Екатеринбург |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А76-19687/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Лукьянова В.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (ИНН: 7451213318, ОГРН: 1057423505732; далее - общество "Челябэнергосбыт", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2012 по делу N А76-19687/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Челябэнергосбыт" - Суханов Д.А. (доверенность от 23.08.2011);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (ИНН: 7453045147, ОГРН: 1027403895310; далее - управление, антимонопольный орган) - Конькова О.В. (доверенность 01.02.2012).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "Челябэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительными решения от 29.09.2011 по делу N 08-04/11 и предписания от 29.09.2011 N 412-ж/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Энергопромышленная компания" (далее - общество "Энергопромышленная компания"), некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (ранее - некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы"; ИНН: 6661105959, ОГРН: 1026605226053; далее НП - "Совет рынка").
Решением суда от 13.01.2012 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Челябэнергосбыт" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, признать незаконным оспариваемое решение и недействительным предписание антимонопольного органа, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с неполным их выяснением, а также на неправильное применение судами норм права. В обоснование доводов жалобы общество "Челябэнергосбыт" указывает на отсутствие в его действиях нарушений требований ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поскольку общество "Челябэнергосбыт" не занимает доминирующее положение на оптовом рынке электроэнергии, с обществом "Энергопромышленная компания" отношений, возникающих на розничном рынке электрической энергии, не имеет. По мнению заявителя жалобы, действия общества "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отказе согласования "Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо перетоков электрической энергии по точкам поставки в сечении ОАО "Челябэнергосбыт" - ЗАО "Энергопромышленная компания" (далее - Соглашение) в редакции общества "Энергопромышленная компания", не препятствуют получению доступа обществом "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок электроэнергии (мощности), поскольку согласование смежными субъектами оптового рынка электроэнергии Соглашения и его представление открытому акционерному обществу "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (далее - общество "АТС") не является обязательным условием для получения права участия в покупке электроэнергии (мощности) на оптовом рынке. При этом общество "Энергопромышленная компания" с 01.01.2012 поставляет электрическую энергию открытому акционерному обществу "Челябинский цинковый завод". Заявитель жалобы указывает на отсутствие оценки судов письма общества "АТС" от 06.07.2011 N 01-02/11-11210, подтверждающим необязательность наличия спорного Соглашения для осуществления сделок купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке. Общество "Челябэнергосбыт" полагает, что предлагаемый им алгоритм расчета штрафа касается непосредственно обеих сторон Соглашения, не противоречит п. 3.1 Регламента коммерческого учета (далее - Регламент) и не создает возможность привлечения к ответственности только общества "Энергопромышленная компания". При этом заявитель жалобы указал на предположительный характер выводов антимонопольного органа об уплате обществом "Энергопромышленная компания" двойной цены в результате применения данного алгоритма расчета штрафа. Кроме того, общество "Челябэнергосбыт" полагает, что управление, включив в оспариваемое решение иных контрагентов кроме общества "Энергопромышленная компания", вышло за пределы законных полномочий.
Общество "Энергопромышленная компания" в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснило, что считают доводы заявителя несостоятельными, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, планируя поставлять с оптового рынка электроэнергию для предприятий-потребителей электроэнергии на территории Челябинской области, а именно: открытому акционерному обществу "Челябинский цинковый завод", закрытому акционерному обществу "Катавский цемент", закрытому акционерному обществу "Карабашмедь", закрытому акционерному обществу "Кыштымский медеэлектролитный завод", закрытое акционерное общество "Энергопромышленная компания" заключило с названными обществами договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в соответствии с условиями которых обязалось, в частности, зарегистрировать группы точек поставки данных предприятий на оптовый рынок электроэнергии и осуществлять поставку электроэнергии (мощности).
Сопроводительным письмом от 18.05.2010 N 2-1035 общество "Энергопромышленная компания" направило обществу "Челябэнергосбыт" проект Соглашения по всем сечениям оптового рынка электроэнергии (мощности).
Общество "Челябэнергосбыт" сопроводительным письмом от 07.07.2010 N 17-3657 вернуло указанный проект Соглашение обществу "Энергопромышленная компания" без подписания в связи с несоответствием ряда условий проекта Соглашения требованиям коммерческих регламентов (т. 3 л. д. 10-15).
Общество "Энергопромышленная компания" направило в адрес общества "Челябэнергосбыт" доработанный проект Соглашения с учетом полученных замечаний, а также представило свои возражения по отдельным замечаниям общества "Челябэнергосбыт" (сопроводительное письмо от 23.07.2010 N 2-1524 (т. 1 л. д. 127-139). При этом общество "Энергопромышленная компания" указало на нецелесообразность внесения изменений в некоторые пункты Соглашения, предложенные обществом "Челябэнергосбыт", ввиду отсутствия данных требований в Регламентах оптового рынка электроэнергии.
Рассмотрев проект Соглашения, общество "Челябэнергосбыт" письмом от 13.09.2010 N 17-4929 вернуло его обществу "Энергопромышленная компания" без подписания в связи с неполным устранением замечаний и наличием новых ошибок (т. 3 л. д. 21-24).
Общество "Челябэнергосбыт" предложило включить в Соглашение условие, предусматривающее Алгоритм расчета штрафа, подлежащего уплате стороной, допустившей нарушения в работе измерительного комплекса, или предоставившей недостоверные данные, а также предложило собственный алгоритм расчета штрафа.
Получив указанное письмо, общество "Энергопромышленная компания" повторно направило проект Соглашения на подписание в общество "Челябэнергосбыт" (т. 1 л. д. 145-158).
В ответ общество "Челябэнергосбыт" отказало в подписании Соглашения и возвратило его, сославшись на замечания, аналогичные изложенным в письме от 13.09.2010 (т. 3 л. д. 281-285).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества "Энергопромышленная компания" 26.10.2010 в антимонопольный орган с заявлением N 2-2161 на действия общества "Челябэнергосбыт", создающие препятствия доступу общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок электрической энергии.
По результатам рассмотрения данного заявления антимонопольный орган вынес решение от 29.09.2011, которым действия общества "Челябэнергосбыт", выразившееся в необеспечении своевременного согласования Соглашения путем настаивания на протяжении длительного периода времени на включении в Соглашение условия, не предусмотренного действующим законодательством, невыгодного для общества "Энергопромышленная компания" и ущемляющего его интересы (п. 2.7 Соглашения), признаны нарушившими требования п. 3, 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании данного решения управлением обществу "Челябэнергосбыт" выдано предписание от 29.09.2011 N 25, которым предписано: прекратить нарушения вышеуказанных требований пунктов ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, а также в течение 1 месяца с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, направить обществу "Энергопромышленная компания" Соглашение, подписанное без условия, предусматривающего возможность расчета штрафа за нарушение условий Соглашения по предложенному обществом "Челябэнергосбыт" алгоритму (п. 2.7 Соглашения; т. 1 л. д. 36-37).
Не согласившись с названными ненормативными актами, общество "Челябэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы судов являются правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами, на основании ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, обоснованно указано на наличие у антимонопольного органа полномочий на вынесение оспариваемых ненормативных правовых актов.
В силу п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3);
создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 9);
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Для целей применения положений ч. 1 ст.10 Закона N 135-ФЗ подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, влекущих наступление (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц в виде последствий, прямо установленных этой нормой (включая навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора), а также иных последствий, поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим.
В силу п. 1 ст. 31 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, определенном данным Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка.
Согласно п. 2 ст. 31 Закона N 35-ФЗ организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия совета рынка в разработке правил оптового рынка.
В соответствии со ст. 33 Закона N 35-ФЗ функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации: саморегулируемая организация - совет рынка; коммерческий оператор оптового рынка; иные организации, на которые советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры. Советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что совет рынка осуществляет функции по определению порядка ведения и ведению реестра субъектов оптового рынка, принятию решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка; по разработке формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, а также организации системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка; по осуществлению контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка.
Согласно ст. 35 Закона N 35-ФЗ порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 1). Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности (п. 3). Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка (п. 4).
Статья 21 Закона N 35-ФЗ наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению правил недискриминационного доступа к услугам организаций коммерческой инфраструктуры и правил оказания этих услуг.
Пунктом 1 Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 861 (далее - Правила), установлено, что Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления N861 следует читать как 27 декабря 2004 г.
В силу п. 4, 5 Правил недискриминационного доступа администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных данными Правилами и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности). Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную п. 6-8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Юридическое лицо помимо документов, указанных в п. 6 Правил, должно в силу п. 7 этих Правил представить администратору документы, подтверждающие в частности наличие согласованных с системным оператором способов формирования оперативной информации.
Администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он не представил документы и информацию, предусмотренные п. 6 Правил недискриминационного доступа, представил недостоверные сведения, не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка, не выполнил требования, установленные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 9 Правил).
Согласно п. 4 ст. 35 Закона N 35-ФЗ правилами оптового рынка определен перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии.
Пунктом 29 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила ОРЭМ) установлено, что участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в п. 16 - 19 Правил ОРЭМ (с учетом требований п. 20, 21 и 26 Правил ОРЭМ).
Согласно п. 16 Правил ОРЭМ для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки должно быть соблюдено выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в частности обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным указанными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
В силу п. 17 Правил ОРЭМ, действующих в спорный момент, организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных п. 16 Правил ОРЭМ, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Руководствуясь положениями Закона N 35-ФЗ и Правил ОРЭМ, Наблюдательный совет некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (ныне - Наблюдательный совет НП "Совет рынка") утвердил протоколом от 14.07.2006 N 96 "Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка" (далее - Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка) и приложение N 11 "Регламент коммерческого учета электроэнергии и мощности" к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Регламент).
Согласно п. 6.7 Регламента смежные с заявителем участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (ОРЭ) обязаны согласовать перечни средств измерений для целей коммерческого учета и соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных соглашений об информационном обмене и перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям данного Регламента.
В п. 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка указаны документы, которые должны быть представлены коммерческому оператору (далее - КО) лицом, имеющим намерение получить статус субъекта оптового рынка электроэнергии.
В соответствии с п. 2.5.7 указанного Положения энергосбытовая организация для согласования группы точек поставки (далее - ГТП) потребления и отнесения их к узлам расчетной модели дополнительно к документам, перечисленным в п. 2.5.1 данного Положения, предоставляет в КО перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, входящим в сечение, согласованные со смежным субъектом оптового рынка.
Пункт 2.8.3 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка содержит перечень оснований для отказа Наблюдательным советом НП "Совет рынка" заявителю в получении статуса субъекта оптового рынка и внесения в Реестр субъектов оптового рынка, если в том числе заявитель не соответствует одному из требований, установленных п. 1.3 данного Положения; заявитель предоставил не все документы, указанные в п. 2.5, и при этом не передал их в дополнительный срок, определенный советом рынка согласно п. 2.4.4 Положения.
Таким образом, необходимость согласования обществом "Энергопромышленная компания" Соглашения с обществом "Челябэнергосбыт" обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью общества "Челябэнергосбыт" обеспечить такое согласование.
Ссылки общества "Челябэнергосбыт" на то, что его действия не являлись непреодолимым препятствием для доступа общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок, суды правомерно признали необоснованными, поскольку наличие иной возможности преодолеть создаваемые препятствия не может влиять на правовую квалификацию действий общества "Челябэнергосбыт", которые, как установлено антимонопольным органом, создавало препятствия для выхода общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок.
Общества "Челябэнергосбыт" и "Энергопромышленная компания" являются потенциальными конкурентами по поставке электрической энергии для обществ "Челябинский цинковый завод", "Катавский цемент", "Карабашмедь", "Кыштымский медеэлектролитный завод" на рынке купли-продажи электроэнергии в границах Челябинской области. Поскольку общество "Энергопромышленная компания" при получении статуса субъекта оптового рынка, как и общество "Челябэнергосбыт", будет выступать на розничном рынке продавцом, а на оптовом - покупателем. При этом получение обществом "Энергопромышленная компания" статуса субъекта оптового рынка сопряжено с потерей обществом "Челябэнергосбыт" конкретного покупателя на розничном рынке.
Препятствуя доступу общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок электроэнергии, общество "Челябэнергосбыт" лишает его возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее вышеуказанным потенциальным потребителям на розничном рынке электроэнергии, то есть продавать электроэнергию по розничной цене, в основе расчета которой лежит оптовая стоимость электроэнергии без сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Порядок ценообразования при реализации электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика (общество "Челябэнергосбыт" в данных отношениях) и энергосбытовой организации (общество "Энергопромышленная компания" в данных отношениях) исходя из п. 1, 2 ст. 40 Закона N 35-ФЗ различный: регулируемый у первого и свободный у последнего.
С учетом изложенного, появление на розничном рынке электроэнергии (в соответствующих географических границах) энергосбытовой организации со статусом участника оптового рынка не отвечает интересам гарантирующего поставщика, являющегося субъектом оптового рынка.
Согласно приказам управления от 01.09.2005 N 64 и от 22.06.2006 N 71 общество "Челябэнергосбыт" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% по услугам розничной торговли электрической энергией (без ее передачи и распределения).
Таким образом, смежным субъектом, от которого зависит выход общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок, является приобретающий электроэнергию на оптовом рынке и доминирующий на розничном рынке гарантирующий поставщик, который создавал препятствия к выходу потенциального конкурента на оптовый рынок электроэнергии (в качестве покупателя) для осуществления торговли на розничном рынке (в качестве продавца).
Судами верно отмечено, что управлением правомерно установлены отрицательные последствия, предусмотренные ст. 10 Закона N 135-ФЗ, как на оптовом рынке, так и на розничном: неправомерные действия общества "Челябэнергосбыт" препятствовали выходу на указанные рынки нового покупателя, чем ущемлялись интересы общества "Энергопромышленная компания", и нового продавца, что влекло недопущение конкуренции.
С учетом того, что негативное влияние на названные рынки оказали действия общества "Челябэнергосбыт", доминирующее положение которого на розничном рынке доказано в установленном порядке, которое одновременно является единственным для общества "Энергопромышленная компания" смежным субъектом оптового рынка, вывод судов о доказанности антимонопольным органом доминирования общества "Челябэнергосбыт" на рынке электроэнергии при упомянутых обстоятельствах является правомерным.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных обществом "Челябэнергосбыт" требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, а также по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, соответствующие доводы являлись предметом оценки в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2012 по делу N А76-19687/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 17 Правил ОРЭМ, действующих в спорный момент, организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных п. 16 Правил ОРЭМ, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
...
Препятствуя доступу общества "Энергопромышленная компания" на оптовый рынок электроэнергии, общество "Челябэнергосбыт" лишает его возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее вышеуказанным потенциальным потребителям на розничном рынке электроэнергии, то есть продавать электроэнергию по розничной цене, в основе расчета которой лежит оптовая стоимость электроэнергии без сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Порядок ценообразования при реализации электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика (общество "Челябэнергосбыт" в данных отношениях) и энергосбытовой организации (общество "Энергопромышленная компания" в данных отношениях) исходя из п. 1, 2 ст. 40 Закона N 35-ФЗ различный: регулируемый у первого и свободный у последнего.
...
Судами верно отмечено, что управлением правомерно установлены отрицательные последствия, предусмотренные ст. 10 Закона N 135-ФЗ, как на оптовом рынке, так и на розничном: неправомерные действия общества "Челябэнергосбыт" препятствовали выходу на указанные рынки нового покупателя, чем ущемлялись интересы общества "Энергопромышленная компания", и нового продавца, что влекло недопущение конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2012 г. N Ф09-7034/12 по делу N А76-19687/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17302/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17302/12
06.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7034/12
26.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1736/12