Екатеринбург |
N Ф09-5052/12 |
25 июня 2012 г. |
Дело N А71-10698/2011 |
См. также Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2012 г. N 17АП-1018/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Лимонова И.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ува-Туклинское" (далее - администрация МО "Ува-Туклинское", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу N А71-10698/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация МО "Ува-Туклинское" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.08.2011 N 11 (далее - решение инспекции).
Решением суда от 19.12.2011 (судья Буторина Г.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация МО "Ува-Туклинское" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 108, 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, регистрация граждан по месту жительства не отнесена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения. Исходя из положений ст. 19, 20 указанного закона финансовое обеспечение данных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов. Государством не обеспечена финансовая возможность исполнения действий по регистрации граждан по месту жительства, материальные ресурсы и финансовые средства из федерального бюджета в орган местного самоуправления на указанные цели не поступали. В связи с этим, а также учитывая отсутствие вины, администрация МО "Ува-Туклинское" не может быть привлечена к ответственности.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, Суворов С.Н. обратился в налоговый орган 12.06.2011 с заявлением об отметке ИНН в паспорте. На странице N 6 паспорта стоит штамп администрации МО "Ува-Туклинское" о регистрации 04.10.2010 Суворова С.Н. ИНН 182102826989, зарегистрированного по адресу: 427255, Удмуртская Республика, Увинский район, д. Тимошур-Чунча, ул. Центральная, 23.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Кодекса инспекцией сделан вывод о том, что срок предоставления администрацией МО "Ува-Туклинское" сведений о регистрации физического лица по месту жительства истек 27.07.2011, в связи с неправомерным несообщением (несвоевременным сообщением) указанных сведений вынесено оспариваемое решение инспекции.
Налоговым органом составлен акт от 20.07.2011 N 12 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом о налоговых правонарушениях и вынесено решение инспекции, которым администрация МО "Ува-Туклинское" привлечена к ответственности по п. 1 ст. 129.1 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, администрация МО "Ува-Туклинское" обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия правовых оснований для привлечения администрации МО "Ува-Туклинское" к налоговой ответственности.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
В силу п. 3 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
На основании п. 1 ст. 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Судами установлено, что на территории муниципального образования "Ува-Туклинское" Увинского района Удмуртской Республики отсутствует территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В связи с этим обязанность по предоставлению сведений о регистрации физических лиц по месту жительства возложена на администрацию МО "Ува-Туклинское".
Поскольку материалами дела подтвержден факт несообщения администрацией МО "Ува-Туклинское" сведений о регистрации Суворова С.Н., суды сочли правомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 129.1 Кодекса.
Довод налогоплательщика о том, что регистрация граждан по месту жительства не отнесена к вопросам местного значения, в связи с чем должна осуществляться за счет материальных ресурсов и финансовых средств из федерального бюджета, судами рассмотрен и признан несоответствующим действующему законодательству.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Отсутствие материальных ресурсов и финансовых средств не признано судами в качестве обстоятельства, исключающего вину администрации МО "Ува-Туклинское" и возможность привлечения ее к ответственности.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу N А71-10698/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ува-Туклинское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1 ст. 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
...
Поскольку материалами дела подтвержден факт несообщения администрацией МО "Ува-Туклинское" сведений о регистрации Суворова С.Н., суды сочли правомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 129.1 Кодекса.
...
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2012 г. N Ф09-5052/12 по делу N А71-10698/2011