Екатеринбург |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А60-46711/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Лазарева С.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменный цветок" (далее - общество "Каменный цветок") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу N А60-46711/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Каменный цветок" - Зыков А.Г. (директор, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.07.2012 N 6565), Ларин М.Л. (доверенность от 22.02.2012);
министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство природных ресурсов) - Сафронов А.В. (доверенность от 30.07.2012).
Общество "Каменный цветок" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Нижнего Тагила (далее - администрация), выразившихся в отказе подготовить постановление об утверждении акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка для разработки пустых пород Тонского отвала, площадью 400 344 кв. м, расположенного в Ленинском административном районе города и предоставлении его в аренду сроком на 49 лет; о возложении на администрацию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о подготовке постановления об утверждении акта межведомственной комиссии по выбору названного земельного участка и предоставлении его в аренду сроком на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - департамент по недропользованию) и министерство природных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Каменный цветок" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 3, 4, 6, 9, 11, 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах N 2395-1), ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 6.3, 6.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о лицензировании) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель не согласен с выводом судов о необходимости получения в рассматриваемом случае лицензии на вторичную переработку пустых пород, ссылаясь на то, что представленными в материалы дела доказательствами (письмами департамента по недропользованию от 06.07.2011 N 02-05/621, от 16.09.2011 N 02-05/951, справкой о составе пород Тонского овала, паспортом бывшего Тонского отвала), подтвержден факт отсутствия в Тонском отвале запасов полезных ископаемых. При этом, как считает общество "Каменный цветок", названным доказательствам судами не дана надлежащая правовая оценка.
Заявитель считает также несостоятельной ссылку апелляционного суда на разграничение компетенции по распоряжению полезными ископаемыми и постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс между министерством природных ресурсов и департаментом по недропользованию.
Кроме того, по мнению общества "Каменный цветок", вывод судов о том, что истребуемый обществом земельный участок в установленном порядке не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам (постановлению главы города Нижнего Тагила от 11.07.2005 N 720, кадастровому паспорту земельного участка от 21.11.2011 N 66/301/11-1711253).
Помимо этого заявитель указывает на необоснованное неприменение судами положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые не ставят в прямую зависимость предоставление земельного участка, на котором расположен бывший Тонский отвал пустой породы, с предоставлением лицензии на право пользования недрами.
В отзыве на кассационную жалобу министерство природных ресурсов, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Каменный цветок" 17.01.2011 обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Тагила (далее - Управление архитектуры) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка бывшего Тонского отвала Высокогорского горно-обогатительного комбината площадью 982 542 кв. м для ликвидации пустых пород и дальнейшего применения их в строительстве дорог.
К заявлению были приложены декларация о намерениях, протоколы лабораторных испытаний, заключение Нижнетагильского отдела Управления Роспотребнадзора о разработке пустых пород Тонского овала.
Общество "Каменный цветок" 14.02.2011 вновь обратилось в Управление архитектуры с просьбой предоставить в аренду на 49 лет земельный участок бывшего Тонского отвала ВГОКа площадью 30 га для вторичной переработки пустых пород и дальнейшего применении их в строительстве дорог, представив при этом дополнение к декларации о намерениях.
Приказом Управления архитектуры от 14.03.2011 N 461-кп утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Площадь этого земельного участка в кадастровом квартале 66:56:0115001 составляет 400 344кв. м.
Обществу "Каменный цветок" 17.03.2011 выдан акт межведомственной комиссии по выбору земельного участка.
Общество "Каменный цветок" 20.04.2011 обратилось в Управление архитектуры с заявлением об утверждении акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка.
В связи с возникшим вопросом о том, относится ли территория Тонского отвала к участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и требуется ли для разработки пустых пород Тонского отвала проведение аукциона, Управление архитектуры обратилось в министерство природных ресурсов с просьбой дать соответствующие разъяснения.
В письме от 04.08.2011 N 06-06-3357/11 министерство природных ресурсов сообщило, что на разработку скальных пород и глин Тонского отвала Высокогорского железорудного месторождения, пригодных для производства строительных материалов, необходимо получение лицензии на право пользования недрами, которая предоставляется по решению Министерства природных ресурсов по результатам аукциона со ссылкой на ст. 3 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 25-03 "Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области".
Письмом от 04.10.2011 N 53-4094 администрацией отказано в утверждении акта выбора земельного участка для разработки пустых пород Тонского отвала и сообщено обществу "Каменный цветок" о том, что для подготовки постановления администрации об утверждении соответствующего акта необходимо предоставление лицензии на право пользования недрами.
Общество "Каменный цветок", ссылаясь на незаконность данного отказа и нарушение его прав, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый отказ в утверждении акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка для разработки пустых пород Тонского отвала в районе Голого камня в городе Нижнем Тагиле обоснован письмом министерства природных ресурсов от 04.08.2011 N 06-06-3357/11 и мотивирован необходимостью предоставления лицензии на право пользования недрами.
Согласно ст. 1.1 Закона о недрах N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере недропользования определены подп. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и п. 9 ст. 4 Закона о недрах N 2395-1.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона о недрах N 2395-1 органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 3 названного Закона региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, формируются Минприроды России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и правительства Свердловской области от 16.03.2006 N 9-р/01-49-142 утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области, в который, в частности, включены глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина), пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц).
Согласно п.3 ст.6 Закона о недрах N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Пунктами 6.3, 6.7 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии, предоставляемой владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу.
В рассматриваемом случае суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что Тонский отвал, для вторичной переработки пустых пород которого заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, имеет неоднородное структурно-текстурное строение, содержит, в том числе горную породу известняка, а также указанные в перечне общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области глины, в силу чего пришли к верному выводу о том, что в данном случае переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств должна осуществляться на основании как лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и лицензии на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, предусмотренных п.3 ч.1 ст.6 и ч.4 ст.11 Закона о недрах N 2395-1.
Доказательств получения соответствующей лицензии материалы дела не содержат.
Кроме того, как установлено судами, в рассматриваемом случае общество "Каменный цветок" обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка бывшего Тонского отвала для ликвидации пустых пород и дальнейшем применении их при строительстве дорог.
Согласно абз. 6 ст. 11 Закона о недрах N 2395-1 предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2, 3 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Суды, учитывая, что общество "Каменный цветок" с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка в администрацию города не обращалось, доказательств, свидетельствующих о наличии у него утвержденного проекта проведения работ, связанных с пользованием недрами, в материалы дела не представлено, обоснованно указали, что данные обстоятельства являются препятствием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о неправомерности выводов судов о необходимости получения лицензии на вторичную переработку пустых пород в связи с отсутствием в Тонском отвале полезных ископаемых, поставленных в установленном порядке на государственный баланс, отклоняются судом кассационной инстанции на основании изложенного.
Доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела, судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу N А60-46711/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменный цветок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 6 ст. 11 Закона о недрах N 2395-1 предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2, 3 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2012 г. N Ф09-6965/12 по делу N А60-46711/2011