Екатеринбург |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А47-5948/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Мындря Д.И., Маликовой Э.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по градостроительству и земельным отношениям администрации г. Оренбурга (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2011 по делу N А47-5948/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Закрытое акционерное общество "Оренбургстройспецмонтаж" (далее - общество "Оренбургстройспецмонтаж") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к департаменту о признании незаконными действий, выраженных в отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:44:01 03 001:0091 площадью 11 055 кв. м (с учетом произведенной судом замены ответчика по делу).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2011 (судья Карев А.Ю.) заявленные требования удовлетворены, действия департамента, выраженные в отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103 001:0091 площадью 11 055 кв. м, расположенном примерно в 70 метрах по направлению на северо-запад от ориентира здание, находящегося за пределами участка по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, д. 9, признаны незаконными. На департамент возложена обязанность подготовить и направить обществу "Оренбургстройспецмонтаж" проект договора купли-продажи названного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 131, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что отсутствие у общества "Оренбургстройспецмонтаж" статуса собственника в отношении части объектов, расположенных на спорном земельном участке, свидетельствует об отсутствии у названного общества исключительного права на приобретение в собственность всего данного земельного участка. Как указывает заявитель, принадлежащими обществу "Оренбургстройспецмонтаж" объектами недвижимости занята только часть земельного участка площадью 11 055 кв. м, в связи с чем у него не имеется оснований для приобретения в собственность данного участка в целом. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов общества "Оренбургстройспецмонтаж" оспариваемым отказом.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбургстройспецмонтаж" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты остваить без изменения, жалобу - без удовлевторения.
Как установлено судами, обществу "Оренбургстройспецмонтаж" на праве собственности принадлежат административно-бытовой корпус литера Е, склад с ремонтным блоком литера Б1, теплая стоянка литера Б, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права серии 56-АБ N 366348, 115105, 365931.
Указанные здания возведены на земельном участке с кадастровым номером 56:44:01 03 001:0091 площадью 10 708 кв. м, предоставленном обществу "Оренбургстройспецмонтаж" на праве аренды по договору аренды от 25.08.2006 N 6/д-91юр для строительства производственной базы.
После завершения строительства вышеперечисленных объектов на основании постановления администрации г. Оренбурга от 09.02.2010 N 755-п в сведения кадастрового учета внесены изменения в части вида разрешенного использования названного земельного участка и его площади - 11 055 кв. м. Обществом "Оренбургстройспецмонтаж" и администрацией г. Оренбурга подписано дополнительное соглашение от 30.07.2010 о внесении в договор аренды земельного участка соответствующих изменений.
Зарегистрировав право собственности на административно-бытовой корпус, склад с ремонтным блоком и теплую стоянку, общество "Оренбургстройспецмонтаж" обратилось в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства департамента с заявлением от 12.05.2011 о выкупе земельного участка с приложением в числе прочих документов кадастрового паспорта земельного участка, копий свидетельств о государственной регистрации права на перечисленные объекты недвижимости, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права собственности на объекты недвижимости и об отсутствии сведений о наличии прав на указанный земельный участок, постановление главы г. Оренбурга от 09.02.2010 N 755-п, кадастровые паспорта объектов недвижимости, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Письмом от 14.06.2011 N 1-24-1/01/593 управление землепользования и развития пригородного хозяйства департамента отказало обществу "Оренбургстройспецмонтаж" в продаже земельного участка, указав на расхождение в адресе местонахождения объектов недвижимости и земельного участка, а также на нахождение на земельном участке объектов недвижимости, правоустанавливающие документы на которые не представлены.
Общество "Оренбургстройспецмонтаж", полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы на приобретение земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия правовых оснований для отказа в выкупе обществом "Оренбургстройспецмонтаж" спорного земельного участка.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию этих земельных участков или приобретение права аренды земельных участков и приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Порядок предоставления земельных участков в г. Оренбурге регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229 (далее - Положение N 229).
В силу п. 4.10 Положения N 229 не подлежат передаче в собственность земельные участки в составе земель: зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; водоохранного и санитарно-защитного назначения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); предоставленных для размещения некапитальных строений, сооружений, временных, сезонных объектов; транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответствии с федеральным законодательством.
Суды, установив, что спорный земельный участок был предоставлен для строительства производственной базы, состоящей из административно-бытового корпуса, склада с ремонтным блоком, теплой стоянки, обществу "Оренбургстройспецмонтаж" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию указанных объектов, постановлением администрации г. Оренбурга от 09.02.2010 N 755-п изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка и установлена его площадь, необходимая для эксплуатации вновь возведенных объектов недвижимости, данные изменения внесены в государственный кадастр и договор аренды, пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:01 03 001:0091 площадью 11 055 кв. м и местоположением примерно в 70 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - здания, расположенного за пределами участка по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, д. 9, сформирован и поставлен на кадастровый учет для целей эксплуатации объектов недвижимости, находящиеся по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, д. 10, права общества "Оренбургстройспецмонтаж" на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, и у департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении данного земельного участка в собственность заявителя в связи с разночтениями в адресах земельного участка и находящихся на них объектов.
Факт нахождения на указанном земельном участке иных объектов, правоустанавливающие документы на которые обществом "Оренбургстройспецмонтаж" не представлены, судами правильно оценен как не препятствующий реализации названным обществом исключительного права на выкуп спорного земельного участка, сформированного и предоставленного в аренду для использования объектов недвижимости, принадлежащих обществу "Оренбургстройспецмонтаж" на праве собственности.
Как указали суды, все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка площадью 11 055 кв. м, создание новых объектов не приведет к увеличению его площади и изменению конфигурации.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что в выкупе спорного земельного участка обществу "Оренбургстройспецмонтаж" департаментом отказано неправомерно. Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа, предусмотренных ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.10 Положения N 229, департаментом в материалы дела не представлено.
Поскольку отказ в приватизации земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими обществу "Оренбургстройспецмонтаж" на праве собственности, нарушает исключительное право названного общества на приобретение данного земельного участка в собственность, судами требования общества "Оренбургстройспецмонтаж" о признании указанных действий департамента незаконными правомерно удовлетворены.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что при отсутствии у общества "Оренбургстройспецмонтаж" статуса собственника в отношении части объектов, расположенных на спорном земельном участке, у названного общества отсутствует исключительное право на приобретение в собственность всего данного земельного участка, отклоняются. Судами исследованы все представленные в материалы дела доказательства и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и с учетом существенных обстоятельств дела. Заявителем доказательств того, что площадь земельного участка, сформированного для эксплуатации принадлежащих обществу "Оренбургстройспецмонтаж" объектов недвижимости, является излишней, в материалы дела не представлено.
Оснований для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2011 по делу N А47-5948/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по градостроительству и земельным отношениям администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4.10 Положения N 229 не подлежат передаче в собственность земельные участки в составе земель: зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; водоохранного и санитарно-защитного назначения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); предоставленных для размещения некапитальных строений, сооружений, временных, сезонных объектов; транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответствии с федеральным законодательством.
...
Как указали суды, все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка площадью 11 055 кв. м, создание новых объектов не приведет к увеличению его площади и изменению конфигурации.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что в выкупе спорного земельного участка обществу "Оренбургстройспецмонтаж" департаментом отказано неправомерно. Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа, предусмотренных ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.10 Положения N 229, департаментом в материалы дела не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2012 г. N Ф09-3821/12 по делу N А47-5948/2011