3 мая 2012 г. |
Дело N А60-33398/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А60-33398/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Семенов К.Ю. (доверенность от 27.12.2011 N 145);
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" (ОГРН 1026605245260, ИНН 6661008786; далее - учреждение, заявитель) - Жильцов М.А. (доверенность от 27.11.2009 б/н), Желомеева Н.В. (доверенность от 13.03.2012 б/н).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным предписания фонда от 01.08.2011 N 22-08/339 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки учреждения, в части обязания учреждения восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 14 339 600 руб., использованные учреждением на оплату услуг по проведению компьютерной томографии.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2011 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) апелляционным судом норм процессуального права, а именно ч. 2 ст. 13, ч. 2, 3 ст. 201, ч. 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неверно применена ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оценка стандартов медицинской помощи, установленных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.09.2005 N 548 и от 20.04.2007 N 288 (далее - федеральные стандарты медицинской помощи), и медико-экономических стандартов, разработанных Департаментом здравоохранения Свердловской области в 1995 году, на предмет установления большей юридической силы тех или иных стандартов невозможна. Фонд, ссылаясь на ч. 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что апелляционный суд в нарушение названной статьи вышел за пределы заявленных требований, поскольку фактически признал незаконными медико-экономические стандарты, действующие в системе обязательного медицинского страхования Свердловской области, ввиду их несоответствия федеральным стандартам медицинской помощи, тогда как предметом спора является законность предписания фонда. В обоснование жалобы фонд также указывает на неправильное применение апелляционным судом п. 7 ч. 1 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1) и необоснованное неприменение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего применение в системе обязательного медицинского страхования медико-экономических стандартов, а не стандартов медицинской помощи (п. 11 ч. 4 ст. 44); необходимость возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (ч. 9 ст. 39).
Как следует из материалов дела, с 19.04.2011 по 18.05.2011 фондом проведена документальная проверка учреждения за период с 01.01.2008 по 31.03.2011 по вопросу целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, в ходе которой выявлено, в том числе расходование учреждением в 2010-2011 годах средств обязательного медицинского страхования в сумме 14 339 600 руб. на оплату высокотехнологичных (дорогостоящих) услуг по исследованию больных стационара с применением компьютерной томографии. Поскольку данный вид высокотехнологичного (дорогостоящего) исследования, по мнению фонда, не входит в медико-экономические стандарты, принятые на территории Свердловской области, указанные расходы произведены в нарушении Базовых программ обязательного медицинского страхования на 2010 - 2011 годы и Тарифных соглашений, действовавших на территории Свердловской области в указанном периоде.
По результатам проверки фондом составлен акт от 21.06.2011 и вынесено предписание от 01.08.2011 N 22-08/339 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, обязывающее учреждение, в том числе, в срок до 30.08.2011 восстановить на счет фонда средства обязательного медицинского страхования в сумме 14 339 600 руб., использованные учреждением не по назначению.
Учреждение, полагая, что предписание фонда в вышеуказанной части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об использовании заявителем средств фонда на оплату услуг по проведению компьютерной томографии в нарушение целевого назначения, отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что учреждением в нарушение положений Тарифных соглашений произведена оплата медицинских услуг, не включенных в медико-экономические стандарты и не относящихся в силу этого к гарантированному объему необходимых диагностических и лечебных услуг, оплата которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, установив несоответствие медико-экономических стандартов, разработанных в 1995 году Департаментом здравоохранения Свердловской области, федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, применил положения ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие в рассматриваемом случае нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования и в связи с этим удовлетворил заявленные требования.
Выводы апелляционного суда соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив доводы заявителя жалобы, материалы дела, кассационный суд пришел к выводу, что апелляционный суд действовал в рамках предоставленных ему процессуальных полномочий.
Пунктом 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно положениям ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства), основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Основ законодательства законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные Основами.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 16 ст. 5 Основ законодательства к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (п. 4 ст. 6 Основ законодательства).
В силу ст. 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 20 Основ законодательства гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (ст. 20.1 Основ законодательства).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании), которым определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
До 01.01.2011 данные отношения регулировались Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811 и от 04.10.2010 N 782 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи соответственно на 2010 и 2011 годы, которыми установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В указанных Программах предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" система страховой медицины должна быть обеспечена возможностью соответствующего финансирования, осуществляемого, в том числе, территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
При этом базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе (ст. 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811 и от 04.10.2010 N 782, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Законом Свердловской области от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" (далее - Областной закон N 54-ОЗ), Территориальными правилами обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2005 N 585- ПП, установлено, что гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, гарантируется предоставление медицинской и лекарственной помощи, ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области.
В соответствии с Тарифными соглашениями по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2009 и 2010 годы тарифы используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями и организациями населению в рамках Программ, в том числе оплаты стационарной и стационарозамещающей помощи за пролеченного больного в соответствии с утвержденными медико-санитарными стандартами. Тарифы на оплату стационарной медицинской помощи формируются на основе медико-санитарных стандартов, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения, при этом медико-санитарные стандарты определяют гарантированный объем необходимых диагностических и лечебных услуг, требований к результатам лечения заболевания.
Согласно ст. 6 Основ законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи.
В силу п. 3 ст. 9 Закона Свердловской области "О здравоохранении в Свердловской области" установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства Свердловской области.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории Свердловской области в проверяемом периоде действовали медико-санитарные стандарты, разработанные в 1995 году Департаментом здравоохранения Свердловской области, на основании которых производилась оплата медицинской помощи (услуг) за счет средств обязательного медицинского страхования. Однако в названных Медико-экономических стандартах предусмотрено оказание услуги (исследований) рентгенография, таких услуг как компьютерная томография, оплата которых произведена учреждением в спорном размере, указанные стандарты не содержали.
Между тем, как правильно указал апелляционный суд, компьютерная томография как обязательный метод обследования включена в федеральные стандарты лечения больных с инфарктом миокарда (Стандарты медицинской помощи больным с острым инфарктом миокарда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.09.2005 N 548; Стандарты медицинской помощи больным со стабильной стенокардией, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2007 N 288). В соответствии с названными стандартами больным, составляющим основное количество больных учреждения, показана компьютерная томография сердца.
При этом Базовыми программами обязательного медицинского страхования на 2010 и 2011 годы, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811 и от 04.10.2010 N 782, в состав тарифов включаются расходы по оплате стоимости лабораторных исследований и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), вместе с тем оплате подлежат расходы на оплату договоров по возмездному оказанию услуг со сторонними медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в рамках Территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В Областном законе N 54-ОЗ предусмотрено, что региональные стандарты медицинской помощи (областные стандарты) должны устанавливаться на уровне не ниже федеральных медицинских стандартов, установленных федеральным органом исполнительной власти (подп. 1- 1 ст. 9).
В соответствии со ст. 36 Областного закона N 54-ОЗ гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется на территории Свердловской области государственными, муниципальными и частными организациями здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, которая разрабатывается на основе программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения и утверждается Правительством Свердловской области после получения согласия Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области (п. 1 ст. 37 Областного закона N 54-ОЗ).
В Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи включается территориальная программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области. При этом перечень видов медицинской помощи, включаемых в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, не может быть менее установленного программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (п. 2, 3 ст. 37 Областного закона N 54-ОЗ)
При этом нормативные акты (Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, ст. 20.1 Основ законодательства) предусматривают возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.
Кроме того, п. 2 ст. 8 Закона об обязательном медицинском страховании субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти в сфере обязательного медицинского страхования отнесено, в том числе и становление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных Базовой программой обязательного медицинского страхования.
Исходя из анализа вышеуказанных положений нормативных актов, апелляционным судом сделан правильный вывод, что оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, должно быть в объеме не ниже федеральных стандартов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что медико-экономические стандарты, разработанные Департаментом здравоохранения Свердловской области в 1995 году, не содержат вид обследования - компьютерную томографию как вид современного обследования. При этом в Территориальной программе по оказанию бесплатной медицинской помощи на территории Свердловской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2009 N 1786-п, предусматривающей необходимость оказания медицинской помощи в круглосуточном режиме в рамках утвержденных медико-экономических стандартов не указано, какими именно медико-экономическими стандартами следует руководствоваться.
Дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, в том числе по оказанию спорной услуги больным с инфарктом миокарда, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования в нормативные акты Свердловской области, действовавшие в проверяемый период, не внесено.
С учетом изложенного обоснованным является вывод апелляционного суда о несоответствии медико-экономических стандартов, разработанных Департаментом здравоохранения Свердловской области в 1995 году, современным требованиям оказания медицинской помощи, осуществляемой в проверяемый период гражданам Российской Федерации (кардиологическим больным), проживающим в Свердловской области.
При установленных обстоятельствах нарушено конституционное право каждого человека, установленное п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений; а также нарушен установленный ст. 2 Основ законодательства основной принцип охраны здоровья граждан - соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с разделом 5 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811, тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают, в том числе расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования).
Данное положение содержится в Тарифных соглашениях по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2009, 2010 и 2011 годы.
Само по себе неуказание в медико-экономических стандартах, разработанных в 1995 году Департаментом здравоохранения Свердловской области, других нормативных актов Свердловской области, действовавших в проверяемом периоде на территории Свердловской области, в объем оказания медицинской помощи, в том числе услуги по компьютерной томографии как обязательного метода обследования для лечения больных с инфарктом миокарда, проведенной сторонней организацией (при отсутствии в учреждении томографа), не свидетельствует о наличии у медицинских учреждений Свердловской области права осуществлять объем медицинской помощи в размере меньшем, нежели установлены Федеральной программой и иными федеральными нормативными актами.
Учитывая нормы права, предусмотренные п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правильно применив ч. 2 ст. 13, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, установленные по делу, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерном применении фондом медико-экономических стандартов, разработанных в 1995 году Департаментом здравоохранения Свердловской области, противоречащих действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, как следует из акта проверки от 21.06.2011, фондом не выявлено необоснованных случаев проведения компьютерной томографии, оплата данного вида услуг производилась в пределах тарифов и нормативов, рассчитанных исходя из количества населения Свердловской области и средней стоимости тарифа лечения в круглосуточном стационаре, предусмотренного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 и 2011 годы.
Апелляционным судом учтено также, что поскольку компьютерная томография не отнесена к высокотехнологичным методам исследований, финансируемых за счет средств бюджета, их оплата должна осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования (Перечень видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи и медицинских услуг, предоставляемых населению Свердловской области в медицинских организациях за счет средств областного бюджета, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 04.07.2007 N 640-ПП).
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в нарушение требований, предусмотренных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фондом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного правильным является вывод суда апелляционной инстанции о расходовании учреждением спорной суммы средств обязательного медицинского страхования в проверяемый период на цели, определенные Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и Тарифными соглашениями по оказанию данной услуги за счет средств обязательного медицинского страхования, что не свидетельствует об осуществлении учреждением нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в проверяемый период.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда о несоответствии предписания фонда в оспариваемой части действующему законодательству, нарушении прав и законных интересов учреждения в связи с обязанием восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 14 339 600 руб., использованные учреждением на оплату услуг по проведению компьютерной томографии, являются законными и обоснованными.
Таким образом, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные учреждением требования.
Рассмотрев доводы заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора вышел за пределы, определенные ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что обжалуемый судебный акт мотивирован апелляционным судом со ссылками на действующее законодательство, обстоятельства дела исследованы в полном объеме, доказательствам, доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции действовал в пределах полномочий, определенных ч. 1 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод фонда, изложенный в кассационной жалобе, о неправильном применении апелляционным судом п. 7 ч. 1 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1) и необоснованном неприменение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего применение в системе обязательного медицинского страхования медико-экономических стандартов, а не стандартов медицинской помощи (п. 11 ч. 4 ст. 44); необходимость возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (ч. 9 ст. 39), судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании норма права.
Иные доводы фонда, изложенные в жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А60-33398/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев доводы заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора вышел за пределы, определенные ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что обжалуемый судебный акт мотивирован апелляционным судом со ссылками на действующее законодательство, обстоятельства дела исследованы в полном объеме, доказательствам, доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции действовал в пределах полномочий, определенных ч. 1 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод фонда, изложенный в кассационной жалобе, о неправильном применении апелляционным судом п. 7 ч. 1 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1) и необоснованном неприменение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего применение в системе обязательного медицинского страхования медико-экономических стандартов, а не стандартов медицинской помощи (п. 11 ч. 4 ст. 44); необходимость возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (ч. 9 ст. 39), судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании норма права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2012 г. N Ф09-2297/12 по делу N А60-33398/2011