Екатеринбург |
|
09 августа 2012 г. |
Дело N А60-37189/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Мындря Д.И., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Заместителя Прокурора Свердловской области (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2012 по делу N А60-37189/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокурора - Пуртова К.В. (доверенность от 16.11.2011);
Администрации города Каменска-Уральского (далее - администрация) - Дегтярева О.В. (доверенность от 19.01.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Служба земельного кадастра" (ОГРН: 1026602037395, ИНН: 6643009184; далее - общество) - Южакова А.А. (доверенность от 28.11.2011 N 14);
органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - комитет) - Мезенцева Н.Г. (доверенность от 06.08.2012 N 35).
Прокурор в порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к комитету, обществу о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 05.05.2010 N 9-ю, заключенного между ответчиками, применении последствий недействительности сделки в виде обязания общества возвратить комитету данный земельный участок.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
Решением суда от 13.02.2012 (судья Парамонова В.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, ответчиками нарушен предусмотренный ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка без проведения торгов. Прокурор считает, что объявление, опубликованное в газете "Каменский рабочий", не является доказательством соблюдения такого порядка, поскольку не содержит сведений о принятии решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Кроме того, в данном объявлении не указан орган, в который надлежит обратиться заинтересованным лицам, отсутствует информация о праве, на котором предоставляется земельный участок, и сроках приема заявок. Прокурор также не согласен с выводом судов о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов иных лиц заключением спорного договора.
В представленном отзыве комитет возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу прокурора - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления администрации от 03.07.2009 N 695 из земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100197:74, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 13, с разрешенным использованием "под административное здание" образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 66:45:0100197:75 и 66:45:0100197:76.
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100197:75 общей площадью 3006 кв. м, расположенный по указанному адресу, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" Свердловской области, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2010, выданным взамен свидетельства от 28.07.2009.
Постановлением администрации от 25.11.2009 N 1245 изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка - "под административное здание" на "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей".
Соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается письмом комитета от 16.12.2009 N 3201 и кадастровым паспортом земельного участка от 18.12.2009 N 6645/203/09-397.
Общество 22.12.2009 обратилось в орган местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка, предназначенного для размещения капитальных гаражей рядом с административным зданием по ул. Чайковского, 13.
Комиссией по выбору земельных участков муниципального образования "Город Каменск-Уральский" 29.12.2009 принято решение рекомендовать Главе города принять решение об отказе в согласовании места размещения объекта, поскольку земельный участок уже поставлен на кадастровый учетеи существующее разрешенное использование земельного участка не соответствует предполагаемому использованию (протокол заседания комиссии по выбору земельных участков от 29.12.2009 N 11).
В газете "Каменский рабочий" от 07.01.2010 N 1 (19585) опубликовано информационное сообщение, в котором орган местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" сообщил о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство крытой автостоянки с гаражным боксом для служебного автотранспорта по ул. Чайковского.
Общество 21.01.2010 обратилось в орган местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100197:75 в аренду на 49 лет.
Поскольку на приобретение права на заключение договора аренды указанного земельного участка была подана только одна заявка от общества, постановлением администрации от 29.03.2010 N 286 (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации от 08.04.2010 N 315) обществу без проведения торгов в аренду сроком на 2 года для размещения гаражей предоставлен земельный участок площадью 3006 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:45:0100197:75, расположенный по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 13.
На основании указанного постановления между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 05.05.2010 N 9-ю на срок с 29.03.2010 по 29.03.2012.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (запись регистрации N 66-66-03/108/2010-034).
Полагая, что указанный договор аренды земельного участка является недействительным, поскольку заключен с нарушением положений подп. 3 и 4 п. 4 ст. 30, п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом истец указал, что исковые требования направлены на защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, которые могли бы получить земельный участок в аренду.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Из подп. 4 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что итогом предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является подписание договора аренды земельного участка.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в объявлении о предстоящем предоставлении для строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, опубликованном в газете "Каменский рабочий" от 07.01.2010 N 1 (19585), содержатся сведения о возможности неограниченного круга лиц на подачу заявки о предоставлении указанного земельного участка.
При этом довод истца о невозможности идентифицировать земельный участок судами отклонен, поскольку на тот момент иные свободные земельные участки по ул. Чайковского в г. Каменске-Уральском отсутствовали, что подтверждается письмом органа местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" от 25.04.2012 N 683 и планом улицы Чайковского в городе Каменске-Уральском. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Кроме того, истец не опроверг доводы ответчиков о том, что неуказание в тексте объявления точного адреса земельного участка не является препятствием для населения на подачу заявки, поскольку ул. Чайковского находится в центре г. Каменска-Уральского, является относительной короткой (ее протяженность составляет около 500 м), иных земельных участков, не занятых объектами недвижимости, на данной улице нет.
Принимая во внимание, что в законе не установлено конкретных требований к содержанию сообщения, суды сделали обоснованный вывод о соблюдении комитетом порядка предоставления земельного участка, предусмотренного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установив, что доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов иных лиц на равный доступ к заключению договора аренды земельного участка, прокурором не представлено, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что удовлетворение иска прокурора не повлечет восстановление положения, существовавшего до заключения договора аренды, поскольку на спорном земельном участке уже возведены не завершенные строительством объекты, право собственности на которые зарегистрировано за арендатором земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2012 по делу N А60-37189/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Заместителя Прокурора Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Из подп. 4 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что итогом предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является подписание договора аренды земельного участка.
...
Принимая во внимание, что в законе не установлено конкретных требований к содержанию сообщения, суды сделали обоснованный вывод о соблюдении комитетом порядка предоставления земельного участка, предусмотренного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2012 г. N Ф09-7088/12 по делу N А60-37189/2011