Екатеринбург |
|
15 июня 2012 г. |
Дело N А76-19840/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2011 по делу N А76-19840/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление, административный орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.10.2011 N 3458 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2011 (судья Васильева Т.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 (судьи Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов относительно наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения (в частности субъективной стороны правонарушения) фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В кассационной жалобе общество указывает на неправильное применение судами норм материального права и нарушение процессуальных норм - ст. 7, 9, 71, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обосновании жалобы заявитель, в том числе, отмечает, что в действиях (бездействии) общества отсутствует вина; ранее к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности общество не привлекалось; заявителем были предприняты все необходимые и разумные меры для обеспечения пожаробезопасных условий эксплуатации объектов общества; нарушения, выявленные управлением при проверке, являются малозначительными, так как не могут являться причиной возникновения пожароопасной ситуации; часть нарушений устранена обществом до вынесения оспариваемого постановления о наложении административного наказания; в настоящее время все нарушения устранены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административным органом в период с 13.09.2011 по 10.10.2011 на основании распоряжения от 19.08.2011 N 3064 по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности проведена плановая выездная проверка нежилых помещений, занимаемых обществом на основании договоров аренды, расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 32, 53; ул. Солнечная, д. 40; ул. Захаренко, д. 4; Комсомольский пр., д. 22, 34Б, 86; ул. Чичерина, д. 34; ул. 250 лет Челябинска, д. 11; ул. Молодогвардейцев, д. 31; ул. Кирова, д. 3, 19, 62; пр. Победы, д. 111, 158, 159, 168; ул. Каслинская, д. 21; ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 11; ул. Черкасская, д. 2; ул. Б. Хмельницкого, д. 17; ул. Трудовая, д. 10; ул. Сталеваров, д. 26, 45, 66; ул. 40 лет Победы, д. 16; ул. Братьев Кашириных, д. 97, 104; Свердловский пр., д. 25; пл. Революции ТК "Никитинский"; пр. Ленина, д. 71, 36; ул. Блюхера, д. 81; ул. Гагарина, д. 13, 58; ул. Масленникова, д. 8; ул. Тухачевского, д. 11; ул. Крондштадская, д. 30; ул. Ст. Разина, д. 4; ул. Бажова, д. 44; ул. Комарова, д. 110; ул. Марченко, д. 13; ул. Салютная, д. 2, 11.
В ходе проверки управлением выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, строений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03), Сводами правил "СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденными Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (СП 1.13130.2009), "СП 7.13130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования", утвержденными приказом МЧС России от 25.03.2009 N 177 (СП 7.13130.2009), "СП 6.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденными приказом МЧС России от 25.03.2009 N 176 (СП 6.13130.2009), "СП 4.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденными приказом МЧС России от 25.03.2009 N 174 (СП 4.13130.2009), а именно:
ул. Молодогвардейцев, д. 32:
1. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 "СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (СП 5.13130.2009);
ул. Захаренко, д. 4:
2. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Солнечная, д. 40:
3. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
4. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей), что является нарушением требований п. 53 ППБ 01-03;
5. В коридоре, организованном для посетителей, отделка стен выполнена с применением стеновых панелей типа МДФ, что является нарушением требований п. 53 ППБ 01-03, ч. 3 ст. 4, ст. 3, ч. 6 ст. 134 Закона N 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009;
6. Система вентиляции в помещении хранилища совмещена с системой вентиляции жилого дома, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 6.6, 6.7 СП 7.13130.2009;
Комсомольский проспект, д. 86:
7. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Чичерина, д. 34:
8. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), чем нарушены ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
9. В помещении ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст.151, ч. 8 ст. 82 Закона N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 4.1 СП 6.13130.2009;
ул. 250 лет Челябинску, д. 11:
10. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Молодогвардейцев, д. 31:
11. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольные установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
ул. Кирова, д. 19:
12. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), чем нарушены ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Кирова, д. 62:
13. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
14. Прибор приемно-контрольный "Кварц" июль 2011 года выпуска установлен на стене, оклеенной обоями на бумажной основе, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Кирова, д. 3:
15. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ);
16. Прибор приемно-контрольный "Кварц" (паспорт от 16 мая 2011 года выпуска) установлен на стене, оклеенной обоями и окрашенной масляной краской, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
пр. Победы, д. 159:
17. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
пр. Победы, д. 168:
18. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением требований ч. 3 ст.4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
пр. Победы, д. 158:
19. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
ул. Каслинская, д. 21:
20. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), чем нарушены требования, установленные ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 11:
21. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
ул. Черкасская, д. 2:
22. Прибор приемно-контрольный "Кварц" установлен на стене, обшитой стеновыми панелями типа МДФ, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Б. Хмельницкого, д. 17:
23. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
24. В помещении хранилища ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей, не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 4, ч. 8 ст. 82 Закона N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 4.1 СП 4.13130.2009;
ул. Трудовая, д. 10:
25. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный Кварц установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
ул. Сталеваров, д. 26:
26. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
27. В помещении хранилища ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением ч. 3 ст. 4, ч. 8 ст. 82 Закона N 123-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, п. 4.1 СП 4.13130.2009;
28. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены открыто, а именно: не в строительных конструкциях, не коробах, не в каналах из негорючих материалов, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4, ч. 7 ст. 84 Закона N 123-ФЗ, п. 3.9 НПБ 110-03, п. 4.1. СП 6.13130.2009;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названных НПБ 110-03 пункт 3.9 отсутствует. Имеется ввиду пункт 3.9 НПБ 104-03
29. Ручной пожарный извещатель установлен на стене ломбарда на высоте 1,4 м от уровня пола, чем нарушены п. 13.13.1 СП 5.13130.2009;
30. В полу на путях эвакуации имеется перепад высот менее 45 см (на выходе из помещения ведущего непосредственно на улицу выполнена ступень высотой 5 см) - нарушение ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
ул. Сталеваров, д. 66:
31. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилище ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
ул. Сталеваров, д. 45:
32. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
Комсомольский проспект, д. 22:
33. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
34. В нарушение п. 53 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей);
35. Ширина эвакуационного выхода в свету непосредственно на улицу выполнена менее 0,8 м (фактически ширина дверного проема составляет 0,65м), чем нарушены ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
36. В коридоре на путях эвакуации посетителей из ломбарда, отделка стен выполнена с применением стеновых панелей типа ДСП (на высоте 1 м. от уровня пола) и обоев на бумажной основе от высоты 1 м. на уровне пола до перекрытия), что является нарушением требований п. 53 ППБ 01-03, ст. 3, ч. 6 ст. 134 Закона N 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009;
ул. 40 лет Победы, д. 16:
37. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
38. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей), что является нарушением требований п. 53 ППБ 01-03;
39. Ширина эвакуационного выхода в свету непосредственно на улицу выполнена менее 0,8 м (фактически ширина дверного проема составляет 0,58 м), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
40. В коридоре на путях эвакуации посетителей из ломбарда, отделка стен выполнена с применением панелей типа ДСП (на высоте 1 м от уровня пола), чем нарушены п. 53 ППБ 01-03, ст. 3, ч. 6 ст. 134 Закона N 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009;
ул. Братьев Кашириных, д. 97:
41. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
42. Системы вентиляции в помещении ломбарда (кладовая хоз. инвентаря и бытовой химии) совмещена с системой вентиляции жилого дома, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 6.6, 6.7 СП 7.13130.2009;
Комсомольский проспект, д. 34Б:
43. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
44. В помещении ломбарда, провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены открыто, а именно: не в строительных конструкциях, не коробах, не в каналах из негорючих материалов, что является нарушением ч. 7 ст. 84, ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 3.9 НПБ 104-03, п. 4.1. СП 6.13130.2009;
45. Ручной пожарный извещатель установлен на высоте 1,4 м от уровня пола на стене у выхода из помещения ломбарда в сторону продуктового рынка - нарушены ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.13.1 СП 5.13130.2009;
46. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный "Кварц" установлен на стене в помещении товароведа ломбарда, оклеенной обоями на бумажной основе;
ул. Комарова, д. 110:
47. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины);
ул. Бр. Кашириных, д. 104:
48. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Блюхера, д. 81:
49. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Гагарина, д. 13:
50. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Гагарина, д. 58:
51. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Масленникова, д. 8:
52. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Крондштадская, д. 30:
53. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Бажова, д. 44:
54. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Салютная, д. 2:
55. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Марченко, д. 13:
56. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Ст. Разина, д. 4:
57. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
пр. Победы, д. 111:
58. Прибор приемно-контрольные установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Салютная, д. 11:
59. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
пр. Ленина, д. 18:
60. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Молодогвардейцев, д. 53:
61. В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009 помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения;
ул. Воровского, д. 57:
62. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением требований ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 14, п. 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А10, приложения А, п. 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
ул. Тухачевского, д. 11:
63. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009;
Свердловский пр., д. 25:
64. Прибор приемно-контрольный установлен на стене, выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009.
Вышеназванные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.09.2011 N 3064.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 28.09.2011 N 3458 и принятия постановления от 10.10.2011 N 3458, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 Кодекса, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая незаконным принятие названного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, не установив нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса), отказали в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона о пожарной безопасности).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что нежилые помещения, расположенные по вышеназванным адресам, фактически использовались обществом по договорам аренды, в том числе и на момент проведения административным органом проверки.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу, что в общество является субъектом вменяемого ему административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Оценив в соответствии с правилами ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон, суды обеих инстанций установили факт нарушения заявителем вышеназванных требований пожарной безопасности, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса), а также доказательств наличия объективных препятствий для невозможности соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлены существенные нарушения управлением порядка привлечения общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. определено в минимальном размере, в пределах, предусмотренных санкцией ч. 4 ст. 20.4 Кодекса, соразмерно совершенному деянию и является правомерным.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. По существу указанные доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что не допустимо в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2011 по делу N А76-19840/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
...
Оценив в соответствии с правилами ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон, суды обеих инстанций установили факт нарушения заявителем вышеназванных требований пожарной безопасности, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса), а также доказательств наличия объективных препятствий для невозможности соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
...
Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. определено в минимальном размере, в пределах, предусмотренных санкцией ч. 4 ст. 20.4 Кодекса, соразмерно совершенному деянию и является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2012 г. N Ф09-4744/12 по делу N А76-19840/2011