г. Пермь |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А60-37189/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхутдиновой Г.А.,
при участии:
от истца - Демотко С.А., служебное поручение от 06.03.2012 N 8-161а-11,
от ответчиков: от общества с ограниченной ответственностью "Служба земельного кадастра" - Злоказов А.С., доверенность от 30.09.2011,
от органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского" - Мезенцева Н.Г., доверенность от 03.02.2010,
от третьего лица - Дегтярева О.В., доверенность от 19.01.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца заместителя прокурора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 февраля 2012 года
по делу N А60-37189/2011,
вынесенное судьей Парамоновой В.В.,
по иску заместителя прокурора Свердловской области
к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", обществу с ограниченной ответственностью "Служба земельного кадастра" (ОГРН 1026602037395, ИНН 6643009184),
третье лицо Администрация города Каменска-Уральского,
о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - прокурор) в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", Комитет), обществу с ограниченной ответственностью "Служба земельного кадастра" (далее - ООО "Служба земельного кадастра") о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 05.05.2010 N 9-ю, заключенного между ответчиками; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "Служба земельного кадастра" возвратить Комитету указанный земельный участок.
Определением суда от 29.11.2011 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Каменска-Уральского.
Решением суда от 13.02.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда от 13.02.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование исковых требований, истец ссылался на то, что органом местного самоуправления нарушен порядок заключения договора аренды земельного участка от 05.05.2010 N 9-ю; извещение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, опубликованное в газете "Каменский рабочий" от 07.01.2010 N 1, не является доказательством соблюдения порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, поскольку в извещении не указаны точный адрес земельного участка, орган, в который заинтересованные лица вправе обратиться, срок приема заявок, право, на котором планируется представление земельного участка, способ его предоставления (на торгах или без проведения торгов). Планировалось предоставление земельного участка для крытой автостоянки с гаражным боксом, фактически предоставлен земельный участок для размещения гаражей, а в п.1.1. договора аренды указано на наличие на земельном участке гаражей. Кроме того, прокурор полагает, что в силу ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор при обращении в суд не обязан доказывать нарушение прав и законных интересов каких-либо лиц.
Заявитель апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчики в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчики указали, что порядок предоставления земельного участка для строительства соблюден; признание договора аренды недействительным не восстановит чьи-либо права, а наоборот, ущемит права ответчика ООО "Служба земельного кадастра", который возвел на спорном земельном участке объекты недвижимости; указание в п.1.1. договора на наличие на земельном участке гаражей, не может быть принято во внимание, поскольку истец не доказал существование построек на земельном участке на момент заключения договора.
Третье лицо в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация города Каменска-Уральского в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявила ходатайство о приобщении к материалам дела письма от 25.04.2012 N 683 о расположенных по ул. Чайковского г. Каменск-Уральского объектах капитального строительства.
На основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный Администрацией документ приобщен апелляционным судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 03.07.2009 N 695 из земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100197:74, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, N13, с разрешенным использованием - "административное здание" образовано два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100197:75 и земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100197:76 (л.д.6 т. 2).
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100197:75 общей площадью 3006 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, д.13 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" Свердловской области, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2010, выданным взамен свидетельства от 28.07.2009 (л.д.17 т. 1).
Постановлением главы города Каменска-Уральского от 16.10.2009 N 221 назначены публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования, в том числе земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100197:75 (л.д. 8 т. 2).
Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 25.11.2009 N 1245 изменен вид разрешенного использование указанного земельного участка - "административное здание" на "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей" (л.д. 7 т.2).
Соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается письмом Комитета от 16.12.2009 N 3201 (л.д. 180 т. 1), кадастровым паспортом земельного участка от 18.12.2009 N 6645/203/09-397 (л.д.18 т. 1).
22.12.2009 ООО "Служба земельного кадастра" обратилось в ОМС "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка, предназначенного для размещения капитальных гаражей рядом с административным зданием по ул. Чайковского, 13, (л.д. 1 т.2).
29.12.2009 Комиссией по выбору земельных участков МО "Город Каменска-Уральского" принято решение рекомендовать главе города принять решение об отказе в согласовании места размещения объекта, поскольку земельный участок уже стоит на кадастровом учете и существующее разрешенное использование земельного участка не соответствует предполагаемому использованию (протокол заседания комиссии по выбору земельных участков от 29.12.2009 N 11, л.д. 2 т.2).
07.01.2010 в газете "Каменский рабочий" от 07.01.2010 N 1 (19585) опубликовано информационное сообщение, в котором ОМС "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" сообщал о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство крытой автостоянки с гаражным боксом для служебного автотранспорта по ул. Чайковского (л.д. 21 т. 1).
21.01.2010 ООО "Служба земельного кадастра" обратилось в ОМС "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100197:75 в аренду на 49 лет (л.д. 29 т. 2).
Поскольку на приобретение права на заключение договора аренды указанного земельного участка была подана только одна заявка от общества "Служба земельного кадастра", постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 29.03.2010 N 286 (с учетом постановления администрации города Каменска-Уральского от 08.04.2010 N315 л.д. 23 т. 1) без проведения торгов ООО "Служба земельного кадастра" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:45:0100197:75 площадью 3006 кв.м., расположенный по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 13, сроком на 2 года для размещения гаражей (л.д. 22 т.2).
05.05.2010 на основании постановления Администрации города Каменска-Уральского от 29.03.2010 N 286 между ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (арендодатель) и ООО "Служба земельного кадастра" (арендатор) заключен договор N 9-ю аренды указанного земельного участка для размещения гаражей на срок с 29.03.2010 по 29.03.2012 (п.п. 1.1, 1.2., 2.1. договора, л.д. 9 т.1).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.07.2009 (л.д.20 т. 1).
Указанный земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д.16 т. 1).
Полагая, что указанный договор аренды земельного участка является недействительным, поскольку заключен с нарушением положений подп. 3 и 4 п. 4, п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом истец указал, что исковые требования направлены на защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, которые могли бы получить земельный участок в аренду.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Уполномоченные органы в пределах своей компетенции по распоряжению земельными участками вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, осуществляется исключительно на торгах.
Из подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В отсутствие в законе конкретных требований к самому содержанию сообщения, принимая во внимание то обстоятельство, что в объявлении о предстоящем предоставлении для строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Чайсковского, содержатся сведения о возможности неограниченного круга лиц на подачу заявки о предоставлении указанного земельного участка, а также в отсутствие доказательств невозможности идентифицировать земельный участок, суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского" порядка предоставления земельного участка, установленного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные свободные земельные участки по ул. Чайковского г. Каменска-Уральского отсутствовали, что подтверждается письмом ОМС "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" от 25.04.2012 N 683. Таким образом, указание в информационном сообщении только улицы, по которой расположен земельный участок, не свидетельствует об отсутствии надлежащей информации о земельном участке.
В дело не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов иных лиц на равный доступ к заключению договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для признания договора аренды недействительным не имеется.
В отсутствие в законе конкретных требований к самому содержанию сообщения, а также в отсутствие в деле доказательств нарушения прав иных лиц довод прокурора об отсутствии в информационном сообщении указания срока приема заявок, способа предоставления земельного участка (на торгах или без проведения торгов), иные выводы повлечь не может.
Само по себе указание в договоре аренды целевого назначения земельного участка "для размещения гаражей" а не "для крытой автостоянки с гаражным боксом" как было указано в сообщении, не нарушает права иных лиц и не может являться основанием для признания договора аренды недействительным.
Указание в п. 1.1. договора аренды на наличие на земельном участке гаражей не означает нарушение порядка предоставления земельного участка, поскольку доказательства нахождения на земельном участке объектов недвижимого имущества на момент предоставления земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Следует отметить, что на спорном земельном участке уже возведены не завершенные строительством объекты, право собственности на которые зарегистрировано за арендатором земельного участка, а, следовательно, удовлетворение иска прокурора не повлечет восстановление положения, существовавшего до заключения договора аренды.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 13.02.2012 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2012 года по делу N А60-37189/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Уполномоченные органы в пределах своей компетенции по распоряжению земельными участками вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, осуществляется исключительно на торгах.
Из подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В отсутствие в законе конкретных требований к самому содержанию сообщения, принимая во внимание то обстоятельство, что в объявлении о предстоящем предоставлении для строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Чайсковского, содержатся сведения о возможности неограниченного круга лиц на подачу заявки о предоставлении указанного земельного участка, а также в отсутствие доказательств невозможности идентифицировать земельный участок, суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменск-Уральского" порядка предоставления земельного участка, установленного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А60-37189/2011
Истец: Заместитель прокурора Свердловской области
Ответчик: ООО "Служба земельного кадастра", Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города "Каменск-Уральского"
Третье лицо: Администрация города Каменска-Уральского