Екатеринбург |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А07-9797/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Мындря Д.И., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мухамедьянова Шафика Шарифовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2012 по делу N А07-9797/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. (свидетельство серии 02 N 004942183; паспорт) и его представитель - Осипова Н.В. (доверенность от 07.08.2012).
Предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение "ФКП", ранее - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата"), администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконными действий учреждения "ФКП" по утверждению землеустроительного дела и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, по внесению в государственный кадастр недвижимости координат земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 и обязании устранить данное нарушение путем приведения координат земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 в соответствие со стройгенпланом от 17.07.2006 N 394-00-ОС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Рубашкин Александр Геннадьевич, общество с ограниченной ответственностью "Эльвира" (далее - общество "Эльвира"), Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа (далее - управление по земельным ресурсам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2012 (судья Насыров М.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 24.04.2012 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 65, 75, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 21, 22, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, действия учреждения "ФКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44 являются незаконными, так как осуществлены на основании заявления, подписанного неуполномоченным лицом и описания земельного участка, между тем основанием для внесения записи о кадастровом учете земельного участка служил исключительно межевой план. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития России от 26.12.2008 N 20581-ИМ/Д23, неправомерно сослался на дату составления договора на выполнение кадастровых работ (29.12.2008) в отсутствие данного договора в материалах дела, а также доводов сторон о его наличии. Кроме того, как указывает предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш., представленные в материалы дела доказательства (акт согласования границ земельного участка и схема границ земельного участка от 06.02.2009, план земельного участка, согласованный с Главным управлением архитектуры и градостроительства по вопросу красных линий 01.04.2009, акт об отводе границ земельного участка, утвержденный Горкомземом 11.02.2009) свидетельствуют о невозможности заключения 29.12.2008 договора на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44. Заявитель также не согласен с выводом апелляционного суда о том, что удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению прав общества "Эльвира", как арендатора указанного земельного участка. Кроме того, предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. считает, что судом апелляционной инстанции неправомерно не принят во внимание его довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в неуказании в резолютивной части решения, в удовлетворении каких требований, чьих и к кому судом отказано.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы администрации от 01.08.2005 N 3687 "О проектировании временной открытой охраняемой автостоянки по ул. Адмирала Макарова в Октябрьском р-не г. Уфы" предпринимателю Мухамедьянову Ш.Ш. разрешено проектирование автостоянки на земельном участке ориентировочной площадью 0,8 га.
Предпринимателю Мухамедьянову Ш.Ш. 22.08.2005 выдано архитектурно-планировочное задание N 4201/С на разработку проекта временной автостоянки по ул. Адмирала Макарова.
Актом об отводе границ участка от 22.11.2006 границы земельного участка площадью 7426 кв. м для размещения автостоянки перенесены в натуру в соответствии с чертежами Стройгенплана 394-00-ОС.
Постановлением главы администрации от 22.01.2007 N 60 утвержден проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:0034, находящегося в государственной собственности, на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:02 05 32:0034(А) и 02:55:02 05 32:0034(Б).
Согласно п. 3 данного постановления земельный участок с кадастровым номером 02:55:020532:0034(Б) площадью 7426 кв. м предоставлен предпринимателю Мухамедьянову Ш.Ш. в аренду сроком на 3 года для строительства и эксплуатации временной открытой охраняемой автостоянки.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 02:55:020532:35, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 21.03.2007 N 255/07-4641.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Комитет; арендодатель) и предпринимателем Мухамедьяновым Ш.Ш. (арендатор) 30.03.2007 подписан договор N 397-07 аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:02 05 32:0035 общей площадью 7426 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Адмирала Макарова, для использования в целях строительства и эксплуатации временной открытой охраняемой автостоянки в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, сроком с 22.01.2007 по 22.01.2010.
Доказательств государственной регистрации указанного договора в материалы дела не представлено.
На основании постановления главы администрации от 11.02.2011 N 568 Управлением по земельным ресурсам (арендодатель) и предпринимателем Мухамедьяновым Ш.Ш. (арендатор) 11.01.2011 подписан новый договор N 312-11 аренды указанного земельного участка на неопределенный срок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 31.05.2010 N 02/10/1-373632 в государственный кадастр недвижимости 14.03.2009 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020532:44 (предыдущий номер 02:55:020532:40) площадью 401 кв. м, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Адмирала Макарова, д. 19/1, с разрешенным использованием - для строительства административно-бытового здания с размещением автомойки на 1 этаже.
Комитетом (арендодатель) и предпринимателем Рубашкиным А.Г. (арендатор) 19.05.2009 подписан договор N 741-09 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:02 05 32:44 общей площадью 401 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Адмирала Макарова (местоположение установлено в 31 м по направлению на юго-восток относительно ориентира д. 19/1 по ул. Адмирала Макарова), для проектирования и строительства административно-бытового здания с размещением автомойки на 1 этаже, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, сроком с 07.05.2009 по 07.05.2012.
Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.07.2009 за N 02-04-01/172/2009-058, что подтверждается штампом регистрационной надписи на договоре.
По договору от 02.12.2010 предприниматель Рубашкин А.Г. передал свои права и обязанности по договору аренды от 19.05.2009 N 741-09 обществу "Эльвира". Данный договор также зарегистрирован в установленном законом порядке 23.12.2010 За N 02-04-01/413/2010-561.
В письме от 13.05.2011 N 4943 Управление по земельным ресурсам сообщило предпринимателю Мухамедьянову Ш.Ш. о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020532:35 не соответствует границам участка по стройгенплану, утвержденному Главархитектурой г. Уфы от 17.10.2006. Приведение границ участка в соответствие со стройгенпланом не представляется возможным в связи с тем, что произойдет наложение на земельный участок, предоставленный предпринимателю Рубашкину А.Г. по договору аренды от 19.05.2009 N 741-09 для проектирования и строительства административно-бытового здания с размещением автомойки на 1-м этаже.
Предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш., полагая, что действия учреждения "ФКП" по внесению в государственный кадастровый учет сведений о границах предоставленного ему земельного участка с неправильными координатами, не в соответствии со стройгенпланом, а также по постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного предпринимателю Рубашкину А.Г., без согласования с правообладателем смежного земельного участка (предпринимателем Мухамедьяновым Ш.Ш.) являются незаконными и нарушают его права, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными действиями своих прав и законных интересов.
В рассматриваемом случае заявителем оспариваются, в частности, действия учреждения "ФКП" по внесению в государственный кадастр недвижимости координат земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35, так как при первоначальном определении границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет были допущены несоответствия при выносе координат данного земельного участка в натуру.
Учитывая, что данные действия осуществлены заинтересованным лицом 21.03.2007 до введения в действие Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ, суды обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре N 28-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 17 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Пунктом 2 ст. 19 названного Закона было установлено, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (п. 6 ст. 19 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования; содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
В рассматриваемом случае суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что постановка земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 на кадастровый учет и внесение в государственный кадастр недвижимости координат характерных точек границ данного земельного участка произведены на основании заявления самого предпринимателя Мухамедьянова Ш.Ш. и описания земельного участка, выполненного муниципальным унитарным предприятием "Уфаземкадастр". В данном "описании" обозначены границы земельного участка, которые идентично были внесены в государственный кадастр недвижимости, а в землеустроительном деле N 1125 по указанному земельному участку имеются доказательства согласования с ним границ земельного участка, а также со смежными землепользователями.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что доказательств наличия оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 предпринимателем Мухамедьяновым Ш.Ш. не представлено, равно, как и не приведено правового обоснования того, на основании каких норм действующего в соответствующий период законодательства заинтересованное лицо должно было отказать в совершении оспариваемых действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35, суды правомерно отказали в удовлетворении требований в указанной части. Отклоняя ссылку предпринимателя на несовпадение координат границ земельного участка с закреплением их на местности, суды обоснованно исходили из отсутствия доказательств данного обстоятельства и нарушения прав заявителя.
Оспаривая действия по утверждению землеустроительного дела и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. ссылался на нарушение учреждением "ФКП" ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ, выразившееся в постановке данного земельного участка на кадастровый учет на основании описания земельного участка, изготовленного 13.02.2009, между тем действующее законодательство предусматривало изготовление межевого плана, а также в отсутствие согласования границ указанного земельного участка с предпринимателем Мухамедьяновым Ш.Ш. как смежным землепользователем.
Судами верно установлено, что в период совершения оспариваемых действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44 действовал Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 названного Закона необходимыми для кадастрового учета документами, в том числе являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании указанной нормы Минэкономразвития России принят приказ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". Приказ вступил в силу с 01.01.2009.
В письме от 26.12.2008 N 20581-ИМ/Д23 Минэкономразвития России разъяснило, что в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, которые до 01.01.2009 заключили договоры на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, в указанных случаях вместо межевых планов, оформленных в соответствии с указанным выше приказом, для кадастрового учета могут представляться описания земельных участков, подготовленные по правилам, установленным приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В переходный период в описаниях земельных участков в реквизите "удостоверяющие подписи" титульного листа дополнительно после подписи лица, составившего описание, приводится дата заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что в описании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44 имеется указание на дату составления договора на выполнение кадастровых работ - 29.12.2008, в силу чего правомерно указали на возможность принятия данного документа в качестве основания для кадастрового учета земельного участка. Кроме того, судами учтено, что заявитель не обосновал, каким образом представление описания земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, а не межевого плана само по себе повлекло нарушение его прав и законных интересов.
Кроме того, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020532:44, предоставленный предпринимателю Мухамедьянову Ш.Ш., уже поставлен на кадастровый учет. При утверждении землеустроительного дела и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, уточнение границ смежного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 не производилось, в силу чего в соответствии со ст. 38, 39 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ согласования границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44 со смежным землепользователем - Мухамедьяновым Ш.Ш. не требовалось.
Помимо этого, как установлено судами, предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. не доказал, что на момент совершения оспариваемых действий являлся лицом, с которым в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ должно было производиться согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, так как договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 от 30.03.2007 N 397-07 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не был.
Таким образом, с учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении требований в части признания незаконными действий учреждения "ФКП" по утверждению землеустроительного дела и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44.
Также является правомерным и вывод судов о ненадлежащем способе защиты права, так как в рассматриваемом случае заявленные требования, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, по существу направлены на изменение границ названного земельного участка, что невозможно при рассмотрении требований в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Мухамедьянов Ш.Ш. о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права (ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выразившемся в неуказании в резолютивной части решения, в удовлетворении каких требований, чьих и к кому судом отказано, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не являющийся основанием для отмены или изменения решения. Указанные в ч. 4 ст. 201 названного Кодекса требования к изложению резолютивной части решения являются обязательными в случае признания ненормативного акта или действий заинтересованного лица незаконными в целях исполнимости принятого решения. В рассматриваемом случае каких-либо неясностей в том, в удовлетворении каких требований и к кому судом отказано, не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2012 по делу N А07-9797/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мухамедьянова Шафика Шарифовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого, как установлено судами, предприниматель Мухамедьянов Ш.Ш. не доказал, что на момент совершения оспариваемых действий являлся лицом, с которым в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ должно было производиться согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:44, так как договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020532:35 от 30.03.2007 N 397-07 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не был.
...
Довод Мухамедьянов Ш.Ш. о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права (ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выразившемся в неуказании в резолютивной части решения, в удовлетворении каких требований, чьих и к кому судом отказано, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не являющийся основанием для отмены или изменения решения. Указанные в ч. 4 ст. 201 названного Кодекса требования к изложению резолютивной части решения являются обязательными в случае признания ненормативного акта или действий заинтересованного лица незаконными в целях исполнимости принятого решения. В рассматриваемом случае каких-либо неясностей в том, в удовлетворении каких требований и к кому судом отказано, не усматривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2012 г. N Ф09-6610/12 по делу N А07-9797/2011