24 апреля 2012 г. |
Дело N А60-48330/2011 |
N Ф09-2813/12 |
Екатеринбург |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2012 по делу N А60-48330/2011.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Пискарев М.В. (доверенность от 29.11.2011 б/н);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) - Юзвак Ю.С. (доверенность от 05.04.2012 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Свердловской области (ИНН: 6658021579, ОГРН: 1036602648444) от 03.04.2008 N 278-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 278-ПП) в части исключения из видов разрешенного использования земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования "город Екатеринбург", вида разрешенного пользования земельного участка по ставке 0,1 "земельные участки под научно-исследовательскими институтами включая их опытно-производственную базу".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Екатеринбурга и министерство (ИНН: 6661004661; 6658091960, ОГРН: 1046603983800; 1036602638588).
Решением суда от 24.02.2012 (судьи Киреев П.Н., Италмасова Е.Г., Плюснина С.В.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соответствии оспариваемого постановления Правительства Свердловской области требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора аренды от 07.06.2004 N Т-208/1018 является арендатором земельного участка общей площадью 26 727 кв.м. из категории земель поселений, кадастровый номер 66:41:0704014:0004, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 16, используемого под строения и сооружения научной организации и под платную стоянку. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 64-ПП), базовый размер арендной платы за земельный участок под научно-исследовательский институт, включая опытно-производственную базу, определен в размере 0,1 в кратности к земельному налогу, вид разрешенного использования земельного участка: "земельные участки под научно-исследовательские институты включая их опытно-производственную базу".
Постановлением N 278-ПП Постановление N 64-ПП дополнено порядком расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах и за пределами границ и рабочих поселков на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Постановление было опубликовано в "Областной газете" от 18.04.2008 N 126-127.
Постановлением N 278-ПП вид разрешенного использования: "земельные участки под научно-исследовательскими институтами включая их производственную базу", для земельных участков расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" государственная собственность на которые не разграничена, исключен из перечня видов разрешенного использования земельных участков. При этом ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в пределах и за пределами границ городов и рабочих поселков на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлены в процентах от кадастровой стоимости.
Полагая, что Постановление N 278-ПП в части установления ставки арендной платы в зависимости от того, разграничено право государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" или нет, не соответствует Конституции Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодексе Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из соответствия нормативного акта в оспариваемой части требованиям действующих нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Согласно указанным выше нормам права стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09.
С учетом указанного разъяснения арбитражный суд обоснованно указал на наличие у Постановления N 278-ПП признаков нормативного правового акта, проверка законности которого в порядке судебного нормоконтроля относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 64-ПП утверждены базовые размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков.
Согласно п. 8, 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с подп. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с постановлением N 64-ПП размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности Свердловской области, определяется путем перемножения площади земельного участка, ставки земельного налога, рассчитанной по правилам, действовавшим в 2005 году (установлена в рублях за квадратный метр), базового размера арендной платы и установленных коэффициентов (постановления Правительства Свердловской области от 29.05.2006 N 439-ПП "О регулировании отдельных вопросов по взиманию арендной платы за земельные участки", от 23.12.2008 N 1365-ПП "Об установлении на 2009 год коэффициента увеличения, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" и от 20.11.2009 N 1685-ПП "Об установлении на 2010 год коэффициента увеличения, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области").
Постановлением N 64-ПП, в редакции постановления от 03.04.08 N 278-ПП, установлено, что размер арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах и за пределами границ городов и рабочих поселков на территории муниципального образования "город Екатеринбург", определяется путем перемножения кадастровой стоимости 1 кв. м, определенной, исходя из значений, применяемых при расчете арендной платы в 2008 году (рублей/кв.м); ставки арендной платы по видам использования земель в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, установленной Правительством Свердловской области (Ст), и площади земельного участка в кв. м.
Таким образом, в отношении неразграниченных государственных земель и земель, находящихся в собственности Свердловской области, применены различные подходы: в первом случае применяется ставка арендной платы, а во втором - базовый размер арендной платы.
Кроме того, в расчете исходя из базового размера арендной платы применялись ставки земельного налога, рассчитанные по правилам, действовавшем в 2005 году, а, в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, ставки земельного налога применяются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что принимая оспариваемое Постановление N 278-ПП, Правительство Свердловской области действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, предоставленных на основании Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд обоснованно указал, что из материалов дела не следует, что Правительство Свердловской области, исключая из видов разрешенного использования земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования "город Екатеринбург", вида разрешенного пользования земельного участка по ставке "земельные участки под научно-исследовательскими институтами включая их опытно-производственную базу" каким либо образом создавало преимущества и обеспечивало более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке отдельным хозяйствующим субъектам.
Показатели ставок арендной платы, приведенные по неразграниченным государственным землям по отношению к землям, находящимся в собственности Свердловской области, невозможно сравнивать между собой, так как они приведены в различных единицах измерения (базовые размеры арендной платы в кратности к земельному налогу и ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости). Иного обществом не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Постановлением N 278-ПП нарушены права и законные интересы общества в связи с изменением вида разрешенного использования принадлежащего обществу земельного участка.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что с 01.01.2012 в отношении всех земельных участков, расположенных на территории Свердловской области применяется порядок определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости и ставки арендной платы в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, указав на соответствие Постановления N 278-ПП требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2012 по делу N А60-48330/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" (ОАО ВНИИМТ) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Показатели ставок арендной платы, приведенные по неразграниченным государственным землям по отношению к землям, находящимся в собственности Свердловской области, невозможно сравнивать между собой, так как они приведены в различных единицах измерения (базовые размеры арендной платы в кратности к земельному налогу и ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости). Иного обществом не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Постановлением N 278-ПП нарушены права и законные интересы общества в связи с изменением вида разрешенного использования принадлежащего обществу земельного участка.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что с 01.01.2012 в отношении всех земельных участков, расположенных на территории Свердловской области применяется порядок определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости и ставки арендной платы в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, указав на соответствие Постановления N 278-ПП требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2012 г. N Ф09-2813/12 по делу N А60-48330/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8708/12
27.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8708/12
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2813/2012
24.02.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48330/11