Екатеринбург |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А60-11824/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А60-11824/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления Росреестра - Поташова Е.Е. (доверенность от 08.12.2011 N 08-23/1868);
общества с ограниченной ответственностью "Ремпромтех" (далее - общество) - Казанцева К.Н. (доверенность от 04.06.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Росреестра с иском о признании недостоверной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:35:0110001:0090, 66:35:0109008:0226, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Овощное отделение, д. 21, об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации: земельного участка с кадастровым номером 66:35:0110001:0090 в размере 1 324 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 66:35:0109008:0226 в размере 4 808 000 руб. (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа.
Определением суда апелляционной инстанции от 27.09.2011 в соответствии с ч. 6.1 ст. 268, ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный Кадастровый Центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2011 (судья Скуратовский М.Л.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 66:35:01 10 001:0090 в размере 1 546 000 руб., с кадастровым номером 66:35:01 09 008:0226 в размере 10 628 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда правовой позиции изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление от 28.06.2011 N 913/11). Заявитель указывает, что приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ от 11.03.2010 N П/93), а также совместным приказом управления Росреестра и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - учреждение) от 14.09.2010 N 262/213 с 15.09.2010 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости наделено учреждение, поэтому управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по делу. Заявитель полагает, что суд в нарушение ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлек к участию в деле учреждение. По мнению управления Росреестра, изменения, внесенные в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), не применяются к государственной кадастровой оценке земель, проведенной до вступления в силу этого Закона. Заявитель считает, что поскольку общество не является собственником спорных земельных участков, оно не обладает правом на подачу рассматриваемого иска. Управление Росреестра также полагает, что в силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) отчет о рыночной стоимости земельных участков должен быть представлен по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости исполнительным органом. Кроме того, по мнению заявителя, при определении рыночной стоимости земельного участка, суд вышел за пределы заявленных исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по договорам от 15.08.2005 N 155/1 и от 14.07.2008 N 339/1 истцу на условиях аренды для строительства объекта складского хозяйства предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: г. Березовский, Овощное отделение, д. 21: площадью 8836 кв. м с кадастровыми номером 66:35:0110001:0090 и площадью 17198 кв. м с кадастровым номером 66:35:0109008:0226.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков в несколько раз превышает их рыночную стоимость, установленную отчетом о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 19.11.2010, общество обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о признании кадастровой стоимости недостоверной и установлении размера кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что изменения, внесенные в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным Законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, проведенной до вступления в силу этого Закона. При этом суд указал, что заявленные требования являются требованиями об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, установленной в акте кадастрового органа, законность которого подлежит оспариванию по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае, заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному истцом отчету от 02.06.2011 N 164-11/3, проведенному обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Ком", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:35:0110001:0090, 66:35:0109008:0226 существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0110001:0090 составляет 1 546 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0109008:0226 - 10 628 000 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно установил кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости определенной отчетом оценщика.
Довод заявитель кассационной жалобы о том, что поскольку общество не является собственником спорных земельных участков, оно не обладает правом на подачу рассматриваемого иска, является несостоятельным.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Факт нахождения земельного участка в аренде у истца подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. В данном случае, наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости и, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Довод управления Росреестра о том, что в нарушение ст. 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет об оценке содержит данные о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату не соответствующей дате определения их кадастровой стоимости исполнительным органом, подлежит отклонению как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Доказательств неактуальности установленной отчетом оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения судом решения ответчиком не представлено. Кроме того, на спорные правоотношения положения указанной заявителем нормы не распространяются.
Довод управления Росреестра о том, что в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы кадастровой палате, управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные этим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 данного Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона "О государственном кадастре недвижимости" применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
На основании п. 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - положение) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
Как следует из п. 5 положения, к полномочиям Росреестра отнесены, в частности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Во исполнение приказа от 11.03.2010 N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета).
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложена на неуполномоченное лицо, так как кадастровая палата не подменяет управление Росреестра, а лишь выполняет по его поручению возложенные на него функции, что не умаляет приоритет управления Росреестра в отношениях с кадастровой палатой и не устраняет обязанности кадастровой палаты исполнять соответствующие акты управления Росреестра.
С учетом изложенного привлечение судом к участию в деле в качестве ответчика управления Росреестра не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А60-11824/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - положение) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
Как следует из п. 5 положения, к полномочиям Росреестра отнесены, в частности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Во исполнение приказа от 11.03.2010 N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2012 г. N Ф09-3272/12 по делу N А60-11824/2011