Екатеринбург |
N Ф09-2662/12 |
21 мая 2012 г. |
Дело N А50-12202/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Оханского муниципального района Пермского края (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 по делу N А50-12202/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - общество "СЗМН") - Бочкарев И.В. (доверенность от 06.04.2012 N 01-01-9/113).
Общество "СЗМН" (ИНН: 1645000340, ОГРН: 1021601763820) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к управлению (ИНН: 5946005910, ОГРН: 1025902284540) о внесении изменений в договор от 19.10.2006 N 22/04-04-448 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, изложив п. 2.1 договора в следующей редакции: "Базовый размер арендной платы за земельный участок, начиная с 22.10.2010, устанавливается в размере 1,5 (Одна целая пять десятых) % кадастровой стоимости. Общая сумма арендной платы за земельный участок на текущий год устанавливается согласно расчету арендной платы (Приложение N 1) к договору"; приложение N 1 к договору от 19.10.2006 N 22/04-04-448 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения изложить в следующей редакции: "Расчет арендной платы ОАО "СЗМН" на 2011 год":
Категория земель |
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
Площадь земельного участка, кв.м |
21 161,21 |
Кадастровая стоимость 1 кв.м земельного участка, руб./кв.м |
9,0127 |
Базовый размер арендной платы в расчете на год, % |
1,5 |
Льготы по арендной плате |
Нет |
Сумма арендной платы в год, руб. |
2 860,79 |
Расчет арендной платы произведен на основании |
Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" (в редакции Закона Пермского края N 691-ПК от 04.10.2010 г..) |
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 (судья Елизарова И.В.) исковые требования удовлетворены. Внесены изменения в договор аренды земельного участка от 19.10.2006 N 22/04-04-448, п. 2.1 договора и приложение N 1 к договору изложены в редакции общества "СЗМН".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами при рассмотрении дела п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что размер арендной платы определен органом местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", соглашение об изменении условий договора в части размера арендной платы между сторонами не заключено.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СЗМН" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 19.10.2006 между Комитетом имущественных отношений администрации Оханского муниципального района (арендодатель) и обществом "СЗМН" (арендатор) заключен договор N 22/04-04-448 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:30:0000000:0093, площадью 21 161,21 кв. м, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенного по адресу: Пермский край, Оханский р-н, для обслуживания нефтепровода и сопутствующих сооружений, на срок с 19.10.2006 по 17.10.2055. Земельный участок с кадастровым номером 59:30:0000000:0093 поставлен на кадастровый учет 29.06.2006. По акту приема-передачи указанный земельный участок передан арендатору 19.10.2006. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 23.06.2008.
В соответствии с п. 2.1 договора сумма арендной платы за земельный участок на текущий год устанавливается согласно расчету арендной платы (приложение N 1 к договору) на основании нормативного акта органа местного самоуправления об установлении ставок арендной платы.
В случаях централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения размера нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативно-правовых актов Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления, регулирующих исчисление размера арендной платы, и вида деятельности арендатора (в целях разрешенного использования объекта в соответствии с п. 1.1) арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке (п. 2.4 договора аренды).
В ответ на обращения общества "СЗМН" об установлении арендной платы в размере 1,5 % кадастровой стоимости (письма от 15.02.2011 N 04-04-8/2269, от 13.07.2010 N 04-04-8/9458, от 18.08.2010 N 04-04-8/11118) управление сообщило арендатору об отказе в изменении размера арендной платы (письма от 23.07.2010 N 281, от 09.03.2011 N 167).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "СЗМН" в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 данной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами и стороны обязаны руководствоваться предписанным нормативными актами размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Установленный п. 2 ст. 3 Федерального закона "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельный размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, с учетом особого характера этих объектов.
Как установлено судами, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 N 15/6 общество "СЗМН" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Переданный обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:30:0000000:0093 предоставлен для обслуживания нефтепровода и сопутствующих сооружений и в силу подп. 7 п. 5 ст. 27, п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, предоставленным для нужд организации транспорта, и ограничен в обороте.
Согласно кадастровой выписке от 01.02.2011 кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 190 719,4133 руб., что составляет 9,0127 руб. за кв. м.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений ст. 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, суды обоснованно удовлетворили исковые требования и изменили п. 2.1 договора от 19.10.2006 N 22/04-04-448 аренды земельного участка, приложение N 1 к данному договору.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 по делу N А50-12202/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Оханского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 N 15/6 общество "СЗМН" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Переданный обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:30:0000000:0093 предоставлен для обслуживания нефтепровода и сопутствующих сооружений и в силу подп. 7 п. 5 ст. 27, п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, предоставленным для нужд организации транспорта, и ограничен в обороте.
...
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений ст. 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, суды обоснованно удовлетворили исковые требования и изменили п. 2.1 договора от 19.10.2006 N 22/04-04-448 аренды земельного участка, приложение N 1 к данному договору.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 по делу N А50-12202/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Оханского муниципального района Пермского края - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2012 г. N Ф09-2662/12 по делу N А50-12202/2011