Екатеринбург |
|
18 июня 2012 г. |
Дело N А60-24767/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей Гайдука А.А., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и Департамента государственного заказа Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловского области от 16.11.2011 по делу N А60-24767/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" (далее - предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ) - Верхоланцева Л.Н. (доверенность от 11.07.2011 N 2752);
Департамента государственного заказа Свердловской области - Протасова М.С. (доверенность от 02.11.2011);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Юзвак Ю.С. (доверенность от 05.04.2012 N 17-01-82-3638).
Предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области и Департаменту государственного заказа Свердловской области о взыскании 2 516 600 руб. 30 коп., из них 2 494 384 руб. убытков в виде расходов, понесенных на получение и оформление банковской гарантии, 22 216 руб. 30 коп. расходов, понесенных в связи с рассмотрением жалобы, взыскании судебных расходов, понесенных в связи с проездом представителя истца для участия в судебных заседаниях (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 16.11.2011 (судья Абознова О.В.) исковые требования удовлетворены частично. Со Свердловской области в лице Министерства управления государственным имуществом Свердловской области и Департамента государственного заказа Свердловской области в пользу предприятия "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ взыскано 2 494 384 руб. убытков, 35 264 руб. 83 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины, 23 425 руб. 67 коп. судебных расходов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (судьи Грибиниченко О.Г., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент государственного заказа Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права: ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, предприятием "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ была преждевременно оформлена банковская гарантия, у истца имелась возможность подождать с ее оформлением. Как считает заявитель жалобы, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа при принятия решения о соответствии заявок участников размещения заказа нарушений требований действующего законодательства не имеется, а также отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и убытками истца, поскольку предприятием "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ самостоятельно был выбран вид обеспечения исполнения обязательств - банковская гарантия. Департамент государственного заказа Свердловской области не согласен с выводами судов о том, что он является надлежащим ответчиком; полагает, что иск подлежал удовлетворению за счет казны Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области, которое не привлечено к участию в деле.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель считает, что действовал правомерно, поскольку действующим законодательством не установлено требование об обязательном наличии у участников размещения заказа аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в связи с чем, уполномоченным органом в конкурсную документацию не были включены указанные требования. По мнению заявителя жалобы, в действиях предприятия "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ в рамках участия в размещении заказа имеются признаки неосмотрительного поведения и недостаточного внимания к возможным рискам. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области указывает на необжалование предприятием "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ решения и предписания антимонопольной службы в порядке, установленном ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимал участия в работе аукционной комиссии. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области полагает, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02.06.2011 N 473-3 не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент государственного заказа Свердловской области 20.04.2011 разместил на электронной площадке в сети Интернет по адресу http://www.sberbank-ast.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011811000295 на право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ) по формированию содержащихся в документах, хранящихся в архивах организаций технической инвентаризации сведений об объектах капитального строительства, расположенных на территории Свердловской области, для введения в автоматизированные базы данных, необходимых для ведения государственного кадастра недвижимости. Государственным заказчиком является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Уполномоченный орган на проведение аукциона - Департамент государственного заказа Свердловской области.
Предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ зарегистрировалось в качестве участника данного аукциона в электронной форме.
Аукцион признан состоявшимся, по итогам которого победителем признано предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (протокол от 19.05.2011 N 2).
Согласно п. 7.1.4 аукционной документации в течение 5 дней с момента получения проекта государственного контракта победитель направляет проект государственного контракта, подписанный электронной цифровой подписью и документ об обеспечении исполнения государственного контракта в соответствии с требованиями, установленными информационной картой аукциона.
Предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ во исполнение данного требования заключило с коммерческим банком "Русский ипотечный банк" договор о выдаче банковской гарантии от 27.05.2011 N 5869, выплатив банку в соответствии с п. 3.1 договора единовременное вознаграждение в размере 2 493 384 руб. за выдачу гарантии (платежное поручение от 27.05.2011 N 01346), а также вознаграждение в размере 1 000 руб. за ее оформление (платежное поручение от 27.05.2011 N 01345).
Коммерческим банком "Русский ипотечный банк" 27.05.2011 выдана банковская гарантия N 5869 под государственный контракт, подлежащий заключению между предприятием "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по формированию документов и внесению в базу данных от 19.05.2011 N 2 (код аукциона N 0162200011811000295).
Предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ 30.05.2011 направило в электронном виде в адрес ответчика подписанный договор и банковскую гарантию.
Между тем в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области 26.05.2011 поступила жалоба от одного из участников аукциона.
Согласно решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02.06.2011 N 473-3 в техническое задание документации об аукционе в электронной форме в нарушении ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) не были включены требования к работам, которые ограничивают количество участников данного размещения заказа, а именно: в документации не были установлены ограничения к выполнению работ, которые предусматривают разрешение (аккредитацию): заказчиком, уполномоченным органом в документацию не были включены требования о том, что у участников размещения заказа должна быть аккредитация на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в связи с чем вынесено предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
На основании данного решения Департаментом госзаказа Свердловской области вынесен приказ от 20.06.2011 N 529-НР об аннулировании торгов и отзыве извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011811000295 на оказание услуг (выполнению работ) по введению сведений в базу данных, в соответствии с которым торги аннулированы, утверждено извещение об аннулировании торгов и отзыве извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011811000295, опубликованное 22.06.2011 на сайте электронной площадки.
Ссылаясь на то, что действиями ответчиков причинены убытки в виде выплаты банку комиссии в размере 2 493 384 руб. за предоставление банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту на выполнение необходимых работ, предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из доказанности истцом факта причинения ему неправомерными действиями ответчиков при проведении открытого аукциона убытков.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При рассмотрении споров о возмещении убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в действиях государственного заказчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Свердловской области установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1, 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов (решение от 02.06.2011 N 437-З). Результаты аукциона, победителем которого признано предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, аннулированы; государственный контракт с истцом не заключен.
Судами верно установлено, что предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, являясь победителем аукциона, действуя правомерно и в пределах установленных законом сроков, на стадии подписания контракта исполнило требования аукционной документации, оформив в течение 5 дней обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту.
Размер расходов, понесенных предприятием "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ в связи с уплатой банку вознаграждения за предоставление банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту, подтвержден материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования предприятия "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Требование истца о возмещении судебных расходов удовлетворено судами правомерно в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационных жалобах доводы заявителей были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловского области от 16.11.2011 по делу N А60-24767/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и Департамента государственного заказа Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02.06.2011 N 473-3 в техническое задание документации об аукционе в электронной форме в нарушении ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) не были включены требования к работам, которые ограничивают количество участников данного размещения заказа, а именно: в документации не были установлены ограничения к выполнению работ, которые предусматривают разрешение (аккредитацию): заказчиком, уполномоченным органом в документацию не были включены требования о том, что у участников размещения заказа должна быть аккредитация на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в связи с чем вынесено предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
...
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Как следует из материалов дела, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в действиях государственного заказчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Свердловской области установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1, 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов (решение от 02.06.2011 N 437-З). Результаты аукциона, победителем которого признано предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, аннулированы; государственный контракт с истцом не заключен."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2012 г. N Ф09-3307/12 по делу N А60-24767/2011