г. Пермь |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А60-29401/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от истца ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"(ОГРН 108665802617, ИНН 6671250899) -не явились
от ответчика Управление Федерального казначейства по Свердловской области (ОГРН 1036603493112, ИНН 6660006553)-не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Ответчика Управление Федерального казначейства по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2011 года
по делу N А60-29401/11,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по иску ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"
к Управление Федерального казначейства по Свердловской области
о признании решения недействительным,
установил:
ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 30.05.2011 N 13-10/2/4686 о возврате исполнительного документа, согласно которому заявителю возвращен без исполнения исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-42767/2010-С3, на взыскание с федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" 93 719 руб. 94 коп. основного долга, а также 3748 руб. 79 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 28.10.2011 требования полностью удовлетворены.
Управление федерального казначейства по Свердловской области, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом положений ст.242.3 п.1, 242.1 п.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Решение суда просит отменить, в удовлетворении требований отказать, поскольку у должника отсутствует лицевой счет в конкретном органе Федерального казначейства, в связи с чем исполнительный лист не может быть исполнен.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2010 по делу N А60-42767/2010-С3 Обществу выдан исполнительный лист серии АС N 002388874 на взыскание с федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" 93 719 руб. 94 коп. основного долга, 3 748 руб. 79 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
24.05.2011 общество направило исполнительный лист для исполнения в УФК по Свердловской области.
Письмом от 30.05.2011 N 13-10/2/4686 УФК по Свердловской области возвратило без исполнения исполнительный документ, указав, что он не может быть исполнен в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), так как должник не является бюджетополучателем и не обслуживается в органах Федерального казначейства, рекомендовав Обществу обратиться в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Несогласие общества с решением Управления послужило поводом для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о незаконности действий Управления, нарушении прав общества, требование полностью удовлетворил.
Выводы суда являются правильными, поскольку основаны на полном исследовании всех обстоятельств дела и действующем законодательстве.
В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 названного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими к ним приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого -либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не поименовано.
Таким образом, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
По смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10 и от 21.10.2008 N 6758/08.
Судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что Управление всех действий, направленных на исполнение судебного акта, не предприняло, возврат исполнительного листа взыскателю осуществлен по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2011 года по делу N А60-29401/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого -либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не поименовано.
...
По смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
...
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10 и от 21.10.2008 N 6758/08.
Судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что Управление всех действий, направленных на исполнение судебного акта, не предприняло, возврат исполнительного листа взыскателю осуществлен по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А60-29401/2011
Истец: ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Свердловской области