г. Челябинск |
|
14 мая 2011 г. |
Дело N А07-23055/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2012 и дополнительное решение от 29.03.2012 по делу N А07-23055/2011 (судья Валеев К.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - Карев В.В. (доверенность N 0034/12 от 26.03.2012);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Васильев И.В. (доверенность N 14 от по 31.12.2012).
Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан (далее - Министерство) и общество с ограниченной ответственностью "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 09.11.2011 и предписания от 09.11.2011 N 214-А-58/16-11.
Определением суда от 06.02.2012 возбужденные на основании указанных заявлений дела объединены в одно производство с присвоением номера А07-23055/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2012 удовлетворены заявленные требования о признании недействительным решения УФАС по РБ от 09.11.2011, с заинтересованного лица в пользу ОАО "МТС" взыскано в возмещение судебных расходов 2000 руб.
Дополнительным решением от 29.03.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования о признании недействительным предписания УФАС по РБ от 09.11.2011 N 215-А-58/16-11.
Не согласившись с указанными судебными актами, УФАС по РБ обжаловало их в полном объеме в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение действиями Министерства и ОАО "МТС" требований пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ). Указывает на то, что предметом соглашения о социально-экономическом сотрудничестве от 11.02.2011, заключенного между Министерством и ОАО "МТС", является взаимодействие в области развития связи, содействие в реализации социально-экономических программ, привлечение инвестиций в экономику Республики Башкортостан, а пункты 3.4 и 4.11 соглашения выражают намерение Министерства содействовать ОАО "МТС" в информировании общественности о мероприятиях ОАО "МТС", связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также намерения ОАО "МТС" участвовать в социальных программах, что ставит ОАО "МТС" в преимущественные условия по отношению к иным операторам связи и может привести к разделу товарного рынка. Полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), так как положения этого закона к рассматриваемой ситуации неприменимы. Также считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о декларативном характере соглашения от 11.02.2011.
В судебном заседании представитель УФАС по РБ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "МТС" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представитель Министерства, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
ОАО "МТС" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с рассмотрением УФАС России в порядке подчиненности жалобы общества на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного по этим же обстоятельствам.
В связи с отсутствием установленных ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения рассмотрения дела, в удовлетворении указанного ходатайства ОАО "МТС" судом апелляционной инстанции отказано.
С учетом правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.8 Постановления Пленума от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", апелляционная жалоба УФАС по РБ на два судебных акта, вынесенных по настоящему делу, рассмотрена судом апелляционной инстанции в одном заседании с вынесением единого окончательного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 между Министерством и ОАО "МТС" в лице филиала ОАО "МТС" в Республике Башкортостан заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, предметом которого являются взаимодействие в области развития связи, содействие в реализации социально-экономических программ, привлечение инвестиций в экономику Республики Башкортостан (п.1.1 соглашения). Разделы III и IV соглашения содержат отражение намерений сторон соглашения. Пунктом 3.4 соглашения определено намерение ОАО "МТС" участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан (Приложение 2). Пунктом 4.11 определено намерение Министерства содействовать информированию общественности области совместно с ОАО "МТС" о мероприятиях ОАО "МТС", связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории области.
Информация о заключении указанного соглашения размещена в газете "Коммерсант (Уфа)" от 22.02.2011 N 31 (4569).
По итогам анализа указанной информации приказом от 11.04.2011 N 92 антимонопольным органом возбуждено дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-58/16-11, по результатам рассмотрения которого принято решение от 09.11.2011 (резолютивная часть решения объявлена 25.10.2011) о признании Министерства и ОАО "МТС" нарушившими п.3 ст.16 Закона N 135-ФЗ в части заключения соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков). Этим же решением установлена необходимость выдачи Министерству и ОАО "МТС" предписания об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
На основании этого решения антимонопольным органом выдано предписание от 09.11.2011 N 215-А-58/16-11, которым ОАО "МТС" предписано: 1) не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; 2) внести изменения в соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, заключенное 11.02.2011 с Министерством, а именно: 1. изложить п.3.4 соглашения в следующей формулировке: "на равных условиях с другими операторами связи. В случаях заключения государственных и муниципальных контрактов участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан"; 2. изложить п.4.11 соглашения в следующей формулировке: "оказывать информационную поддержку МТС по мероприятиям МТС, связанным с реализацией инвестиционных проектов на территории РБ, на равных условиях ее предоставления другим операторам связи республики". Срок выполнения предписания установлен - 1 месяц со дня его получения. О выполнении предписания предложено сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявители оспорили их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии в действиях заявителей вмененного им нарушения требований антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший этот акт (ч.5 ст.200 АПК РФ).
Согласно п.3 ст.16 Закона N 135-ФЗ, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
В силу п.18 ст.4 Закона N 135-ФЗ к соглашениям относится договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст.6 Закона N 135-ФЗ, как совершенных с нарушением п.3 этой нормы, установлению подлежит законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Из текста решения следует, что нарушающими антимонопольное законодательство признаны пункты 3.4 и 4.11 соглашения от 11.02.2011, поскольку, по мнению антимонопольного органа, положения этих пунктов создают ОАО "МТС" преимущественные условия на рынке оказания услуг связи по сравнению с другими операторами связи и могут привести к ограничению конкуренции и разделу товарного рынка.
Оценивая эту позицию антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Министерство является республиканским органом исполнительной власти, реализующим в пределах своей компетенции государственную политику и регулирование в сфере связи, массовых коммуникаций, информатизации, издательско-полиграфической деятельности, распространения печатной продукции и развития телекоммуникационных сетей (п.1.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан. Утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 08.11.2010 N УП-639).
В этой связи Министерство следует отнести к субъектам, на действия которого распространяются ограничения, предусмотренные ст.16 Закона N 135-ФЗ.
Соглашение от 11.02.2011 соответствует целям и задачам деятельности Министерства.
Собственно, полагая незаконными п.п.3.4 и 4.11 этого соглашения, антимонопольный орган не ставит под сомнение законность заключения такого соглашения в целом.
По своему характеру рассматриваемое соглашение является соглашением о намерениях, декларирующим общие принципы взаимодействия сторон соглашения при реализации на территории Республики Башкортостан программ развития связи и социально-экономических программ, относящихся к сфере деятельности Министерства.
В частности, пункт 3.4 соглашения отражает намерение ОАО "МТС" участвовать в социальных программах, направленных на удовлетворение потребностей в связи учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных учреждений, других социально защищаемых категорий населения Республики Башкортостан, а пункт 4.11 фиксирует намерение Министерства содействовать информированию общественности области совместно с ОАО "МТС" о мероприятиях ОАО "МТС", связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории области.
Соглашение в целом и его пункты 3.4 и 4.11 в частности не содержат сведений о согласованиями участниками соглашения конкретных действий, подлежащих выполнению при реализации тех или иных программ или инвестиционных проектов, а потому, с учетом положений Закона N 94-ФЗ, устанавливающих единый порядок размещения государственных заказов (включая заказы на выполнение работ, услуг при исполнении социально-экономических программ и инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации), не могут создать ОАО "МТС" преимущество при реализации таких программ (проектов) по сравнению с иными участниками рынка оказания услуг связи, и тем более не могут являться причиной раздела товарного рынка по каким-либо признакам.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что анализ рынка оказания услуг связи на территории Республики Башкортостан антимонопольным органом не производился и вопрос о наличии аналогичных соглашений, заключенных Министерством с иными участниками этого рынка не выяснялся.
В этой связи вывод УФАС по РБ о предоставлении спорными пунктами соглашения преимущественных условий ОАО "МТС" по сравнению с иными операторами связи, а также о возможном наступлении последствий заключения такого соглашения в виде раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), сделан без достаточных оснований.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности оспоренного решения УФАС по РБ и вынесенного на основании такого решения предписания следует признать правомерным.
Поскольку решением и предписанием антимонопольного органа заявители признаны нарушающими положения антимонопольного законодательства, что является основанием для их привлечения к административной ответственности, а также на предписано совершить действия, направленные на изменения условий заключенного соглашения, чем ограничено право заявителей на свободу договора, суд апелляционной инстанции полагает также подтвержденным факт нарушения оспоренными незаконными ненормативными актами прав и законных интересов заявителей.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, апелляционная жалоба УФАС по РБ - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2012 и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2012 по делу N А07-23055/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение действиями Министерства и ОАО "МТС" требований пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ). Указывает на то, что предметом соглашения о социально-экономическом сотрудничестве от 11.02.2011, заключенного между Министерством и ОАО "МТС", является взаимодействие в области развития связи, содействие в реализации социально-экономических программ, привлечение инвестиций в экономику Республики Башкортостан, а пункты 3.4 и 4.11 соглашения выражают намерение Министерства содействовать ОАО "МТС" в информировании общественности о мероприятиях ОАО "МТС", связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также намерения ОАО "МТС" участвовать в социальных программах, что ставит ОАО "МТС" в преимущественные условия по отношению к иным операторам связи и может привести к разделу товарного рынка. Полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), так как положения этого закона к рассматриваемой ситуации неприменимы. Также считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о декларативном характере соглашения от 11.02.2011.
...
В связи с отсутствием установленных ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения рассмотрения дела, в удовлетворении указанного ходатайства ОАО "МТС" судом апелляционной инстанции отказано.
...
Соглашение в целом и его пункты 3.4 и 4.11 в частности не содержат сведений о согласованиями участниками соглашения конкретных действий, подлежащих выполнению при реализации тех или иных программ или инвестиционных проектов, а потому, с учетом положений Закона N 94-ФЗ, устанавливающих единый порядок размещения государственных заказов (включая заказы на выполнение работ, услуг при исполнении социально-экономических программ и инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации), не могут создать ОАО "МТС" преимущество при реализации таких программ (проектов) по сравнению с иными участниками рынка оказания услуг связи, и тем более не могут являться причиной раздела товарного рынка по каким-либо признакам."
Номер дела в первой инстанции: А07-23055/2011
Истец: Министерство связи и массовых коммуникаций РБ, Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан, ОАО "Мобильные Телесистемы", ОАО "МТС", г. Москва, ОАО МТС
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: Министерство связи и массовых коммуникаций РБ