Екатеринбург |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А71-4954/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Гайдука А.А., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ИНН: 1833037470, ОГРН: 1051801824876; далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А71-4954/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (ИНН: 1831112690, ОГРН: 1061831033538; далее - общество "Управляющая компания "Управдом") о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставленных в период с августа 2010 года по март 2011 года, в сумме 3 434 453 руб. 67 коп. основного долга, 186 280 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных за период с 21.01.2011 по 05.09.2011 исходя из ставки рефинансирования 8,25 % годовых.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Решением суда от 14.10.2011 (судья Погадаев Н.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 (судьи Масальская Н.Г., Лихачева А.Н., Рубцова Л.В.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены частично. С общества "Управляющая компания "Управдом" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскан основной долг в сумме 593 277 руб. 65 коп., 48 145 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных за период с 21.02.2011 по 05.09.2011 исходя из ставки рефинансирования 8,25 % годовых.
В кассационной жалобе общество "Удмуртские коммунальные системы", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение им норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что в течение спорного периода в многоквартирных домах, которые находятся в управлении ответчика, отсутствовали коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии. В связи с этим, а также на основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя) истец произвел расчет задолженности ответчика исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. Заявитель также полагает правомерной ежемесячную корректировку платы за тепловую энергию исходя из объема её фактического потребления. По мнению заявителя, при утверждении регулирующим органом тарифа на тепловую энергию без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) ресурсоснабжающая организация обязана предъявлять исполнителю коммунальных услуг к оплате стоимости тепловой энергии указанный налог.
К кассационной жалобе общества "Удмуртские коммунальные системы" прилагаются копии актов допуска в эксплуатацию узлов учета, составленных в отношении приборов, установленных в домах, которые находятся в управлении общества "Управляющая компания "Управдом". Данные акты не принимаются судом кассационной инстанции в качестве доказательств по делу в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Таким образом, суд кассационной инстанции не имеет полномочий на установление и оценку фактических обстоятельств, которые не были предметом исследования судов первой и (или) апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу общества "Удмуртские коммунальные системы" исходя из доказательств, ранее исследованных судами.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Удмуртские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) и обществом "Управляющая компания "Управдом" (абонент) заключен договор от 01.01.2010 N К2320, в соответствии с п. 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию и горячую воду, не возвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации.
Согласно п. 3.1 названного договора учет и расчет потребления тепловой энергии производятся в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии и горячей воды количество отпущенной тепловой энергии (коммунальных ресурсов) определяется расчетным путем на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в данном договоре, и Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105 (п. 3.2 указанного договора).
Во исполнение обязательств по договору от 01.01.2010 N К2320 истец в период с августа 2010 года по март 2011 года поставил ответчику тепловую энергию и горячую воду для предоставления жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Управляющая компания "Управдом", коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 9 266 482 руб. 35 коп., которая оплачена названным обществом частично (на сумму 8 673 204 руб. 70 коп.).
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленных ему в спорный период коммунальных ресурсов послужило основанием для обращения общества "Удмуртские коммунальные системы" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что объекты, на которые осуществлялась поставка тепловой энергии и горячей воды в спорный период, в августе 2010 года были оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии; необходимости осуществления расчетов по договору от 01.01.2010 N К2320 на основании показаний данных приборов; отсутствия у сторон разногласий относительно количества тепловой энергии и горячей воды, поставленных ответчиком; отсутствия оснований для корректировки платы за тепловую энергию, потребленную до оборудования жилых домов коллективными приборами учета. Из расчета суммы долга, представленного ответчиком, согласно которому стоимость поставленной в спорный период тепловой энергии составила 9 260 242 руб. 55 коп, суд на основании правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в постановлении от 22.02.2011 N 12552/10, исключил из суммы долга сумму НДС. С учетом фактической оплаты суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии задолженности общества "Управляющая компания "Управдом" перед обществом "Удмуртские коммунальные системы".
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих отсутствие в спорный период коллективных (общедомовых) приборов учета на некоторых объектах ответчика. Вместе с тем из пояснений представителей истца и ответчика, которые они дали в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что в период с августа 2010 года по март 2011 года все дома, находящиеся в управлении общества "Управляющая компания "Управдом", были оборудованы узлами учета, принятыми в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. При осуществлении расчетов по договору от 01.01.2010 N К2320 стороны исходили из показаний указанных приборов. На основании этого суд апелляционной инстанции признал обоснованным представленный ответчиком расчет стоимости тепловой энергии, поставленной в период с августа 2010 года по март 2011 года, в сумме 9 266 482 руб. 35 коп. С учетом произведенной частичной оплаты суд пришел к выводу о наличии у общества "Управляющая компания "Управдом" задолженности в сумме 593 277 руб. 65 коп., в том числе НДС. Суд апелляционной инстанции также указал на отсутствие оснований для корректировки платы за тепловую энергию на основании объема её фактического потребления данным обществом. В связи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", суд признал обоснованным включение НДС в сумму задолженности.
Изложенные в постановлении суда апелляционной инстанции выводы являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Судами установлен факт поставки обществом "Удмуртские коммунальные системы" тепловой энергии и горячей воды для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов.
В соответствии с п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество "Удмуртские коммунальные системы", утверждающие об отсутствии приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в течение спорного периода на объектах общества "Управляющая компания "Управдом", не представило надлежащих тому доказательств. Более того, обществом "Удмуртские коммунальные системы", представители которого принимали участие в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, не опаривался факт учета показаний коллективных приборов учета при осуществлении расчетов за спорные виды коммунальных ресурсов.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как следует из ч. 2 ст. 9 названного Кодекса, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного выводы судов о том, что в период с мая 2010 года по март 2011 года общество "Удмуртские коммунальные системы" поставило обществу "Управляющая компания "Управдом" тепловую энергию на сумму 9 266 482 руб. 35 коп., является правильным.
Довод заявителя кассационной жалобы о правомерности корректировки платы за тепловую энергию исходя из объема её фактического потребления подлежит отклонению. В силу п. 8 Правил N 307 к отношениям сторон подлежат применению подп. "г" п. 20, подп. "б" п. 21, подп. "б" п. 23, п. 25, 27 названных Правил. В данных пунктах определены условия, при которых допускается корректировка плата за отопление. Доказательств наличия таких условий заявителем не доказано. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для корректировки указанного вида платы является правильным.
Вывод суда апелляционной инстанции о правомерности включения суммы НДС в состав платы за отопление и горячую воду также является верным.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4, 5 ст. 161 названного Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу правил гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресуроснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС. В связи с этим на основании п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, указанных в п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что, поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
На 2010 год обществу "Удмуртские коммунальные системы" постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/21 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" установлен тариф в размере 566,52 руб./Гкал (для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям); 820,50 руб./Гкал (для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по распределительным тепловым сетям).
В отношении горячей воды обществу "Удмуртские коммунальные системы" утвержден тариф в размере 48,29 руб./куб. м (распоряжение администрации г. Ижевска от 16.12.2009 N 514).
В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010 N 15/13 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" (г. Ижевск, г. Сарапул)" на 2011 год тарифы на тепловую энергию общества "Удмуртские коммунальные системы" установлены в размере 943,60 руб./ Гкал (для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям), в размере 643,30 руб./Гкал (для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по распределительным тепловым сетям).
На 2011 год тариф на горячее водоснабжение согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010 N 15/14 "О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" составляет 56,27 руб./куб. м.
Из текстов указанных постановлений следует, что тарифы определены без учета НДС. Следовательно, увеличение названных тарифов на сумму данного налога при реализации тепловой энергии и горячей воды исполнителю коммунальных услуг соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом частичной уплаты долга обществом "Управляющая компания "Управдом" вывод суда апелляционной инстанции о том, что сумма задолженности ответчика по оплате тепловой энергии и горячей воды составляет 593 277 руб. 65 коп., соответствует обстоятельствам дела.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А71-4954/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу правил гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресуроснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС. В связи с этим на основании п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, указанных в п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что, поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А71-4954/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2012 г. N Ф09-2892/12 по делу N А71-4954/2011