Екатеринбург |
|
01 июня 2012 г. |
Дело N А47-5064/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД по Оренбургской области) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2011 по делу N А47-5064/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-технический центр "Кольчуга" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) экзаменационной комиссии при УМВД по Оренбургской области, выразившихся в неосуществлении приема квалификационного экзамена членами комиссии в учреждении по завершении обучения по программе профессиональной подготовки частных охранников и в непроведении квалификационного экзамена одновременно с выпускным (итоговым) экзаменом на базе учреждения по завершении курса обучения.
Решением суда от 27.09.2011 (судья Цыпкина Е.Г.) заявление учреждения удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УМВД по Оренбургской области просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать либо прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. УМВД по Оренбургской области полагает, что в соответствии с положениями Инструкции по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника, экзаменационная комиссия уполномочена самостоятельно решать все вопросы, связанные с приемом экзаменов, самостоятельно определять периодичность, время, порядок и место своих заседаний; принятие решения о проведении квалификационного экзамена одновременно с выпускным (итоговым) экзаменом в образовательном учреждении является правом, а не обязанностью комиссии. Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Правилами сдачи квалификационного экзамена предусмотрен прием квалификационных экзаменов после сдачи обучающимися итоговых экзаменов в образовательном учреждении; проведение совмещенных экзаменов названными Правилами не предусмотрено. УМВД по Оренбургской области также считает, что отношения по проведению квалификационных экзаменов не регулируются антимонопольным законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить вынесенные судами по данному делу решение и постановление без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 11.06.2010 N 6951.
Учреждение обратилось к председателю экзаменационной комиссии при УВД по Оренбургской области подполковнику полиции Трибушному А.В. с заявкой от 16.05.2011 N 70 на проведение квалификационного экзамена одновременно с выпускным (итоговым) экзаменом в образовательном учреждении по завершении курса обучения, содержащей просьбу в соответствии с п. 4, п. 4.1 приложения N 2 к приказу МВД РФ от 19.06.2006 N 447 принять решение о согласовании даты и времени приема экзамена. В данной заявке указаны: планируемые даты проведения экзаменов в учреждении - 16-17 июня 2011 года; предполагаемое количество экзаменуемых лиц - 30 человек; место проведения - учебные классы по адресу: г. Орск, ул. Шалина, д. 1.
В ответ на заявку учреждения экзаменационная комиссия при УВД по Оренбургской области в письме от 25.05.2011 N 3/5-523 сообщила, что проведение квалификационного экзамена для лиц, претендующих на присвоение статуса частного охранника в г. Орске, комиссией при УВД области запланировано на 16-17 июня 2011 года с 09.00 ч. на базе ЧОУ ДПО "Школа частной охраны" (стрелковый объект "Тир ДОСААФ", г. Орск, проезд ДОСААФ,1).
Ссылаясь на незаконность действий (бездействия) экзаменационной комиссии при УВД по Оренбургской области, выразившихся в неосуществлении приема квалификационного экзамена членами комиссии непосредственно в учреждении по завершении обучения по программе профессиональной подготовки частных охранников, а также в непроведении квалификационного экзамена одновременно с выпускным (итоговым) экзаменом на базе учреждения по завершении курса обучения, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) экзаменационной комиссии при УВД по Оренбургской области противоречат п. 2, 4.1 Инструкции по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника, утвержденной приказом МВД России от 19.06.2006 N 447 (далее - Инструкция), а также п. 4, 5 Правил сдачи квалификационного экзамена, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 629 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587".
Апелляционный суд счел указанные выводы суда первой инстанции правильными.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 629 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" утверждены Правила сдачи квалификационного экзамена (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил для организации приема экзамена в органах внутренних дел создаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
При УВД по Оренбургской области создана комиссия по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника (приказ от 16.04.2010 N 180).
В соответствии с п. 1 Правил квалификационный экзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников.
Аналогичное положение содержится в п. 2 Инструкции.
Между сторонами возникли разногласия относительного правовой трактовки данных норм.
Как верно отметили суды, термин "как правило" должен восприниматься как общее правило, которое допускает исключения из общего порядка проведения экзамена, предусмотренного данной нормой. Однако такое исключение должно быть обоснованным и мотивированным.
Исходя из п. 4 Инструкции прием экзамена у лиц, заканчивающих обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, по решению комиссии может осуществляться одновременно с проведением выпускного (итогового) экзамена в образовательных учреждениях по завершении курса обучения.
Для организации приема экзамена руководитель образовательного учреждения не менее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения экзамена подает в комиссию письменную заявку с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц, даты и времени начала экзамена. Решение о согласовании даты и времени принимается комиссией в течение 5 рабочих дней (п. 4.1 Инструкции).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение своевременно обратилось в экзаменационную комиссию с письменной заявкой, содержащей сведения о планируемой дате проведения экзамена и предполагаемом количестве экзаменуемых лиц.
При этом комиссия не исполнила свою обязанность принять в течение 5 рабочих дней решение о согласовании даты, времени и места проведения экзамена по заявке учреждения и не мотивировала отказ в осуществлении приема квалификационного экзамена членами комиссии в учреждении по завершении обучения по программе профессиональной подготовки частных охранников и проведении квалификационного экзамена одновременно с выпускным (итоговым) экзаменом на базе учреждения по завершении курса обучения, указав в ответе на заявку лишь на осуществление приема квалификационного экзамена на базе иного образовательного учреждения.
Учитывая, что предоставление базы иного образовательного учреждения в целях сдачи экзаменов по программе профессиональной подготовки частных охранников является платным, оспариваемый немотивированный отказ комиссии при УМВД по Оренбургской области нарушает экономические права учреждения. Кроме того, такие обстоятельства свидетельствуют о необоснованном предпочтении базы одного образовательного учреждения другому.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные учреждением требования.
Фактические обстоятельства дела судами исследованы и установлены в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2011 по делу N А47-5064/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 Правил для организации приема экзамена в органах внутренних дел создаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
...
В соответствии с п. 1 Правил квалификационный экзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников.
Аналогичное положение содержится в п. 2 Инструкции.
...
Как верно отметили суды, термин "как правило" должен восприниматься как общее правило, которое допускает исключения из общего порядка проведения экзамена, предусмотренного данной нормой. Однако такое исключение должно быть обоснованным и мотивированным.
Исходя из п. 4 Инструкции прием экзамена у лиц, заканчивающих обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, по решению комиссии может осуществляться одновременно с проведением выпускного (итогового) экзамена в образовательных учреждениях по завершении курса обучения.
Для организации приема экзамена руководитель образовательного учреждения не менее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения экзамена подает в комиссию письменную заявку с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц, даты и времени начала экзамена. Решение о согласовании даты и времени принимается комиссией в течение 5 рабочих дней (п. 4.1 Инструкции)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2012 г. N Ф09-2960/12 по делу N А47-5064/2011