Екатеринбург |
|
23 мая 2012 г. |
Дело N А60-29460/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Платоновой Е.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2011 по делу N А60-29460/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Плетнев С.В. (доверенность от 20.12.2011 N 12).
Общество (ОГРН 1036601760690, ИНН 6628011189) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа (далее - комитет) об отказе в приватизации нежилого помещения площадью 78 кв. м, расположенного по адресу: г. Реж, ул. Бажова, д. 15, ком. 227-230, изложенного в письме от 07.07.2011 N 382, обязании комитета заключить договор купли-продажи данных помещений.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2011 (судья Киселев Ю.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (судьи Панькова Г.Л., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, 4, 9, 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель считает, что соответствует критериям, установленным ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, оснований для отказа в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества не имелось. Общество указывает, что арендуемые им помещения включены в перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 21.11.2011, то есть после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и подачи обществом заявки на выкуп помещения, что свидетельствует о наличии со стороны комитета злоупотребления правом
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, комитетом и обществом подписан договор аренды от 01.10.2005 N 203, согласно которому обществу в аренду по акту приема передачи от 01.10.2005 на срок с 01.10.2005 до 31.08.2006 переданы нежилые помещения площадью 78 кв. м, расположенные по адресу: г. Реж, ул. Бадова, д. 15, ком. 227-230, для использования под офис.
Дополнительными соглашениями от 01.09.2006, 01.08.2007, 01.08.2008 срок действия указанного договора продлялся с 01.09.2006 до 31.07.2007, с 01.08.2007 до 31.07.2008 и с 01.08.2008 до 30.06.2009 соответственно.
Общество 01.06.2011 обратилось в комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение названных арендуемых помещений.
Комитет в письме от 07.07.2011 N 382 сообщил обществу о том, что решением Режевской Думы от 24.12.2008 N 9 утверждено Положение "О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества Режевского городского округа, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Положение), в соответствии с п. 2.1 гл. 2 которого в такой перечень включается муниципальное имущество, расположенное в зданиях общежитий, находящихся в собственности Режевского городского округа, а также в иных жилых зданиях, в случае отсутствия отдельного входа. Поскольку у испрашиваемых обществом помещений отсутствует отдельный выход, ему отказано в реализации преимущественного права на их приобретение, данные помещения могут быть предоставлены только в аренду.
Полагая, что указанное решение комитета об отказе в выкупе спорных помещений не соответствует нормам законодательства и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
На основании ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 данного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 2.1 гл. 2 Положения в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень) подлежит включению муниципальное имущество, расположенное в зданиях общежитий, находящихся в собственности Режевского городского округа, а также в иных жилых зданиях, в случае отсутствия отдельного входа.
Постановлением главы Режевского городского округа от 30.01.2009 N 4 утвержден Перечень, в который под N 58 включено нежилое помещение площадью 78 кв. м, расположенное по адресу: г. Реж, ул. Бажова, д. 15.
Установив, что спорное помещение включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, названное постановление от 30.01.2009 N 4 в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано, суды пришли к правильному выводу о том, что арендуемые помещения не подлежали выкупу в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований общества.
Следует также отметить, что в рамках настоящего спора не могут оцениваться основания внесения спорных помещений в указанный Перечень.
Довод общества о том, что спорные помещения были включены в Перечень после подачи заявки на их выкуп подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела. Постановлением администрации Режевского городского округа от 21.11.2011 N 1769 в Перечень внесены изменения, уточнены номера и площадь спорных помещений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в любом случае (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2011 по делу N А60-29460/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 данного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
...
Установив, что спорное помещение включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, названное постановление от 30.01.2009 N 4 в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано, суды пришли к правильному выводу о том, что арендуемые помещения не подлежали выкупу в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2011 по делу N А60-29460/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2012 г. N Ф09-2930/12 по делу N А60-29460/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12305/12
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12305/12
23.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2930/12
02.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14058/11
29.11.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-29460/11