Екатеринбург |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А76-21096/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Смирнова А.Ю., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское управление строительства" (далее - общество "Кыштымское управление строительства") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-21096/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Кыштымское управление строительства" - Полухин В.А. (доверенность от 01.08.2012);
администрации Каслинского муниципального района (далее - администрация) - Забугорнова И.П. (доверенность от 02.07.2012).
Общество "Кыштымское управление строительства" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к администрации о взыскании 15 552 181 руб. 49 коп. задолженности за выполненные работы.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - министерство), муниципальное унитарное предприятие "Касли Инвест Строй" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 (судья Тиунова Т.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Деева Г.А., Мальцева Т.В., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Кыштымское управление строительства" просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами ст. 431, 702, 709 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что условиями заключенного между сторонами муниципального контракта предусмотрена стоимость работ в текущих ценах 200 561 000 руб., которая является твердой. Общество "Кыштымское управление строительства" отмечает, что п. 4.6 контракта предусматривает окончательный расчет с подрядчиком после ввода объекта в эксплуатацию. По его мнению, исходя из буквального содержания контракта, подрядчику причитается к выплате разница между ценой контракта и фактически выплаченными денежными средствами по факту промежуточных расчетов.
В отзывах на кассационную жалобу администрация, министерство возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, между администрацией (муниципальный заказчик), предприятием (заказчик-застройщик) и обществом "Кыштымское управление строительства" (генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта от 26.08.2008 N 113-КМР/ДГ08-5, предметом которого явилось осуществление сторонами совместных скоординированных действий по строительству объекта: "Школа по ул. Декабристов в городе Касли".
Стоимость работ по муниципальному контракту в текущих ценах определена сторонами контракта в размере 203 149 824 руб. (п. 2.1 контракта).
Стоимость работ, поручаемых генеральному подрядчику, в текущих ценах составляет 200 561 000 руб., в базовых ценах 2001 года - 38 700 540 руб.; стоимость работ, поручаемых заказчику-застройщику- 2 558 824 руб. (п. 2.2 контракта).
Финансирование (оплата) выполненных работ осуществляется с лицевого счета муниципального заказчика на расчетные счета заказчика-застройщика и генерального подрядчика в пределах лимита годового объема финансирования, предусмотренного на строительство объекта с учетом объема выполненных работ (п. 2.4 контракта).
Авансирование работ осуществляется в размере 30 % от объема финансирования. Погашение авансовых платежей производится пропорционально объему выполненных работ в каждом месяце (п. 2.5 контракта).
Дополнительное выделение средств, в том числе областного бюджета в текущем или последующих годах, оформляется дополнительным соглашением (п. 2.6 контракта).
Расчеты осуществляются за фактически выполненные и принятые в установленном порядке работы с учетом отработки авансов (в базовых ценах с применением индексов изменения сметной стоимости, утвержденных Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" на год, в котором выделены финансовые средства) в пределах годового объема финансирования, в течение 10 банковских дней после подписания муниципальным заказчиком документов, перечисленных в п. 5.2.3 контракта (п. 4.5 контракта).
Окончательный расчет муниципального заказчика с генеральным подрядчиком и заказчиком-застройщиком осуществляется после полного выполнения работ сторонами (п. 4.6 контракта).
По факту выполнения работ генеральный подрядчик представляет заказчику-застройщику до 25 числа месяца следующие документы: форму N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", форму N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", счета-фактуры к ним, прочие документы по требованию заказчика-застройщика (п. 4.2 контракта).
Сроки выполнения работ стороны согласовали в календарном плане, являющимся приложением N 1 к муниципальному контракту.
В п. 2.3 контракта его стороны определили, что стоимость работ по строительству объекта, выполняемых в 2008 году, составляет в текущих ценах 70 000 000 руб. за счет средств областного бюджета согласно постановлению Правительства Челябинской области от 22.05.2008 N 153-П.
Из указанной стоимости работ генеральному подрядчику на выполнение строительных и монтажных работ направляется 69 107 961 руб., заказчику-застройщику - 892 039 руб.
Дополнительным соглашением N 1 к муниципальному контракту пункт 2.3 контракта изложен в новой редакции, согласно которой стоимость работ по строительству объекта, выполняемых в 2008 году, составляет в текущих ценах 70 133 400 руб., из них 70 000 000 руб. из средств областного бюджета согласно постановлению Правительства Челябинской области от 22.05.2008 N 153-П и 133 400 руб. из средств местного бюджета согласно решению Собрания депутатов Каслинского муниципального района от 22.04.2008 N 375.
Из стоимости работ генеральному подрядчику направляется на выполнение строительных и монтажных работ 69 020 000 руб. и 219 661 руб. согласно п. 2.6 контракта, всего 69 239 661 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 08.12.2008 N 2 стоимость работ по строительству объекта в 2008 году составляет 39 986 470 руб., из которых генеральному подрядчику направляется 39 476 906 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 10.06.2009 N 3 стоимость работ по строительству объекта в 2009 году составляет 15 010 000 руб., из которых генеральному подрядчику направляется 17 789 143 руб. 14 коп.
По дополнительному соглашению от 10.12.2009 N 4 стоимость работ по строительству объекта в 2009 году составляет 40 020 000 руб., из которых генеральному подрядчику направляется 39 391 293 руб. 14 коп.
В соответствии с дополнительным соглашением от 20.01.2010 N 5-2КМР стоимость работ по строительству объекта в 2010 году составляет 78 197 460 руб., из которых генеральному подрядчику направляется 77 200 957 руб. 80 коп.
Дополнительным соглашением от 01.08.2010 N 6-93КМР стороны муниципального контракта определили, что стоимость работ по строительству объекта в 2010 году составляет 107 530 541 руб., из которых генеральному подрядчику направляется 106 160 235 руб. 80 коп.
В целях получения средств за счет субсидий из областного бюджета между министерством (главный распорядитель) и муниципальным образованием "Каслинский муниципальный район" (получатель средств) заключены договоры о финансировании строительства объекта от 20.10.2008 N 346с, от 01.07.2009 N 39с-120КМР, от 25.03.2010 N 7с.
Во исполнение условий муниципального контракта истец выполнил работы на общую сумму 185 088 818 руб. 55 коп. и сдал их результат ответчику, о чем свидетельствуют справки о стоимости выполненных работ ф. КС-3: от 25.11.2008 N 1 на сумму 29 999 607 руб. 28 коп., от 25.12.2008 N 2 - 9 477 298 руб. 71 коп., от 24.07.2009 N 3 -10 010 730 руб. 71 коп., от 25.08.2009 N 4 - 4 778 412 руб. 43 коп., от 30.11.2009 N 5 - 12 122 728 руб. 82 коп., от 18.12.2009 N 6 - 12 479 421 руб. 17 коп., от 23.03.2010 N 7 - 12 977 428 руб. 10 коп., от 26.04.2010 N 8 - 6 339 784 руб. 26 коп., от 26.05.2010 N 9 - 9 981 431 руб. 68 коп., от 25.06.2010 N 10 - 10 028 777 руб. 52 коп., от 26.07.2010 N 11 - 9 473 194 руб. 05 коп., от 26.08.2010 N 12 - 13 976 429 руб. 38 коп., от 26.11.2010 N 16 - 6 109 300 руб. 10 коп., от 26.10.2010 N 14 - 16 820 671 руб. 14 коп., от 27.09.2010 N 13 - 13 372 443 руб. 57 коп., от 20.12.2010 N 16 - 7 061 руб. 159 руб. 63 коп., а также реестры выполненных работ за период с ноября 2008 года по декабрь 2010 года.
Указанные работы оплачены ответчиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 24.10.2008 N 40198 на сумму 20 706 000 руб., от 15.12.2008 N 45958 - 9 293 607 руб. 28 коп., от 30.12.2008 N 50303 - 9 477 298 руб. 71 коп., от 29.12.2009 N 41684 - 12 479 421 руб. 17 коп., от 04.08.2009 N 22109 - 10 010 730 руб. 71 коп., от 01.09.2009 N 25211 - 4 778 412 руб. 43 коп., от 29.12.2009 N 41673 -12 122 728 руб. 82 коп., от 14.12.2010 N 39927 - 6 109 300 руб. 10 коп., от 13.11.2010 N 35581 - 16 820 671 руб. 14 коп., от 14.10.2010 N 29284 -13 372 443 руб. 57 коп., от 22.09.2010 N 26658 - 5 096 811 руб. 05 коп., от 17.09.2010 N 26284 - 8 879 618 руб. 33 коп., от 18.08.2010 N 22742 - 94 731 194 руб. 05 коп., от 23.07.2010 N 19780 - 10 028 777 руб. 52 коп., от 18.06.2010 N 16027 - 9 981 431 руб. 68 коп., от 13.05.2010 N 11737 - 6 339 784 руб. 26 коп., от 12.05.2010 N 11506 - 3 321 379 руб. 51 коп., от 13.04.2010 N 8417 - 9 656 048 руб. 59 коп., от 11.03.2011 N 5759 - 1 383 386 руб. 05 коп., от 18.02.2011 N 6421 - 5 677 773 руб. 58 коп.
Разрешением от 31.08.2011 N Ru74510107-67 объект строительства введен в эксплуатацию.
Ссылаясь на необходимость проведения ответчиком окончательного расчета с учетом требований п. 2.2 муниципального контракта, истец в приложении к письму от 10.10.2011 N 422 направил в адрес ответчика акт об окончательном расчете от 10.10.2011 на сумму 15 552 181 руб. 49 коп., составившей разницу между стоимостью работ, поручаемых генеральному подрядчику (200 561 000 руб.), и суммой произведенной администрацией оплаты (185 008 818 руб. 55 коп.).
Указывая на неподписание ответчиком названного акта, а также неперечисление в пользу истца 15 552 181 руб. 49 коп., общество "Кыштымское управление строительства" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что при общей первоначальной стоимости по контракту от 26.08.2008 N 113-КМР/ДГ08-5 в текущих ценах в размере 200 561 000 руб. объемы фактически выполненных и принятых работ в текущих ценах составили 185 008 818 руб. 55 коп. Суды указали, что муниципальный контракт не содержит условий, что стоимость работ, определенная в текущих ценах в п. 2.2 контракта, окончательная и изменению не подлежит, муниципальным контрактом также не предусмотрено, что расчеты производятся с учетом стоимости в текущих ценах. Суды установили, что расчеты по контракту осуществлялись ежегодно за фактически выполненные и принятые в установленном порядке работы (в базовых ценах с применением индексов изменения сметной стоимости, утвержденных Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" на год, в котором выделены финансовые средства) в пределах годового объема финансирования. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что на основании подписанных сторонами справок ф. КС-3 и актов ф. КС-2 расчеты с генеральным подрядчиком (истцом) проведены в полном объеме - 185 008 818 руб. 55 коп. в текущих ценах или 38 700 540 руб. в базовых ценах 2001 года.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 настоящего Кодекса. Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.
В силу п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства (справки ф. КС-3, реестры выполненных работ), суды сделали вывод о том, что обществом "Кыштымское управление строительства" в период с ноября 2008 года по декабрь 2010 года выполнены и сданы администрации работы на общую сумму 185 008 818 руб. 55 коп., которые оплачены ответчиком в полном объеме, задолженности по актам принятых работ не имеется.
При этом суды отметили, что надлежащих доказательств (ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) выполнения в 2011 году работ на заявленную в иске сумму (15 552 181 руб. 49 коп.) и сдачи их результата ответчику обществом "Кыштымское управление строительства" не представлено.
Акты ф. КС-2 и справки ф. КС-3, применяемые при приемке выполненных подрядных строительно-монтажных работ (альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденный постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 N 100), по работам на общую сумму 15 552 181 руб. 49 коп. в соответствии со ст. 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 4.2 муниципального контракта от 26.08.2008 N 113-КМР/ДГ08-5 обществом "Кыштымское управление строительства" не составлялись, администрации для подписания не передавались.
Кроме того, суды указали, что акт об окончательном расчете по объекту от 10.10.2011 N 422, оформленный истцом в одностороннем порядке, не может быть принят во внимание, поскольку не содержит сведений о наименовании и объеме выполненных работ. Из содержания указанного акта следует, что в соответствии с п. 2.2 муниципального контракта генеральному подрядчику (истцу) причитается окончательный расчет в сумме 15 552 181 руб. 49 коп.
Между тем, исходя из буквального содержания п. 4.2, 4.5, 4.6 муниципального контракта, расчеты по контракту осуществляются в пределах стоимости за фактически выполненные и принятые работы после подписания администрацией документов, перечисленных в п. 5.2.3 контракта (справок ф. КС-3, актов ф. КС-2, актов о приемке работ, прочих документов, подтверждающих произведенные затраты и выполненные работы на объекте).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически выполненными и принятыми являются работы на сумму 185 008 818 руб. 55 коп., учитывая, что общество "Кыштымское управление строительства" самостоятельно определяло в справках ф. КС-3 и актах ф. КС-2 подлежащие применению индексы изменения сметной стоимости, утвержденные Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области".
Принимая во внимание изложенное, суды признали правомерным проведение ответчиком расчетов по муниципальному контракту в пределах фактически выполненных истцом работ с учетом годового объема финансирования, а не в пределах договорной цены в текущих ценах, превышающей фактически выполненные работы.
В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Пунктами 2.4, 4.5 муниципального контракта установлено, что финансирование (оплата) выполненных работ осуществляется с лицевого счета муниципального заказчика на расчетные счета заказчика-застройщика и генерального подрядчика в пределах лимита годового объема финансирования, предусмотренного на строительство объекта, с учетом объема выполненных работ.
Дополнительное выделение средств, в том числе средств областного бюджета в текущем или последующих годах, оформляется дополнительными соглашениями (п. 2.6 муниципального контракта).
Учитывая, что доказательств оформления между сторонами такого соглашения на сумму финансирования сверх выделенных из бюджета денежных средств в сумме 185 008 818 руб. 55 коп. истцом не представлено, односторонний акт об окончательном расчете по объекту от 10.10.2011 N 422 дополнительным соглашением к муниципальному контракту не является, суды сделали обоснованный вывод о том, что заявленное требование о возмещении ответчиком разницы между ценой контракта в текущих ценах и стоимостью фактически выполненных работ в базовых ценах 2001 года с применением индексов изменения сметной стоимости противоречит буквальному содержанию и смыслу муниципального контракта от 26.08.2008 N 113-КМР/ДГ08-5.
При этом суды отметили, что разница между стоимостью работ в текущих и базовых ценах 2001 года не может считаться экономией генерального подрядчика (истца), поскольку по смыслу п. 1 ст. 710 Гражданского кодекса Российской Федерации экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию более эффективных методов выполнения работы либо произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, которые учитывались при определении цены (в смете), а не в связи с выполнением меньшего объема работ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что подрядчику причитается к выплате разница между ценой контракта и фактически выплаченными денежными средствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-21096/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское управление строительства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что доказательств оформления между сторонами такого соглашения на сумму финансирования сверх выделенных из бюджета денежных средств в сумме 185 008 818 руб. 55 коп. истцом не представлено, односторонний акт об окончательном расчете по объекту от 10.10.2011 N 422 дополнительным соглашением к муниципальному контракту не является, суды сделали обоснованный вывод о том, что заявленное требование о возмещении ответчиком разницы между ценой контракта в текущих ценах и стоимостью фактически выполненных работ в базовых ценах 2001 года с применением индексов изменения сметной стоимости противоречит буквальному содержанию и смыслу муниципального контракта от 26.08.2008 N 113-КМР/ДГ08-5.
При этом суды отметили, что разница между стоимостью работ в текущих и базовых ценах 2001 года не может считаться экономией генерального подрядчика (истца), поскольку по смыслу п. 1 ст. 710 Гражданского кодекса Российской Федерации экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию более эффективных методов выполнения работы либо произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, которые учитывались при определении цены (в смете), а не в связи с выполнением меньшего объема работ.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-21096/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское управление строительства" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2012 г. N Ф09-5779/12 по делу N А76-21096/2011