Екатеринбург |
|
20 июля 2012 г. |
Дело N А07-19626/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синегорье" (далее - общество "Синегорье") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А07-19626/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Синегорье" - Хайлулина И.Р. (доверенность от 06.03.2012 N 12).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Общество "Синегорье" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Уфа (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме от 13.09.2011 N 16411, а также обязании администрации в течение 15 календарных дней с момента вступления решения в законную силу заключить с обществом "Синегорье" договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:150, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление по земельным ресурсам), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление архитектуры и градостроительства).
Решением арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 (судья Масалимов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 (судьи Соколова И.Ю., Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований общества "Синегорье" о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме от 13.09.2011 N 16411, и обязании администрации в течение 15 календарных дней с момента вступления решения в законную силу заключить с обществом "Синегорье" договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:150, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84, отказано.
В кассационной жалобе общество "Синегорье" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов представленным в материалы дела доказательствам. По мнению заявителя, основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность общества "Синегорье" отсутствовали ввиду прекращения действия решения Совета городского округа город Уфа от 28.02.2008 N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с 01.01.2011 (на момент вынесения обжалуемого отказа). Общество "Синегорье" указывает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что наличие красных линий подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, не основан на имеющихся в материалах дела документах; доказательств того, что утвержденный постановлением от 17.11.2010 N 6558 проект планировки центра г. Уфы касается спорного земельного участка, материалы дела не содержат. По мнению заявителя, им соблюден порядок обжалования действий администрации, поскольку кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:150 является новым номером земельного участка с номером 02:55:010149:0003.
В представленном на кассационную жалобу отзыве администрация просит оставить в силе обжалуемое постановление, считает его законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Как установлено судами и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.07.2011 серии 04 АГ N 215676, серии 04 АГ N 260884, серии 04 АГ N 276840, обществу "Синегорье" на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84 (склад общей площадью 22 кв. м, офисное здание общей площадью 243 кв. м, склад общей площадью 51 кв. м).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 19.01.2012 N 01/006/2012-162, изначально право собственности на спорные строения было зарегистрировано 28.07.2005. Впоследствии, 25.11.2005, они были приобретены обществом с ограниченной ответственностью "Асгард" (далее - общество "Асгард"), а 16.10.2009 указанные строения были приобретены в собственность обществом "Синегорье".
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке, имеющем кадастровый номер 02:55:010149:3. Как следует из кадастрового плана земельного участка от 02.07.2007, указанный земельный участок имеет площадь 769 кв. м и сформирован 21.02.2003. Разрешенным видом использования земельного участка является размещение офисов и складов. На основании договора аренды земельного участка от 13.07.2007 N 691-07 названный земельный участок был предоставлен в аренду обществу "Асгард".
Как подтверждается представленным в дело кадастровым паспортом земельного участка площадью 1033 кв. м с кадастровым номером 02:55:010149:150, указанный земельный участок имеет предыдущий кадастровый номер 02:55:010149:3. Земельный участок входит в территориальную зону "жилая зона". Разрешенным видом использования земельного участка является размещение офисов и складов. Сведения о земельном участке внесены в качестве временных 01.11.2011.
В ходе рассмотрения дела на основании пояснений представителя общества "Синегорье" установлено, что формирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 и его постановка на кадастровый учет были произведены по инициативе общества "Синегорье", поскольку расположение принадлежащих обществу "Синегорье" объектов недвижимости выходило за границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3.
Общество "Синегорье" 31.08.2011 обратилось в администрацию с заявлением от 29.08.2011 N 12/к о предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:3, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84, в собственность путем его продажи. С учетом дополнительно представленных 05.09.2011 документов, обществом "Синегорье" для рассмотрения заявления были представлены документы, подтверждающие юридический статус данного общества, сведения о правах на здания и сооружения, кадастровый паспорт земельного участка от 01.09.2011.
Письмом от 13.09.2011 N 16411 управление по земельным ресурсам отказало обществу "Синегорье" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 в собственность, мотивируя отказ тем, что решением Совета городского округа город Уфа от 28.02.2008 N 33/9 земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Полагая, что указанные действия администрации нарушают права и законные интересы заявителя, и данный отказ является неправомерным, общество "Синегорье" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для отказа в приватизации земельного участка и нарушении отказом в выкупе испрашиваемого земельного участка прав общества "Синегорье".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из отсутствия нарушений прав общества "Синегорье" ввиду включения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 в перечень участков, полностью или частично зарезервированных для муниципальных или государственных нужд, и того обстоятельства, что администрацией не рассматривался вопрос о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150, поскольку заявитель обратился за предоставлением в собственность иного земельного участка.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными и не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам по следующим обстоятельствам.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу п. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно решению Совета городского округа город Уфа от 28.02.2008 N 33/9 в срок до 01.01.2011 зарезервированы земельные участки согласно приложениям N 1 и N 2 к данному решению.
Между тем в приложении N 2 к решению от 28.02.2008 N33/9 спорный земельный участок не указан в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд. Кроме того, согласно решению Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 решение от 28.02.2008 N33/9 утратило силу с 01.01.2011. При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что указание в обжалуемом отказе в предоставлении земельного участка реквизитов недействующего акта факта резервирования не исключает, противоречит обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд)
Согласно кадастрового паспорта от 05.12.2011 N 02/11/1-320374 спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и названный кадастровый паспорт не содержит сведений о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд.
На основании постановления главы администрации от 17.11.2010 N 6558 утвержден проект планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах городского округа город Уфа, в связи с чем было указано подготовить проект решения Совета городского округа город Уфа о внесении изменений в решение от 28.02.2008 N33/9 в части уточнения границ территорий резервирования для государственных и муниципальных нужд
Однако схема зарезервированных земель, являющаяся приложением N 1 к указанному постановлению, не позволяет определить, что спорный участок вошел в состав земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.
Решением городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 на срок до 01.01.2015 зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2. В указанном приложении N 2 определен кадастровый номер спорного земельного участка, как участка, полностью или частично зарезервированного для муниципальных или государственных нужд, однако в составе действующих красных линий спорный земельный участок не определен.
Впоследствии решением Совета городского округа город Уфа от 13.10.2011 N 41/9 в решение N 32/15 внесены изменения и утвержден новый перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно приложению N 2 к решению от 23.12.2010 N 32/15 с учетом изменений от 01.06.2011 и 13.10.2011 спорный земельный участок в состав резервируемых земельных участков и в перечень действующих красных линий не включен.
Решение Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", а также постановление главы администрации от 17.11.2010 N 6558, которыми скорректированы красные линии и со ссылкой на которые заявителю отказано в приватизации земельного участка, приняты после возведения объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке, регистрации прав заявителя на данные объекты, и формирования земельного участка, предоставленного заявителю для эксплуатации этих объектов, при этом доказательств возведения названных объектов и постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет с нарушением действующего земельного законодательства в материалы дела не представлено.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность обществу "Синегорье" ввиду исключения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 из числа зарезервированных после вынесения обжалуемого отказа противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Вопросы о порядке отчуждения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
По смыслу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. При этом земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ не подлежат отчуждению земельные участки, в частности, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из ч. 11 ст. 1, ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые являются элементом территориального планирования, определяющим правила землепользования и застройки.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выкопировку из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции от 13.10.2011 N 41/9), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что из указанного документа невозможно установить местоположение испрашиваемого обществом "Синегорье" земельного участка относительно красных линий, координаты красных линий также отсутствуют. Кроме того, данная выкопировка не соответствует сведениям, указанным в приложении N 2 к решению N 32/15 в редакции от 13.10.2011. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие схемы красных линий, позволяющих определить включение спорного земельного участка в состав зарезервированных земель, не является обстоятельством, исключающим признание земельного участка зарезервированным, является ошибочным.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорной ситуации следует руководствоваться приложением N 2 к решению Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 (в редакции от 13.10.2011), поскольку только данное приложение безусловно позволяет определить перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и которым определены кадастровые номера земельных участков в составе действующих красных линий.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав общества "Синегорье", которое состоит в невозможности реализовать исключительное право на выкуп земельного участка, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах имеются основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы, решение суда первой инстанции является обоснованным и подлежит оставлению в силе.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы общества "Синегорье", связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе, в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с администрации в пользу общества "Синегорье".
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А07-19626/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 оставить в силе.
Взыскать с администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Синегорье" 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выкопировку из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции от 13.10.2011 N 41/9), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что из указанного документа невозможно установить местоположение испрашиваемого обществом "Синегорье" земельного участка относительно красных линий, координаты красных линий также отсутствуют. Кроме того, данная выкопировка не соответствует сведениям, указанным в приложении N 2 к решению N 32/15 в редакции от 13.10.2011. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие схемы красных линий, позволяющих определить включение спорного земельного участка в состав зарезервированных земель, не является обстоятельством, исключающим признание земельного участка зарезервированным, является ошибочным.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорной ситуации следует руководствоваться приложением N 2 к решению Совета городского округа город Уфа от 23.12.2010 (в редакции от 13.10.2011), поскольку только данное приложение безусловно позволяет определить перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и которым определены кадастровые номера земельных участков в составе действующих красных линий.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав общества "Синегорье", которое состоит в невозможности реализовать исключительное право на выкуп земельного участка, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2012 г. N Ф09-5674/12 по делу N А07-19626/2011