Екатеринбург |
|
26 июня 2012 г. |
Дело N А47-12587/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Мыскина Андрея Александровича (далее - судебный пристав-исполнитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2012 по делу N А47-12587/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по тому же делу.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.05.2012 удовлетворено ходатайство судебного пристава-исполнителя о рассмотрении кассационной жалобы путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
По сообщению Арбитражного суда Оренбургской области представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание в Арбитражный суд Оренбургской области не явились, в связи с чем сеанс видеоконференц-связи не состоялся.
По адресу местонахождения Федерального арбитражного суда Уральского округа стороны также не явились.
Кассационная жалоба рассматривается по правилам гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "АУРУМ" (далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Мыскина А.А, выраженных в отказе отменить постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 24.11.2011 в рамках исполнительного производства N 7559/11/03/56; об отмене постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 24.11.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - взыскатель).
Решением суда от 11.01.2011 (судья Жарова Л.А.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 (судьи Иванова Н.А., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель жалобы указывает, что на момент вынесения спорного постановления не обладал информацией о предоставлении обществу отсрочки исполнения решения суда, не был привлечён к участию в деле по рассмотрению заявления о предоставлении должнику рассрочки. Полагает, что в судебных актах не указано судами, какую именно норму права он нарушил, отказывая в отмене постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 24.11.2011, поскольку закон не обязывает судебного пристава-исполнителя самостоятельно отменять постановление, не признанное незаконным в установленном порядке.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа от 27.12.2010 АС N 002283109, выданного по решению Арбитражного суда Оренбургской области от 01.09.2010 по делу N А47-2390/2010 о взыскании с общества в пользу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - взыскатель) задолженности в сумме 3 973 645 руб. 18 коп., возбуждено исполнительное производство от 28.04.2011 N 7559/11/03/56.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.11.2011 по делу N А47-2390/2010 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения арбитражного суда от 01.09.2010 в части взыскания с общества в пользу взыскателя 3 973 645 руб. 18 коп., в доход федерального бюджета расходов по госпошлине в сумме 42 868 руб. 22 коп. сроком на три месяца - до 18.02.2012. Указанное определение суда направлено в адрес Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области и получено им 28.11.2011.
Между тем 24.11.2011 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортных средств: Марка ТС: AUDI-6, г/н С616КК; AUDI-7; г/н С477АК. Регистрирующему органу - МРЭУ ГИБДД Оренбургской области с момента получения постановления запрещено проводить регистрационные действия в отношении данных транспортных средств.
Общество 29.11.2011 направило судебному приставу-исполнителю заявление об отмене постановления от 24.11.2011 о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств. Указанное заявление оставлено судебным приставом-исполнителем без удовлетворения. По мнению судебного пристава-исполнителя, выраженному в письме от 29.11.2011 N 23533, постановление о запрете регистрационных действий в отношении автотранспортных средств является обеспечительной мерой. Соответственно общество может продолжать владеть и пользоваться данными автотранспортными средствами.
Полагая, что действия судебного пристава-исполнителя, выраженные в отказе отменить постановление от 24.11.2011 о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств и само указанное постановление, являются незаконными, нарушают требования ст. 37 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из того, что в период отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия совершаться не должны.
Выводы судов являются правильными.
Как установлено ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам, установленным главой 24 названного кодекса.
Из приведенного следует, что постановление или действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или ненормативного акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 Закона об исполнительном производстве в качестве принципов осуществления исполнительного производства, в частности, закреплены принципы законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 2 ст. 37 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исследуя обстоятельства дела в соответствии с требованиями ст. 9, 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в период действия отсрочки исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем совершены исполнительные действия - наложен запрет на совершение регистрационных действий, прохождение технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортных средств AUDI-6 государственный номер С616КК, AUDI-7 государственный номер С477АК.
Судами учтено, что оспариваемое постановление от 24.11.2011 и отказ в его отмене нарушает права должника на свободное использование принадлежащего ему имущества в период действия отсрочки исполнения судебного акта, что в силу требований п. 2 ст. 37 Закона об исполнительном производстве недопустимо.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества, признав действия судебного пристава-исполнителя незаконными и отменив оспариваемое постановление.
Ссылка заявителя на то, что судом не установлено, какой норме не соответствуют действия судебного пристава-исполнителя, выраженные в отказе отменить оспариваемое постановление, судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии с ч. 3 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по обеспечению исполнения судебного акта на период предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта вправе принять только суд.
Таким образом, в данном случае судебный пристав-исполнитель при принятии мер обеспечения исполнения судебного акта действовал за рамками предоставленных ему законом полномочий и, соответственно, отказ в отмене незаконно принятого им постановления от 24.11.2011 также является незаконным. Специальной нормы для прекращения собственных незаконных действий судебному приставу-исполнителю в данном случае не требовалось.
Довод судебного пристава-исполнителя о том, что ему не было известно о принятии определения Арбитражного суда Оренбургской области от 18.11.2011 по делу N А47-2390/2010 о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 01.09.2010, противоречит положениям ч. 2 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, кроме того, такой довод не имеет правового значения для признания оспариваемых действий и постановления судебного пристава-исполнителя незаконными.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2012 по делу N А47-12587/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Мыскина Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выраженных в отказе отменить постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств в рамках исполнительного производства.
Суды заявленные требования общества удовлетворили.
Окружной суд согласился с нижестоящими инстанциями по следующим основаниям.
Установлено, что в период действия отсрочки исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем совершены исполнительные действия - наложен запрет на совершение регистрационных действий, прохождение технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортных средств.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из того, что в период отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия совершаться не должны.
Окружной суд считает выводы судов правильными.
Законом об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, предоставившим отсрочку.
В соответствии с АПК РФ меры по обеспечению исполнения судебного акта на период предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта вправе принять только суд.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель при принятии мер обеспечения исполнения судебного акта действовал за рамками предоставленных ему законом полномочий.
Судами учтено, что оспариваемое постановление нарушает права должника на свободное использование принадлежащего ему имущества в период действия отсрочки исполнения судебного акта, что в силу требований Закона об исполнительном производстве недопустимо.
В связи с этим суды обоснованно удовлетворили требования общества, признав действия судебного пристава-исполнителя незаконными и отменив оспариваемое постановление.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2012 г. N Ф09-4852/12 по делу N А47-12587/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12587/11
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4852/12
07.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1140/12
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12587/11