Екатеринбург |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А60-27792/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скорпион" (далее - общество "Скорпион") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2011 по делу N А60-27792/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Скорпион" - Назимов И.А. (доверенность от 25.05.2011);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) - Битюкова Е.В. (доверенность от 01.11.2011 N 78-17804),
Департамента по управлению муниципальным имуществом (далее - департамент) - Игринева А.В. (доверенность от 28.12.2011 N 173).
Общество "Скорпион" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к министерству об обязании заключить договор купли-продажи нежилых помещений N 19, 20, 21, расположенных на первом этаже в шлакоблочном здании, находящемся по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент, общество с ограниченной ответственностью "Фонд Управляющая Жилищная компания "Треста "Свердловскпромстрой" (далее - общество "Фонд Управляющая Жилищная компания "Треста "Свердловскпромстрой"), государственное унитарное предприятие Свердловской области "Медтехкомплекс" (ныне - государственное унитарное предприятие Свердловской области "Производственно-торговое предприятие "Медтехника").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2011 (судья Черемных Л.Н.) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Суслов О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Скорпион" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), неприменение подлежащих применению положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что безвозмездная передача арендуемых им помещений из права собственности Свердловской области в муниципальную собственность г. Екатеринбурга и принятии их последним является злоупотреблением правом, поскольку направлено на создание препятствий для реализации обществом "Скорпион" преимущественного права на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. По мнению заявителя, передача арендуемого имущества из одного уровня собственности в другой не прекращает преимущественного права арендатора на приватизацию этого имущества. В связи с этим указывает на незаконность возврата органом местного самоуправления заявления общества "Скорпион" о выкупе спорных помещений. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о неверно избранном способе защиты нарушенного права, поскольку полагает, что заключение договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является для министерства обязательным.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указывает на несостоятельность доводов заявителя, ссылается на отсутствие у министерства права на распоряжение спорным имуществом, поскольку решение о передаче данного имущества в муниципальную собственность было принято в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В силу указанной нормы право собственности муниципального образования "Город Екатеринбург" на переданное имущество возникло с момента принятия постановления Правительством Свердловской области о его передаче. Министерство просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, между министерством (учредитель управления) и обществом "Фонд Управляющая Жилищная компания "Треста "Свердловскпромстрой" (доверительный управляющий) заключен договор от 14.02.2005 N А-31, в соответствии с которым учредитель управления передает в доверительное управление доверительному управляющему находящееся в государственной собственности Свердловской области недвижимое имущество согласно приложению N1 к договору, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах Свердловской области.
В приложении N 1 к договору доверительного управления от 14.02.2005 N А-31 указано здание общежития, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56.
В соответствии с договором аренды помещения от 29.04.2005 N 17-А, заключенным между обществом "Фонд Управляющая Жилищная компания "Треста "Свердловскпромстрой" (арендодатель) и обществом "Скорпион" (арендатор), обществу "Скорпион" переданы во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 317,3 кв. м, расположенные на первом этаже в шлакоблочном здании, находящемся по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56, на срок с 01.05.2005 по 31.12.2005.
Помещения переданы арендатору по акту от 29.04.2005 (приложение N 3 к названному договору).
В дальнейшем в отношении названного имущества между теми же лицами заключены договоры аренды от 01.01.2006 N 27-А (на срок с 01.01.2006 до 31.12.2006), от 30.12.2006 N 18-А (на срок с 01.01.2007 до 31.12.2007), от 30.12.2007 N 12-А (на срок с 01.01.2008 до 31.12.2008), от 31.12.2008 N 08-А (на срок с 01.01.2009 до 31.12.2009), от 30.05.2009 (на срок с 30.05.2009 до 31.12.2009).
Дополнительным соглашением от 01.06.2009 N 1 в договор аренды от 30.05.2009 внесены изменения - качестве арендодателя указано государственное унитарное предприятие Свердловской области "Медтехкомплекс".
Дополнительным соглашением от 01.01.2010 N 2 срок действия договора от 30.05.2009 продлен с 01.01.2010 до 30.06.2010.
Правительством Свердловской области принято постановление от 23.07.2009 N 860-ПП о безвозмездной передаче в муниципальную собственность государственного имущества Свердловской области, в том числе здания общежития по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, за исключением нежилых помещений первого этажа N 109, 9а,9б, 1, 11, 11а,12-18, 23-71.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 23.07.2009 N 860-ПП министерством издан приказ от 20.01.2010 N 39 о передаче указанного государственного имущества в муниципальную собственность.
Главой г. Екатеринбурга принято постановление от 31.12.2009 N 5991 о принятии в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" указанных объектов специализированно жилищного фонда из государственной казны Свердловской области.
Согласно договору от 20.01.2010 N АО-31, заключенному между министерством и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, министерство обязуется безвозмездно передать, а Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом - принять в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" имущество, указанное в перечне (приложение N 1 к договору). Министерством и комитетом подписан акт приема-передачи имущества.
Как пояснило общество "Скорпион", в состав арендуемых им помещений общей площадью 317,3 кв. м входят помещения N 19 площадью 116,8 кв. м, N 20 площадью 3,3 кв. м, N 21 площадью 1,8 кв. м.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Свердловской области от 27.07.2011 N 01/521/2011-411 сведения о государственной регистрации права собственности в отношении спорных помещений в государственном реестре отсутствуют.
Общество "Скорпион", принимая во внимание указанные акты Правительства Свердловской области и главы г. Екатеринбурга, обратилось в комитет (в настоящее время департамент) с заявлением от 28.06.2011 о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества - помещений N 19, 20, 21, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56, в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Аналогичное требование обществом "Скорпион" направлено в министерство.
Письмом департамента от 29.07.2011 N 02.12-19/1/8097 указанное заявление возвращено обществу "Скорпион" без рассмотрения, в связи с тем, что нежилые помещения N 19, 20, 21 в реестре муниципальной собственности не зарегистрированы и департамент не является их правообладателем (арендодателем).
Общество "Скорпион", полагая, что собственником помещений N 19, 20, 21, расположенных на первом этаже в шлакоблочном здании, находящемся по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56, является Свердловская область, а также ссылаясь на то, что министерством заявление о выкупе арендованного имущества не рассмотрено, обратилось в суд с соответствующим требованием. В материалы дела истцом представлен проект договора купли-продажи спорных помещений от 10.08.2011.
В качестве возражений на исковые требования министерством представлено письмо от 25.07.2011 N 78-10168, в котором в ответ на заявление истца о выкупе арендованного имущества указывается на необходимость обратиться с соответствующим заявлением в комитет, поскольку спорное имущество передано в собственность муниципального образования "город Екатеринбург".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что Свердловская область в лице министерства не вправе совершать какие-либо действия по повторному распоряжению спорным имуществом, поскольку до обращения общества "Скорпион" с заявлением о выкупе оно уже распорядилось этим имуществом, передав его в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из отсутствия оснований для обязания министерства заключить договор купли-продажи, поскольку не соблюдена процедура реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, предусмотренная положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 названного Закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 данного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 названного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и(или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления субъекта малого или среднего предпринимательства, соответствующего установленным ст. 3 данного Закона требованиям, о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Если заявитель не соответствует установленным ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Из приведенных норм права следует, что преимущественное право субъекта предпринимательской деятельности на приобретение в собственность арендуемого имущества реализуется путем соблюдения установленной законом процедуры. Одним из обязательных этапов этой процедуры является проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества. Подготовка проекта договора купли-продажи осуществляется уполномоченным органом на основании решения об условиях приватизации, в том числе условия о цене выкупа, определяемой по результатам оценки.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для обращения общества "Скорпион" с требованием о понуждении заключения договора купли-продажи явилось бездействие министерства, выразившееся в нерассмотрении заявления общества о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.
Учитывая, что оценка рыночной стоимости испрашиваемого имущества не проведена, довод о возможности проведения оценки приватизируемого имущества по инициативе субъекта малого предпринимательства истец ссылками на нормы права не обосновал, в Законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ таких положений не содержится, выводы судов об отсутствии оснований для понуждения министерства заключить договор купли-продажи арендуемого имущества следует признать верными.
Общество "Скорпион" не лишено возможности обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления, если посчитает, что они нарушают его права и законные интересы, путем обращения с требованиями в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках данного спора обществом "Скорпион" такие требования не заявлялись и судами не рассматривались.
С учетом изложенного ссылки общества "Скорпион" на злоупотребление органами государственной власти и местного самоуправления своими правами и создание препятствий заявителю в реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого имущества отклоняются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2011 по делу N А60-27792/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скорпион" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления субъекта малого или среднего предпринимательства, соответствующего установленным ст. 3 данного Закона требованиям, о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Если заявитель не соответствует установленным ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
...
Учитывая, что оценка рыночной стоимости испрашиваемого имущества не проведена, довод о возможности проведения оценки приватизируемого имущества по инициативе субъекта малого предпринимательства истец ссылками на нормы права не обосновал, в Законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ таких положений не содержится, выводы судов об отсутствии оснований для понуждения министерства заключить договор купли-продажи арендуемого имущества следует признать верными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2012 г. N Ф09-3388/12 по делу N А60-27792/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3388/12
21.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-43/12
14.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-43/12
25.11.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-27792/11