Екатеринбург |
|
08 июня 2012 г. |
Дело N А60-36593/2011 |
См. также Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2012 г. N 17АП-1022/12
См. также Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2012 г. N 17АП-1022/12
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2011 по делу N А60-36593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по тому же делу, общества с ограниченной ответственностью "ПромАктив" (ИНН: 6674217402, ОГРН: 1076674007222 далее - налогоплательщик, общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу N А60-36593/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Коротеев В.В. (доверенность от 21.11.2011 N 19ПА-2011);
инспекции - Широков А.Г. (доверенность от 16.12.2011 N 04-13/09045), Харманаева А.В. (доверенность от 10.05.2012 N 04-13/10628), Самарина Е.Н. (доверенность от 05.06.2012 N 04-13/19230).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.06.2011 N 8787 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.12.2011 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 (судьи Сафонова С.Н., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда частично отменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Заявленные требования частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N 8787 от 27.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2010 год, соответствующих сумм пени и штрафа по ст. 122 НК РФ, исчисленных исходя из налоговой базы в сумме, превышающей 377 387 626 руб. 28 коп., как не соответствующее действующему законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты в обжалуемой части отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению инспекции, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судебный акт по данному делу был вынесен без привлечения в качестве третьего лица Администрации г. Екатеринбурга, права и обязанности которой затрагиваются судебными актами по настоящему делу.
Налоговый орган ссылается на то, что судами не учтена имеющаяся в материалах дела справка из Роснедвижимости, из содержания которой следует, что на дату вынесения оспариваемого решения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19 составляла 465 986 309 руб.; судами неверно определен порядок вступления в законную силу постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП; данное постановление относится к актам законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, следовательно, порядок вступления в законную силу для данного нормативного акта регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс); в постановлении Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП указано, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством; кадастровую стоимость, утверждённую данным постановлением, для целей налогообложения следует применять с 01.01.2012, в том числе при расчёте авансовых платежей по земельному налогу и при исчислении земельного налога по итогам налогового периода 2012 г.
Налоговый орган считает, что по состоянию на 01.01.2010, также как и по состоянию на 01.01.2011 подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2009 N 1347-1111, которой руководствовалась инспекция; согласно постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" кадастровая стоимость земельного участка 66:41:0507068:19 составляла 465 986 309 руб.; сведения о кадастровой стоимости земель в целях определения налоговых обязательств налогоплательщиков подлежат использованию с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости; постановление правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП подлежит применению не ранее 01.01.2012, поскольку данное постановление издано 07.06.2011 результаты государственной оценки земель должны использоваться в следующем налоговом периоде.
Налоговый орган полагает, что при рассмотрении дела судами в нарушение ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Правительство Свердловской области, которым было принято постановление от 07.06.2011 N 695-ПП.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании недействительным решения инспекции от 27.06.2011 N 8787 в части доначисления земельного налога за 2010 г., начисления пени свыше налоговой базы в размере 132 218 123 руб., а также штрафа в полном размере, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Общество указывает на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно не принял довод налогоплательщика об экономической необоснованности кадастровой стоимости и, соответственно, размера земельного налога, не рассмотрел отчёт оценщика закрытого акционерного общества "Ассоциация "Налоги России" о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на конец 2009 г. - начало 2010 г. в размере 100 000 000 руб.; не применил ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, устанавливающую возможность применения рыночной стоимости земельного участка при определении его кадастровой стоимости; не приостановил производство по жалобе до рассмотрения дела N А60-52354/2011 по иску налогоплательщика об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
По мнению общества, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные "соответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость"; в соответствии с новой правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А60-52354/2011 по иску общества судом принято решение от 26.03.2012 об удовлетворении исковых требований, установлении кадастровой стоимости с 01.01.2010 в размере 132 218 123 руб., на основании данного решения налогоплательщик подготовил уточнённую налоговую декларацию и полностью уплатил налог и пени в соответствии с ней; согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Общество ссылается на то, что, обращаясь в налоговые органы с возражениями на акт налоговой проверки и с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, налогоплательщик просил также учесть изложенные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность общества на основании п. 4 ст. 112 Кодекса и применить последствия, предусмотренные п. 3 ст. 114 Кодекса (т.е. смягчить меры ответственности в виде штрафа и пеней); налоговый орган без какой-либо мотивировки отказал обществу в удовлетворении данного ходатайства; в судебном процессе общество также заявляло о смягчении мер ответственности, суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа, в том числе в части начисления штрафа за неисполнение налоговых обязательств; судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, общество обязано уплатить штраф в части налоговой базы в сумме 377 000 000 руб., установленной постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП, суд апелляционной инстанции также не мотивировал своё решение в части не применения п. 4 ст. 112, п. 3 ст.114 Кодекса.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. составлен акт от 16.05.2011 N 19693 и вынесено решение от 27.06.2011 N 8787 о доначислении земельного налога в сумме 5 856 481 руб., начислении соответствующих пеней, штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 26.08.2011 N 1132/11 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога, начисления пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19 постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-П.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, ссылаясь на то, что налогоплательщиком правильно исчислен подлежащий уплате земельный налог, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 15 487 776 руб.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что земельный налог за 2010 г. следует исчислять исходя из налоговой базы в размере 377 387 626 руб. 28 коп., а не 15 487 776 руб., как ошибочно посчитал суд первой инстанции.
Судами установлено, что обществу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, пос. Рудный, общей площадью 107 554 кв.м, кадастровый номер 66:41:0507068:19.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19, принадлежащего обществу, определена в размере 465 986 309 руб. 32 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19 определена в размере 377 387 626 руб. 28 коп.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Довод общества о необходимости исчисления земельного налога, подлежащего уплате за спорный период, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-52354/2011, подлежит отклонению.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку нормы материального права применены судами неправильно, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с проверкой оспариваемого решения налогового органа на предмет соответствия начисленных сумм налога, пени, штрафа кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, определенной в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, не устанавливались и не исследовались, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Кодекса при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб., в связи с чем на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Кодекса излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2011 по делу N А60-36593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПромАктив" излишне уплаченную по платежному поручению от 12.04.2012 N 197 при подаче кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Довод общества о необходимости исчисления земельного налога, подлежащего уплате за спорный период, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-52354/2011, подлежит отклонению.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
...
Поскольку нормы материального права применены судами неправильно, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с проверкой оспариваемого решения налогового органа на предмет соответствия начисленных сумм налога, пени, штрафа кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, определенной в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, не устанавливались и не исследовались, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2012 г. N Ф09-3710/12 по делу N А60-36593/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8250/13
18.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8250/13
19.04.2013 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36593/11
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3710/12
06.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36593/11
08.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3710/12
19.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
13.03.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
27.01.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12