Екатеринбург |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А60-55432/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В. А.,
судей Кангина А. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу (ИНН 6671294624, ОГРН 1096671010864; управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-55432/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Среднеуральский винзавод" (ИНН 6606010093, ОГРН 1026600726712; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным требования от 21.09.2011 N 6 об уплате денежных средств по обязательствам от 24.09.2010 N 7, от 05.03.2011 N 11, а также просило возложить обязанность на управление осуществить возврат оплаченных денежных требований по платежному поручению от 29.09.2011 N 65528 в сумме 740 456 руб. 64 коп.
Из материалов дела следует, что общество согласно лицензии N Б 095950 от 27.10.2006 осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведенных вин.
Обществом 24.09.2010 в управление представлено заявление от 24.09.2010 N 8 о выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в общем количестве 2 135 000 шт. на алкогольную продукцию Вина с содержанием этилового спирта 16 % в количестве 35 000 шт. (емкость 0,7л), Вина натуральные с содержанием этилового спирта 11 % в количестве 2 100 000 шт. (емкость 0,7л).
Одновременно общество представило обязательство от 24.09.2010 N 7 об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением, общество обязалось в срок до 24.03.2011 произвести нанесение на алкогольную продукцию ФСМ в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - постановление N 785); произвести уничтожение поврежденных ФСМ в установленном порядке; произвести уничтожение неиспользованных ФСМ; представить отчет об использовании ФСМ в срок, указанный в обязательстве.
В качестве обеспечения исполнения обязательства от 24.09.2010 обществом представлена банковская гарантия от 24.09.2010 N К846/2 "ВУЗ-банк" (ОАО) в сумме 5 968 200 руб.
Общество по товарной накладной от 21.10.2010 N 42 получило заявленное количество ФСМ, в графе "наименование, характеристика, сорт, артикул товара" указано: ФСМ Алкогольная продукция "Вина" и ФСМ Алкогольная продукция "Вина натуральные", при этом дополнительных характеристик по товару не имеется.
В спорный период общество осуществляло производство вина и вина натурального емкостью 0,5 л, 0,7 л, 1,0 л, производило маркировку продукции ФСМ в соответствии с требованиями постановления N 785, при этом информация, наносимая на ФСМ и зафиксированная в ЕГАИС, соответствует.
В срок до 24.03.2011 общество согласно обязательству от 24.09.2010 представило в управление отчёт об использовании ФСМ в соответствии с их назначением. В отчете указано, сколько выдано ФСМ; нанесено на алкогольную продукцию: Вина 34 797 шт., количество ФСМ, по которым обязательство не исполнено: Вина - 428 шт.; Вина натуральные 2 100 000 шт., всего: 2 528 000 шт. По предоставленному отчету от управления возражений не поступало.
Общество 05.03.2011 представило новое обязательство N 11, обеспеченное банковской гарантией от 05.03.2011 N К924 на сумму 7 361 073,2 руб., таким образом, в отношении неиспользованных ФСМ по обязательству об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением от 24.09.2010 N7 было продлено действие обязательства.
Позднее управлением совместно с обществом проведена проверка выполнения обязательств N 7 и N 11 об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, по результатам которой установлено отклонение по обязательствам от 24.09.2010 N 7, от 05.03.2011 N 11 в количестве 28 620 шт., о чём составлен акт сверки от 20.09.2011 N 6.
Управление пришло к выводу, что обществом не исполнено обязательство об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением и направило в адрес общества требование от 21.09.2011 N 6 об уплате денежных средств в сумме 740 456 руб. 64 коп., указав, что данные отчета, зафиксированные в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствуют данным, указанным в заявлении, в части объёма ёмкости, подлежащей маркировке и фактически произведенной алкогольной продукции. Количество ФСМ, по которому обязательство не исполнено, составило 28 620 штук.; управление предложило уплатить обществу 740 456 руб.64 коп. - сумму обеспечения исполнения обязательств об использовании ФСМ.
Полагая, что требование является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда от 07.03.2012 (судья Лихачева Г.Г.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал требование управления не соответствующим Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 (судьи Грибиниченко О.Г., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с актом сверки исполнения обязательств об использовании ФСМ N 6 от 20.09.2011 количество ФСМ, по которому обязательство не исполнено, составило 28 620 шт., сумма обеспечения на данное количество ФСМ - 740 456 руб. 64 коп. Общество добровольно перечислило в федеральный бюджет денежные средства, исходя из суммы обеспечения обязательства, кратной количеству ФСМ, по которому данное обязательство, не исполнено, таким образом, требование управления является законным.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и поясняет, что уплата денежных средств предусмотрена в случае неисполнения обязательства, исполнение которого обеспечено, в данном случае факт неисполнения отсутствует; приобретённые ФСМ использованы в соответствии с их назначением.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган, в том числе заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со ст. 2 указанного закона, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок; обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 постановления N 785 установлено, что обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в срок, не превышающий 6 месяцев, следующих действий: нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными этим Постановлением; уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок; представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве; подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака документами, предусмотренными гражданским законодательством; обеспечение исполнения обязательства, осуществляемое перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций (далее - гарант), поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. При этом в случае неисполнения организацией, приобретающей федеральные специальные марки, обязательства, исполнение которого обеспечено: поручительством (банковской гарантией), - требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет; денежным залогом, - средства денежного залога перечисляются со счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому обязательство не исполнено.
В соответствии с п. 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных постановлением N 785, федеральные специальные марки с надписью "Вина" должны наноситься на вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 22 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением натурального вина; с надписью "Вина натуральные" - на натуральное вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 15 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением игристого вина, газированного вина, шипучего вина и шампанского.
Пунктами 62 и 63 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 N 50н, установлено, что заявитель представляет отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, в территориальный налоговый орган, выдавший марки. При отсутствии в территориальном налоговом органе отчета специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, заявителю направляется в письменной форме уведомление с предупреждением о предъявлении требования об уплате денежных средств в виде почтового отправления с уведомлением о вручении. В случае, если в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом уведомления о вручении уведомления, указанного в п. 62 настоящего Административного регламента, обязательство, в том числе в виде представления отчета, заявителем не исполнено, территориальный налоговый орган предъявляет (направляет) заявителю указанное требование исходя из всей суммы обеспечения, указанной заявителем в расчете суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, или, при отсутствии указанного расчета, определяемой специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, на основании заявления о выдаче марок.
Таким образом, уплата денежных средств предусмотрена в случае неисполнения обязательства, исполнение которого обеспечено.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, назначением ФСМ является удостоверение законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и несение информации единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС).
Частью 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что приобретенные обществом марки использованы в соответствии с их назначением: ФСМ с надписью "Вина" и "Вина натуральные" нанесены на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 25 процентов объёма готовой продукции включительно, то есть ФСМ использованы для удостоверения законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Судами учтено, что общество осуществило нанесение ФСМ на алкогольную продукцию после фиксации сведений в ЕГАИС и в полном соответствии с зафиксированными в ЕГАИС данными, то есть ФСМ являются носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Несоответствие количества ФСМ по литражу натуральных вин и процентному содержанию этилового спирта (в пределах до 25%), запрошенных в заявлении о выдаче ФСМ и указанных в обязательстве, фактически наклеенным согласно отчету об исполнении обязательства, само по себе не может являться критерием неисполнения обязательства.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для признания недействительным требования управления об уплате денежных средств по обязательствам от 24.09.2010 N 6, от 05.03.2011 N 11 является обоснованным.
Доказательств обратного управлением в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и принятых судами доказательств, исследованных в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-55432/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 62 и 63 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 N 50н, установлено, что заявитель представляет отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, в территориальный налоговый орган, выдавший марки. При отсутствии в территориальном налоговом органе отчета специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, заявителю направляется в письменной форме уведомление с предупреждением о предъявлении требования об уплате денежных средств в виде почтового отправления с уведомлением о вручении. В случае, если в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом уведомления о вручении уведомления, указанного в п. 62 настоящего Административного регламента, обязательство, в том числе в виде представления отчета, заявителем не исполнено, территориальный налоговый орган предъявляет (направляет) заявителю указанное требование исходя из всей суммы обеспечения, указанной заявителем в расчете суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, или, при отсутствии указанного расчета, определяемой специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, на основании заявления о выдаче марок.
...
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
...
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и принятых судами доказательств, исследованных в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2012 г. N Ф09-6593/12 по делу N А60-55432/2011