г. Челябинск |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А76-19840/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 декабря 2011 года по делу N А76-19840/2011 (судья Васильева Т.Н.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" - Юлдашева И.А. (доверенность от 27.12.2011 N 139/лзр, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" (далее - заявитель, ООО Ломбард "Золотая рыбка", общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МЧС, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.10.2011 N 3458, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 26 декабря 2011 года (резолютивная часть объявлена 20 декабря 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы ломбард указывает, что в действиях (бездействии) общества отсутствует вина.
Ранее к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности не привлекался.
Обществом были предприняты все необходимые и разумные меры для обеспечения пожаробезопасных условий эксплуатации объектов ООО Ломбард "Золотая рыбка".
Нарушения, выявленные МЧС при проверке, являются малозначительными, так как не могут являться причиной возникновения пожароопасной ситуации.
Часть нарушений устранена обществом до вынесения постановления о наложении административного наказания. В настоящее время все нарушения устранены.
До начала судебного заседания от административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором МЧС возражает против апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Также от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель МЧС не явился.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 09.08.2011 N 3064 (т. 1, л.д. 75) в период с 05.09.2011 по 13.09.2011 управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка с целью пресечения нарушений обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с исполнением ежегодного плана проведения плановых проверок за 2011 год. Проверка проводилась в помещениях, расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 32, 53, ул. Солнечная, 40, ул. Захаренко, 4, Комсомольский пр., 22, 34б, 86, ул. Чичерина, 34, ул. 250 лет Челябинска, 11, ул. Молодогвардейцев, 31, ул. Кирова, 19, ул. Кирова, 62, ул. Кирова, 3, пр. Победы, 111, 158, 159, 168, ул. Каслинская, 21, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11, ул. Черкасская, 2, ул. Б. Хмельницкого, 17, ул. Трудовая, 10, ул. Сталеваров, 26, 45, 66, ул. 40 лет Победы, 16, ул. Братьев Кашириных, 97, 104, Свердловский пр., 25, пл. Революции ТК "Никитинский", проспект Ленина, 71, 36, ул. Блюхера, 81, ул. Гагарина, 13, 58, ул. Масленникова, 8, ул. Тухачевского, 11, ул. Крондштадская, 30, ул. Ст. Разина, 4, ул. Бажова, 44, Комарова, 110, ул. Марченко, 13, ул. Салютная, 2, 11 (далее - нежилые помещения).
В ходе проверки установлено, что заявителем допущены нарушения требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки от 13.09.2011 N 3064 (т. 1, л.д. 10-16).
По факту совершения административного правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ административным органом в отношении ломбарда составлен протокол об административном правонарушении от 28.09.2011 N 3458 (т. 1, л.д. 17-20).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, МЧС в отношении ООО Ломбард "Золотая рыбка" вынесло постановление о назначении административного наказания от 10.10.2011 N 3458 (т. 1, л.д. 6-9), которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель 24.10.2011 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о доказанности управлением состава вменяемого обществу правонарушения, а также отсутствия нарушений со стороны МЧС при привлечении заявителя к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются, в частности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со статьей 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Аналогичные положения установлены Законом N 123-ФЗ, в силу части 3 статьи 4 которого к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена также в статье 37 Закона N 69-ФЗ.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003 (далее - ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).
Пунктами 2, 3 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Как следует из материалов дела, а именно, из постановления о назначении административного наказания от 10.10.2011 N 3458 нежилые помещения, соответствие которых требованиям пожарной безопасности проверено МЧС, используются обществом по договорам аренды от 01.12.2009 N 577-09, N 573-09, N 576-09, N 5716-09, N 580-09, N 383-09, N 581-09, N583-09, N 584-09, N 582-09, N 384-09, N 578-09, N 574-09, N 579-09, N572-09, N 575-09; от 03.01.2009 б/н, от 01.05.2009 б/н, от 20.10.2009 N 1634/353-09, от 10.06.2010 N 73-10/ЛЗР, от 01.09.2010 N 131-10/ЛЗР, N 172-10/ЛЗР, от 01.10.2010 N 178-10/ЛЗР, N 57-10/ЛЗР, от 01.02.2011 N 4-11/ЛЗР, от 26.10.2009 N 31/475-09, от 28.07.2010 N 106-10/ЗР, от 10.07.2010 N 92-10/ЛЗР, от 17.12.2010 N 214-10/ЛЗР, от 01.04.2010 N 49-10/ЛЗР, от 01.01.2011 N 3-11/ЛЗР, от 16.08.2009 N 33/254-09, от 01.10.2010 N 194-10/ЛЗР, от 01.09.2009 N 02-М48/09, от 15.06.2011 N 89-11/ЛЗР.
Кроме того, заявителем использование нежилых помещений не оспаривается.
Следовательно, общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе проверки административным органом в деятельности общества выявлены следующие нарушения:
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленных Законом N 123-ФЗ, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, строений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), Сводами правил "СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), "СП 7.13130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 177 (далее - СП 7.13130.2009), "СП 6.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N176 (далее - СП 6.13130.2009), "СП 4.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174 (далее - СП 4.13130.2009), а именно:
ул. Молодогвардейцев, 32:
1. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 "СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009);
ул. Захаренко, 4:
2. Прибор приемно-контрольный установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Солнечная, 40:
3. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
4. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей), что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03;
5. В коридоре организованном для посетителей, отделка стен выполнена с применением стеновых панелей типа МДФ, что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03, статьи 3, части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009;
6. Система вентиляции в помещении хранилища совмещена с системой вентиляции жилого дома, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пунктов 6.6, 6.7 СП 7.13130.2009;
Комсомольский проспект, 86:
7. Прибор приемно-контрольный установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Чичерина, 34:
8. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
9. В помещении ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей, не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 151, части 8 статьи 82 Закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4.1 СП 6.13130.2009;
ул. 250 лет Челябинску:
10. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Молодогвардейцев, 31:
11. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Кирова, 19:
12. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Кирова, 62:
13. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
14. Прибор приемно-контрольный "Кварц" июль 2011 года выпуска установлен на стене оклеенной обоями на бумажной основе, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Кирова, 3:
15. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
16. прибор приемно-контрольный "Кварц" (паспорт от 16 мая 2011 года выпуска) установлен на стене оклеенной обоями и окрашенной масляной краской, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
проспект Победы, 159:
17. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
проспект Победы, 168:
18. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
проспект Победы, 158:
19. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Каслинская, 21:
20. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. 50 лет ВЛКСМ, 11:
21. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
ул. Черкасская, 2:
22. Прибор приемно-контрольный "Кварц" установлен на стене обшитой стеновыми панелями типа МДФ, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Б. Хмельницкого, 17:
23. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
24. В помещении хранилища ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей, не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 151, части 8 статьи 82 Закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4.1 СП 4.13130.2009;
ул. Трудовая, 10:
25. Прибор приемно-контрольный Кварц установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Сталеваров, 26:
26. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А.10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
27. В помещении хранилища ломбарда, кабели линии системы противопожарной защиты для установки дымовых пожарных извещателей, не выполнены огнестойким кабелем с медными жилами, не распространяющими горение, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 151, части 8 статьи 82 Закона N 123-ФЗ, пункта ППБ 01-03, пункта 4.1 СП 4.13130.2009;
28. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены открыто, а именно не в строительных конструкциях, не коробах не в каналах из негорючих материалов, что является нарушением требований статьи 3, частей 3, 4 статьи 4, части 7 статьи 84 Закона N 123-ФЗ, пункта 3.9 НПБ 110-03, пункта 4.1. СП 6.13130.2009;
29. Ручной пожарный извещатель установлен на стене ломбарда на высоте 1,4 м от уровня пола, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.13.1 СП 5.13130.2009;
30. В полу на путях эвакуации имеется перепад высот менее 45 см (на выходе из помещения ведущего непосредственно на улицу выполнена ступень высотой 5 см), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009;
ул. Сталеваров, 66:
31. Помещение хранилище ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009; ул. Сталеваров, 45:
32. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
Комсомольский проспект, 22:
33. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
34. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей), что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03;
35. Ширина эвакуационного выхода в свету непосредственно на улицу выполнена менее 0,8 м. (фактически ширина дверного проема составляет 0,65м), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;
36. В коридоре на путях эвакуации посетителей из ломбарда, отделка стен выполнена с применением стеновых панелей типа ДСП (на высоте 1 м. от уровня пола) и обоев на бумажной основе от высоты 1 м. на уровне пола до перекрытия), что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03, частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 53 ППБ 01-03, пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009;
ул. 40 лет Победы, 16:
37. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
38. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (на выходе выполнен тамбур, где одна дверь открывается на улицу, вторая в сторону коридора организованного для посетителей), что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03;
39. Ширина эвакуационного выхода в свету непосредственно на улицу выполнена менее 0,8 м. (фактически ширина дверного проема составляет 0,58 м), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;
40. В коридоре на путях эвакуации посетителей из ломбарда, отделка стен выполнена с применением панелей типа ДСП (на высоте 1м от уровня пола), что является нарушением требований пункта 53 ППБ 01-03, частей 3, 4 статьи 4, части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009;
ул. Братьев Кашириных, 97:
41. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
42. Системы вентиляции в помещении ломбарда (кладовая хоз. инвентаря и бытовой химии) совмещена с системой вентиляции жилого дома, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 6.6, 6.7 СП 7.13130.2009;
Комсомольский проспект, 34б:
43. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
44. В помещении ломбарда, провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены открыто, а именно не в строительных конструкциях, не коробах не в каналах из негорючих материалов, что является нарушением требований части 7 статьи 84, частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 3.9 НПБ 104-03, пункта 4.1. СП 6.13130.2009;
45. Ручной пожарный извещатель установлен на высоте 1,4 м от уровня пола на стене у выхода из помещения ломбарда в сторону продуктового рынка, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.13.1 СП 5.13130.2009;
46. Прибор приемно-контрольный "Кварц" установлен на стене в помещении товароведа ломбарда оклеенной обоями на бумажной основе, что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Комарова, 110:
47. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Бр. Кашириных, 104:
48. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Блюхера, 81:
49. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Гагарина, 13:
50. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Гагарина, 58:
51. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Масленникова, 8:
52. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Крондштадская, 30:
53. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Бажова, 44:
54. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Салютная, 2:
55. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Марченко, 13:
56. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Ст. Разина, 4:
57. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
проспект Победы, 111:
58. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Салютная, 11:
59. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
проспект Ленина, 18:
60. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
ул. Молодогвардейцев, 53:
61. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, п. А.3, А.10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
ул. Воровского, 57:
62. Помещение хранилища ломбарда не защищено автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14, пункта 31.2 табл. 3 НПБ 110-03, пункта А.3, А.10, приложения А, пункта 31.2 табл. А.3 СП 5.13130.2009;
ул. Тухачевского, 11:
63. прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009;
Свердловский проспект, 25:
64. Прибор приемно-контрольные установлен на стене выполненной из горючего основания (панели ДСП - конструкция ломбардной кабины), что является нарушением требований частей 3, 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.14.6 СП 5.13130.2009.
Как усматривается из материалов дела, а также указано обществом в заявлении и апелляционной жалобе, до вынесения постановления административного наказания заявителем устранены некоторые нарушения. Однако, устранение нарушений не является основанием для освобождения общества от наказания.
В соответствии с частью 6 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
В свиязи с изложенным, доводы апелляционной жалобы в соответствующей части отклоняются, как необоснованные.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем указанных требований пожарной безопасности, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле ООО Ломбард "Золотая рыбка" не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают наличия фактов установленных нарушений, надлежащие доказательства невиновности заявителя в инкриминируемом правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя вины в совершении вменяемых ему административных правонарушений.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО Ломбард "Золотая рыбка" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, является правомерным.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно установил все необходимые признаки инкриминированного обществу состава административного правонарушения, не усмотрев нарушения порядка его привлечения к такой ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП.
Оснований для переоценки правильных выводов суда в отношении не применения положений статьи 2.9 Кодекса у суда апелляционной инстанции не имеется.
Так, в статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что количество выявленных нарушений, которые создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, является значительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного предприятием административного правонарушения.
Ссылка заявителя на то, что ранее он не привлекался к административной ответственности, судом отклоняется, так как указанные обстоятельства в силу положений статьи 4.2 КоАП РФ может учитываться в качестве смягчающих административную ответственность.
При этом наказание обществу назначено в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса, в минимальном размере.
Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы заявления, представленного в суд первой инстанции. Судом первой инстанции в отношении доводов заявления, а, следовательно, и доводов апелляционной жалобы даны исчерпывающие обоснования их отклонения. Оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, верно определенных судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 декабря 2011 года по делу N А76-19840/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотая рыбка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для переоценки правильных выводов суда в отношении не применения положений статьи 2.9 Кодекса у суда апелляционной инстанции не имеется.
Так, в статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
...
Суд апелляционной инстанции отмечает, что количество выявленных нарушений, которые создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, является значительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного предприятием административного правонарушения.
Ссылка заявителя на то, что ранее он не привлекался к административной ответственности, судом отклоняется, так как указанные обстоятельства в силу положений статьи 4.2 КоАП РФ может учитываться в качестве смягчающих административную ответственность."
Номер дела в первой инстанции: А76-19840/2011
Истец: ООО Ломбард Золотая рыбка
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской области