Екатеринбург |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А60-54855/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 г. N 17АП-9288/12
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. N 17АП-1312/12
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее - комиссия), на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-54855/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Старт" (ИНН 6643008737, ОГРН 1026602036031; далее - общество "Старт") - Коковин Е.Н. (доверенность от 18.02.2012 N 13);
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 04.07.2012 N 728-ПП переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области; далее - министерство) - Аглоткова С.В. (доверенность от 26.01.2012 N 06-07/320), Таранова Н.М. (доверенность от 26.01.2012 N 06-07/319);
Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области - Капустина М.В. (доверенность от 08.08.2012 N 06-01-82/3778).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к комиссии (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения от 22.11.2011 в части отказа обществу в предоставлении субсидии в сумме 4 838 000 руб. на приобретение двух тракторов марки "Джон Дир"; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.
Решением суда от 07.03.2012 (судья Кравцова Е.А.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комиссия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и выражая несогласие с выводами судов, просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель жалобы указывает, что решение вопроса об отказе в предоставлении части субсидий проводилось в соответствии с Положением о комиссии на основании заявления министерства о выявленных нарушениях требований Порядка предоставления субсидий. Комиссия указывает на представление обществом неполного пакета документов, предусмотренного п. 3.3.1 Соглашения; документы представлены на 4 дня позднее установленного срока. Заявитель жалобы также полагает, что подписав дополнительное соглашение от 06.12.2011, общество согласилось с перечнем техники и оборудования, подлежащими субсидированию, с лимитом субсидий и с окончательным сроком предоставления документов (п. 3.3.1 Соглашения). По мнению комиссии, подписание документов, представленных с нарушением установленного соглашением срока, привело бы к нарушению п. 11, 12, 13 Порядка предоставления субсидий, утверждённого нормативным правовым актом Свердловской области. Вывод судов о факте нахождения тракторов на территории Челябинской области, по мнению заявителя жалобы, опровергается свидетельствами о государственной регистрации данных машин, указанная техника зарегистрирована 09.11.2011, позднее срока представления документов на субсидирование.
В отзыве на кассационную жалобу министерство поддерживает доводы заявителя кассационной жалобы, указывая, что рассмотрение вопроса о предоставлении субсидий и принятие решения об отказе в предоставлении государственной поддержки проведено в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Свердловской области в части предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным производителям.
В отзыве на кассационную жалобу обществом отклоняет доводы комиссии и считает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что общество в феврале 2011 года обратилось в комиссию с заявлением о рассмотрении представленного им инвестиционного проекта и предоставлении субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники.
Комиссией принято решение от 19.05.2011 об одобрении проекта и предоставлении государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, при условии соблюдения требований постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП в сумме 7745,5 тыс. руб. на возмещение части затрат по приобретению трактора (2 ед.), опрыскивателя (2 ед.), сеялки, машины для внесения жидких удобрений (2 ед.), комбайна зерноуборочного со вторичного рынка (3 ед.), зерносушилки, зерноперегрузчика.
Между министерством, Территориальным отраслевым органом исполнительной власти Свердловской области - Каменским управлением сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и обществом заключено соглашение от 27.07.2011 N 204, по условиям которого министерство (в соответствии с лимитом бюджетных ассигнований) предоставляет обществу средства областного бюджета в виде субсидий, предусмотренных на возмещение части затрат получателя на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции в сумме 7 745 500 руб. В соответствии с п. 1.2 соглашения N 204 предоставляемые получателю средства имеют целевое назначение и предназначены для возмещения части затрат на приобретение, в том числе тракторов "Джон Дир 8320R" в количестве 2 шт. В силу п. 2 соглашения N 204 субсидии перечисляются на расчетный счет получателя при условии предоставления документов указанных в п. 3.3.1 соглашения.
В соответствии с решением комиссии от 03.11.2011 общая сумма субсидий, предоставляемых обществу, составила 11 705 590 руб., в том числе для целей возмещения затрат на приобретение названных тракторов в сумме 4 838 000 руб.
В целях получения субсидии общество письмом от 30.09.2011 N 272 представило в Территориальный отраслевой орган исполнительной власти Свердловской области - Каменское управление сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо Росстата, договор поставки сельскохозяйственной техники от 24.01.2011, спецификации, дополнительное соглашение, счет-фактура от 30.09.2011 N 62, товарную накладную от 30.09.2011 N 62, сертификат соответствия на трактор "Джон Дир" 8320, платежные поручения от 26.05.2011 N 390, от 23.05.2011 N 371, от 03.10.2011 N 856.
Документы получены территориальным органом 04.10.2011 в 8 часов и возвращены на доработку в связи с отсутствием документов, подтверждающих постановку тракторов на государственный учет.
После этого 09.11.2011 обществом в территориальный орган представлены паспорта самоходной техники на спорные трактора, свидетельства о регистрации машин, талоны Гостехнадзора России на трактора.
Комиссией принято решение от 22.11.2011 об отказе обществу в предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе, тракторы (2 ед.) - в сумме 4 838 000 руб.
Основанием для отказа в предоставлении субсидий на приобретение названных тракторов послужили выводы комиссии о том, что общество приобрело их в 2011 году у ССПоК "Уральский аграрный Сервис" с нарушением условий и сроков поставки, определенных договором поставки сельскохозяйственной техники от 24.01.2011, по состоянию на 21.11.2011 приобретенная техника находится на территории Челябинской области.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидий в сумме 4 838 000 руб. на приобретение двух тракторов "Джон Дир 8320R" не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения комиссии недействительным.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного закона принято постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП "Об утверждении порядков предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из федерального бюджета, в 2011 году". Названным постановлением утвержден "Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции" (действующий в период спорных правоотношений, далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка право на получение субсидий имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) лица, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ, прошедшие отбор в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП "О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета" и осуществляющие деятельность на территории Свердловской области.
В соответствии с п. 8 Порядка получатель, включенный по итогам отбора в Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году, в течение 15 дней с момента включения в перечень, но не позднее 1 октября 2011 года, представляет в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области на соответствующей территории или в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области следующие документы: заявление о предоставлении субсидий; справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам (на 1 число месяца, в котором представляется заявление); документ с указанием номера счета получателя, открытого в российской кредитной организации для перечисления субсидий.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения документов, указанных в п. 8, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: 1) заключает с получателем соглашение о предоставлении субсидий; 2) отказывает в предоставлении субсидий, о чем получателю направляется письменное уведомление в течение 10 дней со дня регистрации заявления, которое может быть обжаловано получателем в установленном законодательством порядке. Пунктом 10 Порядка ранее было предусмотрено, что соглашение о предоставлении субсидий должно включать обязательство получателя представить в министерство копии документов, указанных в п. 12 Порядка, в срок до 01.10.2011.
Согласно п. 11 Порядка субсидия не предоставляется по следующим основаниям: 1) если предоставление субсидии повлечет превышение совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств; 2) при несоответствии получателя требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка; 3) при непредставлении (неполном представлении) получателями документов, указанных в п. 8 и 12 Порядка; 4) при несоблюдении сроков представления документов, указанных в п. 8 и 12 Порядка; 5) при наличии решения собственника о ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя, претендующего на получение субсидии в соответствии с Порядком, несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 6) при наличии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; 7) при приобретении сельскохозяйственной техники, оборудования, бывших в употреблении сверх срока ее амортизации, отсчитываемого со дня ее выпуска предприятием-изготовителем; 8) при приобретении техники и оборудования с вторичного рынка в случае предоставления субсидии из областного бюджета, начиная с 2007 года.
В соответствии с п. 12 Порядка для получения субсидии получатель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в управление или министерство в случае отсутствия управления на соответствующей территории, справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции (далее - справка-расчет), по форме согласно приложению N 1 к Порядку и заверенные получателем копии следующих документов: договора купли-продажи техники, оборудования; платежных поручений, подтверждающих оплату; счета-фактуры, накладной, акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1); акта приемки оборудования (форма N ОС-14) или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельства о регистрации машины или паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Исследуя обстоятельства дела, судами учтено, что обществом для получения субсидии представлены 09.11.2011 все документы, предусмотренные п. 12 Порядка, при том, что постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1464-ПП внесены изменения в п. 8 и 10 Порядка, слова "1 октября 2011 года" заменены словами "15 ноября 2011 года".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что обществом выполненные необходимые условия и представлены в установленный срок все документы, предусмотренные п. 12 Порядка.
Кроме того, судами правильно отмечено, что соглашение от 27.07.2011 N 204 не должно противоречить нормативным актам, поскольку из его преамбулы следует, что стороны заключили названное соглашение, руководствуясь Порядком предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции", утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП.
Судами учтено, что основанием для отказа в предоставлении субсидий на приобретение двух тракторов послужил вывод о приобретении двух тракторов с нарушением условий и сроков поставки, определенных договором поставки сельскохозяйственной техники от 24.01.2011, по состоянию на 21.11.2011 приобретенная техника находится на территории Челябинской области.
Однако факт нахождения тракторов на территории Челябинской области на дату принятия оспариваемого решения опровергается свидетельствами о государственной регистрации машин от 09.11.2011, кроме того, п. 11 Порядка не предусматривает иных оснований к отказу в предоставлении субсидий, кроме поименованных в п. 11 Порядка.
Таким образом, вывод судов о нарушении оспариваемым решением комиссии прав общества на получение субсидии в сумме 4 838 000 руб. на приобретение двух тракторов является обоснованным, сделан на основании правильного применения норм права.
В отношении довода комиссии о неправомерном возложении на неё обязанности по уплате государственной пошлины, ввиду того, что комиссия не является юридическим лицом, самостоятельного баланса и сметы расходов не имеет, суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу ч. 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08).
Сумма судебных расходов общества "Старт" по рассматриваемому делу составила: 2000 руб. - государственная пошлина за рассмотрение Арбитражным судом Свердловской области заявления о признании решения комиссии недействительным, уплаченная по платёжному поручению от 19.12.2011 N 1117 (т. 1 л.д. 10), и 2000 руб. - государственная пошлина за рассмотрение Арбитражным судом Свердловской области заявления о принятии обеспечительных мер по делу, уплаченная по платёжному поручению от 22.12.2011 N 1122 (т. 2 л.д. 17). Всего обществом уплачена в соответствии с требованиями п. 3 и 9 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в общей сумме 4000 руб., которая в силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в порядке распределения судебных расходов с проигравшей спор стороны в пользу общества "Старт".
В соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно правовой позиции, разъяснённой в п. 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. Возмещение понесенных судебных расходов осуществляется за счёт казны соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно п. 4 Порядка предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области).
На основании пунктов 1, 2, 5, 6 Положения о Министерстве агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП) министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, является юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, имеет лицевые счета, печати, штампы и бланки. Местонахождение Министерства: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 60.
Министерство по рассматриваемому делу является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины должно производится за счёт казны субъекта Российской Федерации - Свердловской области, исполнителем являться - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Кроме того, при неясности судебного решения ответчик также не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о разъяснении решения.
Указанные обстоятельства не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на пропуск текста во вводной части решения суда первой инстанции в виде отсутствия фамилии и инициалов судьи, ошибочном указании представителей сторон, судом кассационной инстанции отклоняется.
Указанные недостатки исправлены определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2012 об исправлении опечатки и в данном случае не являются безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-54855/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно п. 4 Порядка предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области).
На основании пунктов 1, 2, 5, 6 Положения о Министерстве агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП) министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, является юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, имеет лицевые счета, печати, штампы и бланки. Местонахождение Министерства: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 60."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2012 г. N Ф09-8232/12 по делу N А60-54855/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8232/12
31.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1312/12
20.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1312/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-54855/11