Екатеринбург |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А76-17786/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Смирнова А.Ю., Семёновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2012 по делу N А76-17786/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - общество "Заря") - Гридин А.А. (доверенность от 16.02.2012 N 15/12).
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Заря" о взыскании 728 603 руб. 22 коп. ущерба (убытков), причиненного в связи с невнесением в полном объеме арендной платы согласно расчету на 2011 год, произведенному исходя из рыночной стоимости арендной платы, за период с 01.01.2011 по 31.08.2011.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2012 (судья Скобелкин А.П.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 12, 15, п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 22, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), п. 2, 3, 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582). Заявитель указывает на наличие оснований для применения при определении размера и порядка расчета арендной платы п. 6 Правил ввиду отсутствия доказательств подписания договора аренды от 02.04.2010 N 1828-10 в порядке переоформления ранее существующих прав.
Как установлено судами, на основании распоряжения управления от 03.04.2007 N 430-р, принятого в соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 132983000 кв. м с кадастровым номером 74:19:0301005:0008, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район.
По результатам торгов недвижимое имущество федерального государственного унитарного предприятия "Учебно-опытное хозяйство "Заря" Челябинского агроинженерного университета (далее - предприятие "Заря"), расположенное на земельном участке площадью 132983000 кв. м с кадастровым номером 74:19:0301005:0008, приобрело общество "Заря".
В 2009-2010 годах произведена государственная регистрация права собственности общества "Заря" на приобретенные на торгах объекты недвижимости.
Распоряжениями управления от 16.12.2008 N 1660-р, от 08.02.2010 N 122-р, от 08.02.2010 N 123-р земельный участок площадью 132983000 кв. м с кадастровым номером 74:19:0301005:0008, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, разделен на 62 земельных участка общей площадью 132983000 кв. м, находящихся по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, на которые управлением получены свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Общество "Заря" обратилось в управление с заявлением от 23.03.2010 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:19:0301005:0008, расположенного под приобретенными объектами недвижимости и ранее предоставленного предприятию "Заря" в постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта от 15.12.1992 серии А-1 N 547369.
На основании ст. 36, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжением управления от 02.04.2010 N 367-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия "Заря" земельным участком общей площадью 132983000 кв. м с кадастровым номером 74:19:0301005:0008. Пунктом 2 распоряжения управления от 02.04.2010 N 367-р обществу "Заря" предоставлено в аренду 60 земельных участков общей площадью 132974000 кв. м сроком на 49 лет.
В соответствии с указанным распоряжением между истцом и ответчиком заключен договор аренды от 02.04.2010 N 1828-10, прошедший государственную регистрацию 19.04.2010 в установленном порядке.
Согласно п. 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:0302001:79, 74:19:0000000:893, 74:19:0301005:125, 74:19:0000000:867, 74:19:0301003:328, 74:19:0301003:335, 74:19:0303001:79, 74:19:03 02001:73, 74:19:0301003:332, 74:19:0301003:334, 74:19:0301003:415, 74:19:0301003:327, 74:19:0301003:331, 74:19:0302001:76, 74:19:0302001:72, 74:19:0302001:71, 74:19:0000000:864, 74:19:0301004:30, 74:19:0301003:413, 74:19:0301003:329, 74:19:0302002:96, 74:19:0304005:14, 74:19:0302002:98, 74:19:0301004:31, 74:19:0301003:326, 74:19:0302002:93, 74:19:0301005:99, 74:19:0301001:35, 74:19:0301001:36, 74:19:0302002:91, 74:19:0304003:15, 74:19:0302001:80, 74:19:0302001:77, 74:19:0302001:75, 74:19:0302001:74, 74:19:0302002:94, 74:19:0304005:16, 74:19:0304004:13, 74:19:0000000:888, 74:19:0302002:100, 74:19:0304004:12, 74:19:0302002:92, 74:19:0302002:101, 74:19:0304004:11, 74:19:0301001:37, 74:19:0301001:38, 74:19:0304005:15, 74:19:0304005:17, 74:19:0302001:78, 74:19:0304003:16, 74:19:0302002:95, 74:19:0302002:97, 74:19:0305001:46, 74:19:0305002:42, 74:19:0301001:44, 74:19:0305001:45, 74:19:0301005:126, 74:19:0301005:127, 74:19:0301004:29, 74:19:0302002:6, расположенные по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район.
Договор заключен на срок 49 лет (п. 2.1 договора).
Согласно п. 3.2 договора размер и порядок расчета арендной платы определен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с приложением N 1 к договору аренды расчет арендной платы осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Расчет произведен исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельных участков - 2,2506 руб. /кв. м, базового коэффициента 0,3% и общей площади земельных участков - 132983000 кв. м. Размер годовой арендной платы составляет 897 874 руб. 62 коп., размер арендной платы на 2010 год определен сторонами за период с 01.04.2010 по 31.12.2010 в сумме 676 480 руб. 88 коп.
По условиям п. 3.5 договора размер арендной платы изменяется ежегодно в одностороннем порядке на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации.
В силу п. 3.6 договора размер арендной платы пересматривается при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, ответчиком платежи арендной платы производились исходя из условий договора аренды и приложения N 1 к нему.
Письмом от 22.03.2011 N 04594 истец предложил ответчику подписать измененное приложение N 1 к договору аренды - расчет арендной платы к договору аренды земельного участка от 02.04.2010 N 1828-10. Согласно новой редакции расчет арендной платы на землю производится на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции 05.01.2006), отчетов "Об оценке рыночной стоимости аренды в год одного квадратного метра земельного участка". Исходными данными измененного расчета является рыночная стоимость аренды земельного участка - 0,015 руб. /кв. м, ставка арендной платы - 0,0150, общая площадь земельных участков - 132983000 кв. м, размер арендной платы за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 - 1 994 610 руб.
Ответчиком измененный расчет арендной платы не подписан.
Ссылаясь на наличие у общества "Заря" обязанности в силу действующего законодательства подписать расчет арендной платы на 2011 год, а также указывая, что в результате действий ответчика федеральному бюджету причинен ущерб в размере невыплаченной в полном объеме арендной платы согласно расчету на 2011 год, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что соглашение сторон об изменении размера арендной платы ответчиком не подписано. Суды оценили письмо управления от 22.03.2011 N 04594 как предложение изменить условие договора аренды в части установленного им порядка и способа определения размера арендной платы, которое при отсутствии согласия другой стороны не может считаться принятым. Суды указали, что предложенное истцом изменение размера арендной платы не связано с изменением коэффициента-дефлятора или изменением нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 3.5 и 3.6 договора аренды), а является односторонним изменением согласованной сторонами методики расчета арендной платы. Суды отметили, что такое изменение не основано на законе или договоре, поскольку к случаям, перечисленным в разд. 3 договора аренды, не относится.
Суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В настоящем деле заявлен иск о взыскании убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательства по внесению арендной платы, который по существу направлен на взыскание такой платы.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктами 1, 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 2 Правил предусмотрено применение одного из четырех способов определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с подп. б п. 3 Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в п. 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 9 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 настоящих Правил, не проводится.
В силу п. 10 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 настоящих Правил, не применяется.
В договоре аренды от 02.04.2010 N 1828-10 определены размер, порядок расчета арендной платы, основания ее одностороннего изменения и условия пересмотра размера арендной платы.
Применение сторонами согласованных в договоре условий, предусматривающих расчет арендной платы исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, а также законность условий договора о размере, порядке расчета и изменения арендной платы истцом не оспариваются.
Обязанность арендатора руководствоваться новым расчетом арендной платы, произведенным по иной методике, договором не установлена.
Изменение договора также не произведено.
Учитывая, что управлением не представлено доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения обществом "Заря" договорных обязательств и причинения истцу убытков, вызванных неправомерным поведением ответчика, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2012 по делу N А76-17786/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 9 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 настоящих Правил, не проводится.
В силу п. 10 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 настоящих Правил, не применяется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2012 г. N Ф09-6741/12 по делу N А76-17786/2011