связать с 53315264.0
27 апреля 2012 г. |
N Ф09-2258/12 Дело N А76-7757/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Челябэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2011 по делу N А76-7757/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Волков В.Д. (доверенность от 03.02.2012 N 40);
индивидуального предпринимателя Мусихина Владимира Юрьевича (далее - предприниматель) - Сыроежин В.Б. (доверенность от 22.11.2010 N 74 АА 0250905);
ОАО "Челябэнергосбыт" - Шаманов М.С. (доверенность от 23.08.2011 N 5-7).
ОАО "Челябэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительными решения от 08.02.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 84-04/10, а также вынесенного на основании этого решения предписания от 08.02.2011 N 11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматель и Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет).
Решением суда от 16.09.2011 (судья Михайлова Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Челябэнергосбыт" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие в его действиях вмененного ему оспариваемым решением нарушения. Как указывает заявитель, понятие "ценообразование" Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не раскрывается, в связи с чем необходимо применять специальные нормы права, регулирующие отдельные виды деятельности (отрасли) хозяйствующих субъектов оптовых и розничных рынков; в силу ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" судами неправомерно не учтено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации; в соответствии с п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), "ценообразование" - это процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию, мощность и тепловую энергию (мощность). Заявитель считает, что суды необоснованно оставили без рассмотрения его доводы о ненадлежащей квалификации антимонопольным органом действий ОАО "Челябэнергосбыт" по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции при совершении расчета числа часов использования мощности (далее - ЧЧИМ) потребителя в период исполнения договора энергоснабжения. По мнению заявителя, при разрешении вопроса относительно порядка ценообразования управление действовало с превышением своих полномочий, поскольку разрешение дел, предметом рассмотрения которых является нарушение порядка ценообразования на розничном рынке электроэнергии, относится к компетенции комитета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с Уставом ОАО "Челябэнергосбыт" осуществляет деятельность по реализации (продаже) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии потребителям.
Приказом управления от 01.09.2008 N 71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, как занимающее на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65%.
ОАО "Челябэнергосбыт" осуществляет реализацию электрической энергии предпринимателю на основании договора энергоснабжения от 01.06.2008 N 604.
Пункт 2.1.3 названного договора устанавливает обязанность ОАО "Челябэнергосбыт" по ежегодному представлению покупателю (предпринимателю) оформленных приложений, в том числе приложения N 7, содержащего ЧЧИМ покупателя на год.
В 2009 году предприниматель относился к категории потребителей с ЧЧИМ от 5001 до 6000.
В декабре 2009 года ОАО "Челябэнергосбыт" разработало и направило в адрес покупателя приложения к договору на 2010 год, включая приложение N 7, в соответствии с которым ЧЧИМ составило 4713.
В письме от 28.12.2009 N 156 предприниматель указал на фактическое изменение приложениями условий договора энергоснабжения, влекущее изменение тарифа на отпускаемую по договору электрическую энергию, и просил разъяснить основания внесения таких изменений.
В ответ на данное обращение ОАО "Челябэнергосбыт" в письме от 11.01.2010 N ТФ2-1/21 сообщило, что приложения N 3 и 7 к договору рассчитаны исходя из результатов почасовых замеров активной мощности, произведенных 17.06.2009 и 16.12.2009.
В письмах от 05.04.2010 N 54 и от 14.04.2010 N 21-1968 предприниматель и ОАО "Челябэнергосбыт" согласовали необходимость повторных замеров потребления активной мощности.
Предприниматель 14.07.2010 обратился в управление с жалобой на действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в произвольном отнесении его на 2010 год к группе потребителей по ЧЧИМ менее 5000 и предъявлении ему под угрозой отключения электроэнергии счетов на оплату по тарифу, установленному для потребителей по ЧЧИМ менее 5000.
По данному заявлению антимонопольным органом возбуждено дело N 84-04/10 и по результатам его рассмотрения принято решение от 10.03.2011, в соответствии с которым действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в определении ЧЧИМ для конкретного потребителя - предпринимателя, а не для группы потребителей, вошедших в выборку, и применении при расчете ЧЧИМ коэффициента заполнения графика нагрузки потребителя, не предусмотренного для применения п. 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), признаны нарушающими требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 08.02.2011 N 11, в котором предписано в течение 2 месяцев с момента его получения прекратить нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, осуществить расчет ЧЧИМ для группы потребителей, в которую входит предприниматель, в соответствии с п. 69 Методических указаний и представить предпринимателю расчет цены электроэнергии на 2010-2011 гг. с учетом ЧЧИМ, определенной в соответствии с п. 69 Методических указаний.
Не согласившись с названными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, ОАО "Челябэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемых решения и предписания управления.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции ОАО "Челябэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области. В связи с этим ОАО "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Тарифы на электроэнергию дифференцируются по ЧЧИМ, которое рассчитывается в соответствии с п. 69 Методических указаний.
Названной нормой установлена следующая последовательность действий при определении энергоснабжающей организацией (далее - ЭСО) расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам:
а) по каждой группе потребителей определяется состав представительной выборки. По каждому потребителю, вошедшему в выборку, рассматривается следующая информация:
- наименование предприятия (организации);
- вид выпускаемой продукции (для промышленных предприятий);
- коэффициент сменности (для промышленных предприятий);
- основные направления использования электроэнергии;
- суточный график электрической нагрузки в день годового максимума совмещенного графика нагрузки ОЭС (если суточный график по какой-либо тарифной группе отсутствуют, то организуются выборочные замеры нагрузки в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки ОЭС);
- годовой объем электропотребления;
б) по каждому потребителю в указанном суточном графике определяется нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС;
в) посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки определяется среднегодовое число часов использования максимума нагрузки рассматриваемой группы потребителей.
Исследовав представленный ОАО "Челябэнергосбыт" по запросу антимонопольного органа расчет ЧЧИМ для предпринимателя на 2010 год, суды установили, что в нарушение указанных выше требований Методических указаний расчет произведен для конкретного потребителя - предпринимателя, а не для группы потребителей, вошедших в представительную выборку, кроме того, использован коэффициент заполнения графика нагрузки (Кзг), не предусмотренный п. 69 Методических указаний.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что антимонопольным органом правомерно квалифицированы действия ОАО "Челябэнергосбыт" как нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Понятие "ценообразование", установленное в п. 2 Основ ценообразования, применяется для целей установления тарифов в отношении электрической и тепловой энергии и не может применяться к правоотношениям, регулируемым Законом о защите конкуренции.
Понятие "ценообразование", заложенное в Основах ценообразования, распространяется на деятельность, осуществляемую регулирующими органами, которые не являются хозяйствующими субъектами, в то время как требования, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, направлены на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках, занимающих доминирующее положение.
ОАО "Челябэнергосбыт", предъявляя к оплате стоимость потребленной энергии, осуществляет действия по формированию цены за электроэнергию.
Ввиду изложенного доводы заявителя, отраженные в кассационной жалобе и приведенные выше, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2011 по делу N А76-7757/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Челябэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленный ОАО "Челябэнергосбыт" по запросу антимонопольного органа расчет ЧЧИМ для предпринимателя на 2010 год, суды установили, что в нарушение указанных выше требований Методических указаний расчет произведен для конкретного потребителя - предпринимателя, а не для группы потребителей, вошедших в представительную выборку, кроме того, использован коэффициент заполнения графика нагрузки (Кзг), не предусмотренный п. 69 Методических указаний.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что антимонопольным органом правомерно квалифицированы действия ОАО "Челябэнергосбыт" как нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
...
Понятие "ценообразование", установленное в п. 2 Основ ценообразования, применяется для целей установления тарифов в отношении электрической и тепловой энергии и не может применяться к правоотношениям, регулируемым Законом о защите конкуренции.
Понятие "ценообразование", заложенное в Основах ценообразования, распространяется на деятельность, осуществляемую регулирующими органами, которые не являются хозяйствующими субъектами, в то время как требования, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, направлены на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках, занимающих доминирующее положение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф09-2258/12 по делу N А76-7757/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13044/12
17.10.2012 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7757/11
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2258/12
19.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11623/11
16.09.2011 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7757/11