Екатеринбург |
|
24 мая 2012 г. |
Дело N А60-29401/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по Свердловской области (ИНН: 6660006553, ОГРН: 1036603493112); (далее -УФК по Свердловской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2011 по делу N А60-29401/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель
УФК по Свердловской области - Межина Н.А. (доверенность от 21.05.2012).
Открытое акционерное общество "Екатеринбургэнергосбыт" (ИНН: 6671250899, ОГРН: 1086658002617); (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения УФК по Свердловской области от 30.05.2011 N 13-10/2/4686 о возврате исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-42767/2010-С3.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2011 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение управления признано недействительным. Суд обязал УФК по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия к исполнению исполнительного листа серии АС N 002388874.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 (судьи Сафонова С.Н., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Свердловской области просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не применение закона, подлежащего применению.
При этом заявитель указывает, что Войсковая часть N 61207 (далее - учреждение) является федеральным бюджетным учреждением, следовательно, как полагает управление, к спорным правоотношениям следует применить специальные нормы, установленные Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), который уже действовал на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с чем, по мнению заявителя, правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10, в данном случае не может быть применена, поскольку спорные правоотношения возникли после введения в действие Закона N 83-ФЗ, следовательно, настоящее дело не является аналогичным в смысле, указанном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10.
Кроме того, УФК по Свердловской области указывает что, учитывая отсутствие в УФК по Свердловской области лицевого счета учреждения, указанного в исполнительном листе серии АС N 002388874, выданным Арбитражным судом Свердловской области 09.03.2011, по делу N А60-42767/2010-С3, исполнительные документы были правомерно возвращены управлением 24.03.2011 (повторно 30.05.2011) обществу на основании п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2010, по делу N А60-42767/2010-С3 с учреждения в пользу общества взыскано 93 719 руб. 94 коп. основного долга 3 748 руб. 79 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, выдан исполнительный лист серии АС N 002388874.
Общество 24.05.2011 направило исполнительный лист серии АС N 002388874 в адрес УФК по Свердловской области для исполнения в порядке ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Названный исполнительный лист письмом от 30.05.2011 N 13-10/2/4686 возвращен обществу с указанием на то, что он не может быть исполнен в порядке, предусмотренном гл 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как учреждение не обслуживается в УФК по Свердловской области и информации о наличии и месте открытия лицевых счетов учреждению УФК по Свердловской области не располагает.
Полагая, что решение УФК по Свердловской области о возврате исполнительного листа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая действия УФК по Свердловской области по возврату исполнительного листа незаконными, суды исходили из несоответствия названных действий Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Общие положения исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 которой содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Установленный п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Данной нормой не предусмотрено такое основание для возврата исполнительного документа, как отсутствие в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.
Кроме того, как следует из Письма Казначейства России от 10.08.2009 N 42-7.4-05/9.3-467, возврат исполнительного документа только со ссылкой на п. 3, 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации либо только с указанием на отсутствие лицевого счета без каких-либо дополнительных разъяснений недопустим.
Как правильно указали суды, по смыслу положений гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При таких обстоятельствах, суды, установив факт возвращения УФК по Свердловской области исполнительного листа серии АС N 002388874 со ссылкой на отсутствие в данном органе Федерального казначейства открытых лицевых счетов должника (учреждения), пришли к правильному выводу о том, что управление всех действий, направленных на исполнение судебного акта, не предприняло.
Таким образом, суды законно признали оспариваемое решение УФК по Свердловской области о возврате исполнительного листа незаконным и удовлетворили заявленные обществом требования.
Названные выводы судов в полной мере соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 по делу N 9647/10.
Довод УФК по Свердловской области об установлении Законом N 83-ФЗ иного, специального порядка обращения взыскания на средства бюджетных учреждений является ошибочным и основан на неверном толковании норм материального права, так как названный закон не исключает применение ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения обращения взыскания на средства бюджетов.
Кроме того, Закон N 83-ФЗ не изменил положения обращения взыскания на средства бюджетов в том смысле, который был установлен в ранее действовавшей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2011 по делу N А60-29401/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При таких обстоятельствах, суды, установив факт возвращения УФК по Свердловской области исполнительного листа серии АС N 002388874 со ссылкой на отсутствие в данном органе Федерального казначейства открытых лицевых счетов должника (учреждения), пришли к правильному выводу о том, что управление всех действий, направленных на исполнение судебного акта, не предприняло.
Таким образом, суды законно признали оспариваемое решение УФК по Свердловской области о возврате исполнительного листа незаконным и удовлетворили заявленные обществом требования.
Названные выводы судов в полной мере соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 по делу N 9647/10.
Довод УФК по Свердловской области об установлении Законом N 83-ФЗ иного, специального порядка обращения взыскания на средства бюджетных учреждений является ошибочным и основан на неверном толковании норм материального права, так как названный закон не исключает применение ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения обращения взыскания на средства бюджетов.
Кроме того, Закон N 83-ФЗ не изменил положения обращения взыскания на средства бюджетов в том смысле, который был установлен в ранее действовавшей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2012 г. N Ф09-3572/12 по делу N А60-29401/2011