Екатеринбург |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А07-23055/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН: 0274152069, ОГРН: 1100280040695; далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2012 по делу N А07-23055/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Мобильные Телесистемы" (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124; далее - общество) - Карев В.В. (доверенность от 26.03.2012 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан (ИНН: 0274152069, ОГРН: 1100280040695; далее - министерство) и общество обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлениями к управлению о признании недействительными решения от 09.11.2011 и предписания от 09.11.2011 N 214-А-58/16-11.
Определением суда от 06.05.2012 возбужденные на основании названных заявлений дела объединены в одно производство с присвоением номера А07-23055/2011.
Решением суда от 07.03.2012 (судья Валеев К.В.) заявленные обществом и министерством требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2012 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о том, что заключенное между обществом и министерством соглашение не нарушает требований, установленных ч. 3. Ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 между Министерством и обществом в лице филиала в Республике Башкортостан заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, предметом которого являются взаимодействие в области развития связи, содействие в реализации социально-экономических программ, привлечение инвестиций в экономику Республики Башкортостан (п. 1.1 соглашения). Разделы III и IV соглашения содержат отражение намерений сторон соглашения. Пунктом 3.4 соглашения определено намерение общества участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан (Приложение 2). Пунктом 4.11 определено намерение министерства содействовать информированию общественности совместно с обществом о мероприятиях общества, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории республики.
Информация о заключении указанного соглашения размещена в газете "Коммерсант (Уфа)" от 22.02.2011 N 31 (4569).
По итогам анализа указанной информации приказом от 11.04.2011 N 92 антимонопольным органом возбуждено дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-58/16-11, по результатам рассмотрения которого принято решение от 09.11.2011 о признании министерства и общества нарушившими п. 3 ст. 16 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
На основании этого решения антимонопольным органом выдано предписание от 09.11.2011 N 215-А-58/16-11, которым обществу предписано: 1) не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; 2) внести изменения в соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, заключенное 11.02.2011 с министерством, а именно: 1. изложить п. 3.4 соглашения в следующей формулировке: "на равных условиях с другими операторами связи. В случаях заключения государственных и муниципальных контрактов участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан"; 2. изложить п. 4.11 соглашения в следующей формулировке: "оказывать информационную поддержку общества по мероприятиям общества, связанным с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан, на равных условиях ее предоставления другим операторам связи республики".
Не согласившись с указанными решением и предписанием, общество и министерство обратились в арбитражный суд с соответствующим и заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества и министерства нарушения требований, установленных п. 3 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
В силу п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции к соглашениям относится договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст. 6 Закона о защите конкуренции, как совершенных с нарушением п. 3 этой нормы, установлению подлежит законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Управлением нарушающими антимонопольное законодательство признаны пункты 3.4 и 4.11 соглашения от 11.02.2011, поскольку, по мнению антимонопольного органа, положения этих пунктов создают для общества преимущественные условия на рынке оказания услуг связи по сравнению с другими операторами связи и могут привести к ограничению конкуренции и разделу товарного рынка.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что министерство является субъектом, на действия которого распространяются ограничения, предусмотренные ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Проанализировав условия названного соглашения, суды пришли к правильному выводу о том, что по своему характеру названный документ является соглашением о намерениях, декларирующим общие принципы взаимодействия сторон при реализации на территории Республики Башкортостан программ развития связи и социально-экономических программ, относящихся к сфере деятельности министерства.
В частности, пункт 3.4 соглашения отражает намерение общества участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан, а пункт 4.11 фиксирует намерение министерства содействовать информированию общественности совместно с обществом о мероприятиях общества, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории республики.
Суды обоснованно указали, что соглашение в целом и его пункты 3.4 и 4.11 в частности не содержат сведений о согласовании участниками соглашения конкретных действий, подлежащих выполнению при реализации тех или иных программ или инвестиционных проектов, а потому, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливающих единый порядок размещения государственных заказов (включая заказы на выполнение работ, услуг при исполнении социально-экономических программ и инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации), не могут создать обществу преимущество при реализации таких программ (проектов) по сравнению с иными участниками рынка оказания услуг связи, и тем более не могут являться причиной раздела товарного рынка по каким-либо признакам.
При этом анализ рынка оказания услуг связи на территории Республики Башкортостан антимонопольным органом не производился и вопрос о наличии аналогичных соглашений, заключенных министерством с иными участниками этого рынка не выяснялся.
Следовательно, суды правильно признали необоснованным вывод управления о предоставлении спорными пунктами соглашения преимущественных условий обществу по сравнению с иными операторами связи, а также о возможном наступлении последствий заключения такого соглашения в виде раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение и вынесенное на его основании предписание управления незаконными и удовлетворили заявленные обществом и министерством требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2012 по делу N А07-23055/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст. 6 Закона о защите конкуренции, как совершенных с нарушением п. 3 этой нормы, установлению подлежит законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
...
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что министерство является субъектом, на действия которого распространяются ограничения, предусмотренные ст. 16 Закона о защите конкуренции.
...
Суды обоснованно указали, что соглашение в целом и его пункты 3.4 и 4.11 в частности не содержат сведений о согласовании участниками соглашения конкретных действий, подлежащих выполнению при реализации тех или иных программ или инвестиционных проектов, а потому, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливающих единый порядок размещения государственных заказов (включая заказы на выполнение работ, услуг при исполнении социально-экономических программ и инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации), не могут создать обществу преимущество при реализации таких программ (проектов) по сравнению с иными участниками рынка оказания услуг связи, и тем более не могут являться причиной раздела товарного рынка по каким-либо признакам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2012 г. N Ф09-7695/12 по делу N А07-23055/2011