г. Челябинск |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А07-19626/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Суспициной Л.А., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 по делу N А07-19626/2011 (судья Масалимов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Синегорье" - Газизова А.Р. (доверенность от 03.10.2011 N СД-13/7).
Общество с ограниченной ответственностью "Синегорье" (далее - ООО "Синегорье", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме от 13 сентября 2011 года N 16411, а также обязании Администрации в течение 15 календарных дней, с момента вступления решения в законную силу, заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Синегорье" договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:150, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84 (требования изложены с учетом их уточнения в части характеристик земельного участка).
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2011, 06.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований на предмет спора, привлечены Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.02.2012 (резолютивная часть объявлена 31.01.2012) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность, выраженный в письме от 13 сентября 2011 года N 16411, обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 30 дней, с момента вступления решения в законную силу, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1033 кв. м. с кадастровым номером 02:55:010149:3, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84, с предложением о заключении.
Определением от 23.03.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан вынесено определение об исправлении технической ошибки в резолютивной части решения касающейся указания кадастрового номера земельного участка, которым следует считать кадастровый номер 02:55:010149:150.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на наличие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Синегорье", предусмотренных пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Указывает на расположение испрашиваемого к выкупу заявителем земельного участка в границах красных линий улицы Свердлова, определенных документацией по планировке территории центра города Уфы. Кроме того, ссылается на расположение земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов культурного наследия.
ООО "Синегорье" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество ссылается на отсутствие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, ввиду прекращения действия решения Совета городского округа город Уфа от 28 февраля 2008 года N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с 01.01.2011 (на момент вынесения обжалуемого отказа). При этом, решением Совета городского округа город Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" были внесены изменения, исключающие спорный земельный участок из числа зарезервированных. Указывает, что возведение строений, расположенных на земельном участке испрашиваемом обществом, произведено ранее принятия решения об установлении красных линий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Синегорье" на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84 - склад общей площадью 22 кв. м, офисное здание общей площадью 243 кв. м, склад общей площадью 51 кв. м. Государственная регистрация права собственности общества на указанное недвижимое имущество произведена 17.03.2011 (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Свидетельство о государственной регистрации, технические паспорта строений на л. д. 15-49, т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 19 января 2012 года N 01/006/2012-162, изначально право собственности на спорные строения было зарегистрировано 28 июля 2005 года. Впоследствии, 25 ноября 2005 года они были приобретены ООО "Асгард", а 16 октября 2009 года указанные строения были приобретены в собственность заявителем ООО "Синегорье" (л. д. 107-108, т. 2).
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке, имеющем кадастровый номер 02:55:010149:3. Указанный земельный участок площадью 769 кв. м сформирован 21.02.2003. Разрешенным видом использования земельного участка является размещение офисов и складов (кадастровый план на л. д. 90, т. 2). На основании договора аренды земельного участка от 13.07.2007 земельный участок был предоставлен в аренду предыдущему собственнику зданий и сооружений - ООО "Асгард" (л. д. 88-90, т. 2).
Как подтверждается представленным в дело кадастровым паспортом земельного участка площадью 1033 кв. м с кадастровым номером 02:55:010149:150, указанный земельный участок имеет предыдущий кадастровый номер 02:55:010149:3. Земельный участок входит в территориальную зону - жилая зона. Разрешенным видом использования земельного участка является размещение офисов и складов. Сведения о земельном участке внесены в качестве временных 01.11.2011 (л. д. 65-66, т. 1).
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, на основании пояснений представителя ООО "Синегорье" установлено, что формирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 и его постановка на кадастровый учет были произведены по инициативе общества, поскольку расположение принадлежащих обществу объектов недвижимости выходило за границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3.
30 августа 2011 года, общество "Синегорье" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:3, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84, в собственность путем его продажи (л. д. 12, 13, т. 1). С учетом дополнительно представленных 05 сентября 2011 года документов, обществом для рассмотрения заявления были предоставлены документы, подтверждающие юридический статус общества, сведения о правах на здания и сооружения, кадастровый паспорт земельного участка от 01.09.2011.
Письмом от 13 сентября 2011 года N 16411 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа отказало обществу "Синегорье" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 в собственность (л. д. 11, т. 1). Отказ мотивирован резервированием земельного участка для муниципальных нужд на основании решения решению Совета городского округа города Уфа от 28.02.2008 N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", с изменениями от 23.12.2010.
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решения об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Синегорье", предусмотренных пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд признал, что, несмотря на указание о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 в приложении N 2 к решению Совета городского округа города Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", имеющиеся в деле доказательства не позволяют установить расположение земельного участка относительно красных линий. В этой связи суд счел возможным руководствоваться приложением N 2 к вышеуказанному решению в редакции от 13 октября 2011 года, в котором отсутствуют указания о резервировании спорного земельного участка. Кроме того, судом указано на возведение строений, расположенных на земельном участке испрашиваемом обществом, до принятия решения об установлении красных линий.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия усматривает наличие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (действующим на момент обращения заявителя и принятия обжалуемого отказа). С 30.09.2011 перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Содержание приведенных выше норм, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, позволяет сделать вывод о том, что правомерность отказа в предоставлении обществу "Синегорье" земельного участка, занятого принадлежащими обществу объектами недвижимости, находится в зависимости от предоставления органом местного самоуправления доказательств резервирования испрашиваемого земельного участка.
Обжалуемый настоящим заявлением отказ имеет ссылку на резервирование земельного участка по ул. Свердлова 84 в городе Уфе с кадастровым номером 02:55:010149:3 в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 февраля 2008 года N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Согласно указанному решению на срок до 01 января 2011 года были зарезервированы земельные участки согласно приложениям N 1 и N 2 к данному решению. В приложении N 2 к решению от 28 февраля 2008 года N 33/9, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:3 в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, не указан (л. д. 112-115, т. 1).
Решением городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" на срок до 01 января 2015 года были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2. В приложении N 2 к указанному решению в перечне участков полностью или частично зарезервированных для муниципальных или государственных нужд имеется указание на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:3 (л. д. 129-131, т. 1).
Впоследствии, Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2011 года N 41/9 в решение от 23 декабря 2010 года N 32/15 были внесены изменения и утвержден новый перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Согласно приложению N 2 к решению от 23 декабря 2010 года N 32/15, с учетом изменений от 01 июня 2011 года и 13 октября 2011 года, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:3, как и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:150 в состав резервируемых земельных участков не вошли (л. д. 135-149, т. 1).
По мнению суда апелляционной инстанции, существовавшее на момент вынесения оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Синегорье", обстоятельство включения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 в перечень участков полностью или частично зарезервированных для муниципальных или государственных нужд, исключает оценку обжалуемого отказа в предоставлении земельного участка в качестве несоответствующего закону. При этом, указание в обжалуемом отказе реквизитов недействующего нормативного акта - решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 февраля 2008 года N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", факта резервирования не исключает.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 28 Закона о приватизации определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
17 ноября 2010 года постановлением главы Администрации городского округа город Уфа N 6558 был утвержден проект планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди в Ленинском и Кировском районе городского округа город Уфа. Постановлением предписано подготовить проект решения Совета городского округа город Уфа о внесении изменений в решение от 28 февраля 2008 года N 33/9 в части уточнения границ территорий резервирования для государственных и муниципальных нужд.
В материалы дела Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа предоставлена схема размещения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 и информация о расположении земельного участка в границах существующих красных линий улицы Свердлова (л. д. 83, 84, т. 1).
Указанная информация имеет ссылку на разработку красных линий и их утверждение в составе проекта планировки центра Уфы в соответствии с постановлением главы Администрации городского округа город Уфа от 17 ноября 2010 года N 6558 и резервирование для государственных нужд по решению совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии схемы и определения красных линий, позволяющих определить включение спорного земельного участка в состав зарезервированных земель, не является обстоятельством исключающим признание земельного участка зарезервированным.
В силу подпункта "г" пункта 5, пункта 8 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 предусмотрено, что решение о резервировании должно содержать схему резервируемых земель. Вместе с тем, приложение N 2 к Решению городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" содержит достаточные сведения позволяющие сделать вывод о резервировании, в виде перечня кадастровых номеров земельных участков, полностью или частично зарезервированных для муниципальных или государственных нужд. Само по себе отсутствие схемы резервируемой части земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3, при отсутствии доказательств резервирования лишь части земельного участка, его делимости и осуществления действий по разделению, не может свидетельствовать о возможности приобретения.
Последующее исключение земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 из числа зарезервированных, в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа от 13 октября 2011 года N 41/9, произведено позднее вынесения обжалуемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность (13.10.2011 и 13.09.2011 соответственно).
Исходя из части 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие оспариваемого ненормативного акта закону на момент его вынесения. При таких обстоятельствах, исключение земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3 из числа зарезервированных, в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа от 13 октября 2011 года N 41/9, не является основанием для вывода о незаконности отказа в его предоставлении, вынесенного 13.09.2011.
Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, судом не учтено различие характеристик земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3, за выкупом которого обращался заявитель и земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150, требования о заключении договора купли-продажи которого заявлены обществом и удовлетворены судом.
По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о недвижимом имуществе, подтверждают существование недвижимого имущества с уникальными характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Представленные в материалы дела кадастровые паспорта названных земельных участков, а также общедоступные официальные сведения размещенные на сайте Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Башкортостан http:/zkprb.ru, исключают доводы общества "Синегорье" об идентичности земельных участков, несмотря на то, что предыдущим кадастровым номером земельного участка 02:55:010149:150 является кадастровый номер 02:55:010149:3. Указанные земельные участки имеют существенное расхождение по площади (769 и 1033 кв. м). Образование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 произведено позднее обращения общества "Синегорье" за выкупом земельного участка и принятия обжалуемого отказа, в период рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан спора о недействительности отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Между тем, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает заявительный характер приобретения прав собственниками недвижимости. Из положений пункта 5 статьи 36 кодекса о приложении к заявлению о выкупе кадастрового паспорта земельного участка следует, что рассмотрение заявления о выкупе производится в отношении индивидуально-определенного земельного участка.
В рассматриваемом случае, органом местного самоуправления не рассматривался вопрос о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150, поскольку заявитель обратился за предоставлением в собственность иного земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Исходя из приведенного правила, действия общества "Синегорье" по формированию земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 и сформулированные им в качестве устранения последствий нарушения права требования об оформлении договора купли-продажи именно этого земельного участка, подтверждают утрату интереса в приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:3, который подлежит снятию с кадастрового учета при регистрации прав на земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 (пункт 3 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований считать права общества нарушенными отказом в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные обществом требования не подлежали удовлетворению. Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отнесение на заявителя расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится, ввиду освобождения государственных органов от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Синегорье" по чек-ордеру от 14.10.2011 государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 6 000 руб. (статьи 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 по делу N А07-19626/2011 отменить, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Синегорье" о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме от 13 сентября 2011 года N 16411 и обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 15 календарных дней с момента вступления решения в законную силу, заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Синегорье" договор купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:010149:150, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Свердлова, 84 - отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Синегорье" из федерального бюджета 6000 руб. - сумму государственной пошлины, излишне уплаченной по чек-ордеру от 14.10.2011 за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные в материалы дела кадастровые паспорта названных земельных участков, а также общедоступные официальные сведения размещенные на сайте Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Башкортостан http:/zkprb.ru, исключают доводы общества "Синегорье" об идентичности земельных участков, несмотря на то, что предыдущим кадастровым номером земельного участка 02:55:010149:150 является кадастровый номер 02:55:010149:3. Указанные земельные участки имеют существенное расхождение по площади (769 и 1033 кв. м). Образование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 произведено позднее обращения общества "Синегорье" за выкупом земельного участка и принятия обжалуемого отказа, в период рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан спора о недействительности отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Между тем, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает заявительный характер приобретения прав собственниками недвижимости. Из положений пункта 5 статьи 36 кодекса о приложении к заявлению о выкупе кадастрового паспорта земельного участка следует, что рассмотрение заявления о выкупе производится в отношении индивидуально-определенного земельного участка.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Исходя из приведенного правила, действия общества "Синегорье" по формированию земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 и сформулированные им в качестве устранения последствий нарушения права требования об оформлении договора купли-продажи именно этого земельного участка, подтверждают утрату интереса в приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010149:3, который подлежит снятию с кадастрового учета при регистрации прав на земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:150 (пункт 3 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований считать права общества нарушенными отказом в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010149:3."
Номер дела в первой инстанции: А07-19626/2011
Истец: ООО "Синегорье"
Ответчик: Администрация городского округа г. Уфы
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа