Екатеринбург |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А50П-829/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд) на решение Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.11.2011 по делу N А50П-829/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное учреждение "Кочевксая центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании предписания фонда от 20.05.2011 N 19/05/1626 недействительным в части обязания восстановить использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп.
Решением суда от 17.11.2011 (судья Фролова Н.Л.) заявление удовлетворено. Суд признал недействительным пункт 2 предписания от 20.05.2011 N 19/05/1626 принятого Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования в части обязания восстановить средства в сумме 52 488 руб. 20 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований, обязав учреждение восстановить за счет средств бюджета, платных услуг населению на счет, открытый медицинской организацией для перечисления средств и перечислить восстановленные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп., а также, пересмотреть размер начисленной госпошлины.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение не соглашается с мнением фонда и поддерживает выводы судов.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка целевого использования учреждением средств направленных на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009, с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По результатам проверки фондом составлен акт от 10.05.2011 и вынесено предписание от 20.05.2011 N 19/05/1626, которым предложено учреждению восстановить средства, использованные не по целевому назначению за 2010 год в сумме 52 699 руб. 84 коп. путем перечисления на счет фонда за счет средств бюджета и/или платных услуг в срок до 10.05.2011.
Не согласившись с названными выводами, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях учреждения факта нецелевого использования денежных средств в указанной сумме.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность и в соответствии с бюджетами указанных фондов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" удержание средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
Из материалов дела следует, что между фондом и учреждением заключен типовой договор от 13.02.2009 N 07/1146 о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при его отсутствии - соответствующим государственным учреждением здравоохранения Пермского края, либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и государственных учреждений здравоохранения Пермского края - медицинской организацией, в которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинского учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Для оказания дополнительной медицинской помощи учреждение привлекало врачей-терапевтов участковых, которым начислены денежные выплаты стимулирующего характера.
Судами установлено, что денежные средства израсходованы учреждением в соответствии с целевым назначением, а именно в связи с исполнением Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В. обязанностей врачей-терапевтов участковых и выполнением ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Поскольку данные обстоятельства подтверждаются дипломами по специальности "Лечебное дело", сертификатами получения специальности "Терапия", следовательно, уровень профессионального и послевузовского профессионального образования у врачей, соответствует установленным требованиям и выводы судов являются правильными.
Довод фонда о том, что в спорный период у Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В. отсутствовали сертификаты по специальности "Терапия" правомерно отклонен судами, так как данное обстоятельство не может свидетельствовать о нецелевом использовании учреждением денежных средств.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1110 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)" (далее - Постановление N 1110), которым утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)" (далее - Правила).
Во исполнение Постановления N 1110 правительством Пермского края принято Постановление от 17.02.2009 N 79-п "О денежных выплатах врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - Постановление N 79-п), которым утвержден "Порядок и условия осуществления денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - Порядок).
В силу п. 2.3 Порядка, территориальные фонды перечисляют средства учреждениям здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь при условии заключения учреждением здравоохранения, включенным в Перечень учреждений здравоохранения, участвующих в оказании дополнительной медицинской помощи, утвержденный Министерством, с Территориальным фондом договора и представления в Территориальный фонд медицинской организацией бюджетной заявки на перечисление средств на оплату дополнительной медицинской помощи из бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования учреждению здравоохранения по типовой форме в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
Согласно п. 2.5 Порядка денежные выплаты медицинским работникам, установленные Порядком, осуществляются непосредственно учреждением здравоохранения, с которым медицинский работник состоит в трудовых отношениях.
В соответствии с п. 2 Правил субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи (далее - денежные выплаты) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Деятельность врача-терапевта участкового регулируется Положением "Об организации деятельности врача-терапевта участкового", являющегося приложением к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2005 N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения на должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия".
Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
В соответствии с ч. 1 п. 2 Единого квалификационного справочника должностей квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Согласно п. 4 Единого квалификационного справочника должностей Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 и иными нормативными правовыми актами.
Для замещения должности "Врач-терапевт участковый" разделом III Единого квалификационного справочника должностей к квалификации "Врача-терапевта участкового" предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и(или) ординатура) по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификат специалиста по специальности "Терапия" без предъявления требований к стажу работы.
В ходе проверки фонд исходил из того, что учреждением к оказанию первичной медико-санитарной помощи привлечены специалисты не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальности "Терапия", им была начислена надбавка стимулирующего характера за выполнение дополнительного объема работы, а также перечислены страховые взносы от начисленной выплаты.
Ссылка фонда подлежит отклонению, поскольку исполнение учреждением обязательств не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела и при отсутствии доказательств нецелевого расходования средств не влияет на выводы судов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что действия учреждения являлись правомерными и оснований для восстановления средств в сумме 52 488 руб. 20 коп., не имелось.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обязательств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.11.2011 по делу N А50П-829/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
В соответствии с ч. 1 п. 2 Единого квалификационного справочника должностей квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Согласно п. 4 Единого квалификационного справочника должностей Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 и иными нормативными правовыми актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2012 г. N Ф09-2693/12 по делу N А50П-829/2011