Екатеринбург |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А60-38627/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Уральскому району (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-38627/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Управления - Тарасов А.И. (руководитель Управления), Килин В.В. (доверенность от 05.05.2015 N 01).
Общество с ограниченной ответственностью "Ивдельский лестрансхоз" (далее - общество "Ивдельский лестрансхоз") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании недействительным отказа в выдаче лицензии на вывоз лесоматериалов за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, от 25.08.2014 N У32/14-398.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2014 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом "Ивдельский лестрансхоз" требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что обществом "Ивдельский лестрансхоз" не соблюдены требования абз. 7 п. 3 ст. 3 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (далее - Соглашение).
Кроме того, Управление ссылается на то, что обществом "Ивдельский лестраснхоз" не представлена с пакетом документов для получения лицензии копия договора купли-продажи (поставки) сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка, обладающим правом на заготовку сосны обыкновенной и не имеющим задолженности по арендным платежам, в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка, что предусмотрено абз. 6 п. 12 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
В связи с этим Управление указывает на то, что оспариваемое решение об отказе в выдаче лицензии является мотивированным, правомерным, не противоречит Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-Ф), не нарушает права и законные интересы общества "Ивдельский лестрансхоз".
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество "Ивдельский лестрансхоз" 14.08.2014 обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на экспорт лесоматериалов круглых диаметром менее 15 сантиметров.
К заявлению обществом "Ивдельский лестрансхоз" приложены следующие документы: копия внешнеторгового контракта от 14.05.2013 N 005, дополнительное соглашение от 12.08.2014 N 11, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия договора купли-продажи лесоматериалов от 12.08.2014 N 148/12.
Управлением письмом от 25.08.2014 N У32/14-398 отказано в выдаче лицензии.
В качестве правового обоснования для отказа Управлением указано на несоблюдение обществом "Ивдельский лестрансхоз" требований абз. 7 п. 3 ст. 3 Соглашения (действовавшего в спорный период), выразившееся в непредставлении документов, определенных решением Комиссии Таможенного союза, на основании которого введено лицензирование отдельных видов лесоматериалов хвойных пород, в частности ели и сосны обыкновенной.
Полагая, что названный отказ Управления является незаконным, общество "Ивдельский лестрансхоз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о подтверждении обществом "Ивдельский лестрансхоз" соблюдения порядка права на получение разовой лицензии, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 6.5 Положения о территориальном органе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 15.10.2008 N 206, Управление является уполномоченным органом на выдачу лицензии и иных разрешительных документов на осуществление операций по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в силу п. 6.6 названного Положения - осуществляет контроль за соответствием количества товара, предусмотренного выдаваемыми лицензиями, объему квоты, имеющемуся у участника внешнеторговой деятельности, при применении лицензирования в случае установления количественных ограничений и тарифных квот в отношении таких товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Мерой регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) является тарифная квота, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.
К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 36 Закона N 5003-1 тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил, тарифные квоты между участниками внешнеэкономической деятельности распределяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой расчета.
Согласно п. 8, 9, 10 Правил, использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия), лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель).
Соглашением предусмотрены условия и порядок выдачи лицензий - ст. 3, пункт 6 которой содержит основания для отказа в выдаче лицензии.
В соответствии с п. 12 Правил для оформления соответствующей лицензии представляется заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины; копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2014 году обществу "Ивдельский лестрансхоз" распределена тарифная квота на вывоз сосны обыкновенной за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минпромторга России от 15.08.2012 N 1142.
Общество "Ивдельский лестрансхоз" 14.05.2013 заключило контракт N 005 с Бабаджановым Х.О. на поставку лесопродукции сроком действия до 31.12.2014 с дополнительным соглашением, предметом которого является продажа обществом "Ивдельский лестрансхоз" Бабаджанову Х.О. лесоматериалов (балансы хвойные (без коры) из сосны, ели и лиственницы, пиломатериал хвойный обрезной сосна 1-3 сорт (сосна, ель, лиственница) в объеме 3300 м3.
Общество "Ивдельский лестрансхоз" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "РОССБИЗ-Экспресс" (далее - общество "РОССБИЗ-Экспресс") договор купли-продажи лесоматериалов не обработанных от 12.08.2014 N 148/12, согласно условиям которого общество "Ивдельский лестрансхоз" покупает у общества "РОССБИЗ-Экспресс" лесоматериал из сосны обыкновенной в объеме 3000 м3.
Таким образом, суды верно определили, что общество "Ивдельский лестрансхоз" является участником внешнеэкономической деятельности, не являющийся арендатором лесного(ых) участка(ов), заключивший договор купли-продажи (поставки) сосны обыкновенной.
Из пункта 10 Правил следует, что для получения лицензии для вывоза сосны обыкновенной за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, у заявителя договор купли-продажи (поставки) сосны обыкновенной должен быть заключен с арендатором, обладающим правом на заготовку сосны обыкновенной и не имеющим задолженности по арендным платежам.
Управление обосновало отказ в выдаче лицензии тем, что ни общество "Ивдельский лестрансхоз", ни арендатор, с которым у общества "Ивдельский лестрансхоз" заключен договор купли-продажи лесоматериалов, не включены в списки арендаторов лесных участков по состоянию на 01.05.2014, представляемый Федеральным агентством лесного хозяйства в Минпромторг России в соответствии с п. 11 Правил и размещенный на официальном сайте Минпромторга России, а копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка, включенным в список арендаторов лесных участков, размещенный на официальном сайте Минпромторга России, обществом "Ивдельский лестрансхоз" не представлена.
Судами обоснованно указано, что само по себе невключение лица, претендующего на получение разовой лицензии, являющегося арендатором, либо с которым заключен договор купли-продажи лесоматериалов, предназначенных на экспорт, в частности для вывоза сосны обыкновенной за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, в список арендаторов лесных участков, не имеющих задолженности по платежам, не является основанием для отказа в выдаче такой лицензии.
Кроме того, суды учли, что в п. 30 Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий, утвержденного приказом Минпромторга России от 17.02.2012 N 135, соответствующее условие также не включено в перечень оснований для отказа в выдаче лицензии.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно признали недействительным решение Управления от 25.08.2014 N У32/14-398 об отказе в выдаче лицензии.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "Ивдельский лестрансхоз" требования.
Следует отметить, что доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-38627/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Уральскому району - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.