Екатеринбург |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А60-50871/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (ИНН: 6662127391, ОГРН: 1026605404121; далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу N А60-50871/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Квант" (ИНН: 6672289095, ОГРН: 1096672001546; далее - общество) о взыскании финансовых санкций в размере 1540 руб. 00 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 16.02.2012 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявления управления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о недоказанности управлением факта представления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена камеральная проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой установлено, что в сведениях за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, обнаружены ошибки, о чем составлен акт проверки от 05.05.2011 N 89745.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено решение от 06.06.2011 N 140 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 1540 руб.
Обществу направлено требование от 12.07.2011 N 119 с предложением о добровольной уплате суммы штрафа в срок до 03.08.2011.
В связи с тем, что требование обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды инстанции исходили из недоказанности управлением факта представления обществом в фонд недостоверных сведений.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 1 января 2011, в связи с вступлением в силу изменений в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 339-ФЗ).
Применяя данное правило, страхователи представляют сведения за 2010 г. в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15.02.2011.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Пунктом 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Из материалов дела следует, что обществу управлением вменено представление недостоверных сведений за 2010 год в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием для признания представленных обществом сведений недостоверными послужило расхождение данных в сумме страховых взносов за 2010 г., указанных в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2 и формах РСВ-1, в файле и базе данных пенсионного фонда.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно указали, что в вынесенных по результатам камеральной проверки в акте от 05.05.2011 N 89745, в решении от 06.06.2011 N 140 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений. Из представленных в дело доказательств невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения.
Суды правомерно указали, что вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе пенсионного фонда, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной учреждением информации. Проверка же представленных обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что фондом такая проверка не проводилась, суды сделали правильный вывод о недоказанности пенсионным фондом наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Следовательно, у управления отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что управлением не доказан размер платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных по лицам, в отношении которых представлены недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа.
При определении размера штрафа управление исчислило 10 процентов, исходя из суммы причитающихся платежей 15 400 рубля в отношении всех застрахованных лиц.
Между тем, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, следует, что сумму штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Апелляционным судом правильно указано, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п.п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Правильные сведения обществом были представлены 05.05.2011 года, что подтверждается протоколом приема сведений от 05.05.2011 N 32/49798.
Таким образом, абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за вышеуказанное нарушение, а также за представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы управления о несоответствии выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу N А60-50871/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении размера штрафа управление исчислило 10 процентов, исходя из суммы причитающихся платежей 15 400 рубля в отношении всех застрахованных лиц.
Между тем, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, следует, что сумму штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Апелляционным судом правильно указано, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п.п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Правильные сведения обществом были представлены 05.05.2011 года, что подтверждается протоколом приема сведений от 05.05.2011 N 32/49798.
Таким образом, абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за вышеуказанное нарушение, а также за представления скорректированных данных о застрахованных лицах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2012 г. N Ф09-5462/12 по делу N А60-50871/2011