лесного хозяйства Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Ответчик: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, ТУ Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора в ПК