Екатеринбург |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А34-5178/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Шадринска (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 по делу N А34-5178/2011 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - регистрирующий орган) - Цыба Е.Е. (доверенность от 21.08.2012 N 80).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительными сообщения от 04.08.2011 N 01/130/2011-256 об отказе в государственной регистрации права на сооружение - дворовые теплосети, назначение - коммуникационное, протяженность 39,4 м, инвентарный номер 37:405:002:300712490, литера 1, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Бажова, д. 30, и сообщения от 04.08.2011 N 01/130/2011-255 об отказе в государственной регистрации права на сооружение - внеплощадочные теплосети, назначение - коммуникационное, протяженность 161, 8 м, инвентарный номер 37:405:002:300712530, литера 1, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Бажова, 30, а также о возложении на регистрирующий орган обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные сооружения за муниципальным образованием "Город Шадринск".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шадринский городской комитет по управлению муниципальным имуществом (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом) и комитет по строительству и архитектуре администрации города Шадринска (далее - комитет по строительству и архитектуре).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 27.03.2012 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 (судьи Карпачева М.И., Пивоварова Л.В., Соколова И.Ю.) решение арбитражного суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 133, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 17, 20, 25 Федерального закона от N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что поскольку внеплощадочные теплосети и дворовые сети являются объектами вспомогательного использования и необходимы для эксплуатации жилого дома, данные объекты строились совместно с указанным домом в соответствии с проектной документацией, имеются основания для государственной регистрации права собственности на данные сооружения. По мнению заявителя, непредставление правоустанавливающего документа в подлиннике не является основанием для отказа в государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган указывает на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-строительный центр" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 07.09.2009 N 18 на выполнение проектирования, строительно-монтажных работ, включая комплектацию инженерным оборудованием, наружные инженерные сети, благоустройство 75-квартирного жилого дома по ул. Бажова, севернее жилого дома N 26 по ул. Бажова, в городе Шадринске. Подрядчик обязался передать построенный объект заказчику и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию.
Для строительства многоквартирного жилого дома подрядчику предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 45:26:050210:56 по договору от 29.09.2009 N 6 на основании постановления администрации от 29.09.2009 N 1262.
Комитетом по архитектуре и строительству выдано разрешение на строительство от 29.10.2009 N RU 45302000-88 данного многоквартирного жилого дома со сроком действия до 02.09.2010.
Актом приемки законченного строительством объекта от 09.06.2010 N 03 данный жилой дом принят в эксплуатацию. Комитету по архитектуре и строительству выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2010 N RU 45302000-18.
На спорные сооружения - дворовые теплосети, назначение - коммуникационное, протяженность 39,4 м, инвентарный номер 37:405:002:300712490, литера 1, и внеплощадочные теплосети, назначение -коммуникационное, протяженность 161,8 м, инвентарный номер 37:405:002:300712530, литера 1, расположенные по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Бажова, д. 30, выданы кадастровые паспорта, свидетельствующие о вводе их в эксплуатацию в 2010 году.
Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлениями от 24.06.2011 о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения.
Уведомлениями регистрирующего органа от 01.07.2011 N 01/130/2011-256, 01/130/2011-255 государственная регистрация была приостановлена.
Сообщениями от 04.08.2011 N 01/130/2011-256 и 01/130/2011-255 администрации отказано в государственной регистрации права на данные сооружения, поскольку в нарушение п. 1 ст. 18 Закона о регистрации в правоустанавливающем документе - разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2010 N RU 45302000-18, отсутствуют указания на соответствующие объекты. Кроме того, в нарушение п. 5 ст. 18 Закона о регистрации правоустанавливающий документ был представлен в копии. Регистрирующим органом сделан вывод о том, документы, представленные на регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Считая, что решения регистрирующего органа являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы регистрирующего органа противоречат требованиям ст. 17, 25 Закона о регистрации прав. Спорные объекты вспомогательного значения с соответствующими показателями их протяженности указаны в п. 10 акта приемки от 09.06.2010 как тепловая трасса в составе жилого дома. Непредставление правоустанавливающего документа в подлиннике судом не признано основанием для отказа в государственной регистрации права в силу п. 5 ст. 18 Закона о регистрации прав.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации прав собственности на спорные сооружения.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В ст. 2 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 1, 2 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 2 ст. 17 Закона о регистрации прав истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации прав установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абз. 4 п. 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как установлено судами, на государственную регистрацию представлены следующие документы: заявления о государственной регистрации прав от 24.06.2011, доверенность от 19.03.2010 N 4-168, кадастровые паспорта сооружений от 24.03.2011, постановление администрации от 03.06.2011 N 1057, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2010 N RU 45302000-18, уведомление от 23.06.2011 N 257.
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на дворовые теплосети и внеплощадочные теплосети явилось отсутствие в предоставленных на регистрацию документах сведений о регистрируемых объектах (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации права).
Суд апелляционной инстанции на основании исследования и оценки доказательств пришел к выводу о том, что дворовые теплосети и внеплощадочные теплосети введены в эксплуатацию совместно с 75-квартирным жилым домом на основании акта приемки законченного строительством объекта от 09.06.2010 N 03 и указаны в п. 10 названного акта. Данные сооружения являются объектами вспомогательного использования и получение разрешения на их строительство в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Вместе с тем, поскольку администрацией регистрирующему органу не был представлен акт приемки законченного строительством объекта от 09.06.2010 N 03, в пункте 10 которого содержится информация об объекте, необходимая для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а представленные документы необходимых сведений не содержали, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для осуществления государственной регистрации прав.
При этом апелляционным судом отмечено, что регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации права в порядке, предусмотренном п. 1, 2 ст. 19 Закона о регистрации прав, в связи с отсутствием в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2010 N RU 45302000-18 сведений о регистрируемых объектах. Заявитель располагал достаточным временем и возможностями для представления на государственную регистрацию документов, подтверждающих создание и права на спорные объекты, в том числе тех, которые представлены в материалы рассматриваемого дела.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 по делу N А34-5178/2011 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Шадринска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции на основании исследования и оценки доказательств пришел к выводу о том, что дворовые теплосети и внеплощадочные теплосети введены в эксплуатацию совместно с 75-квартирным жилым домом на основании акта приемки законченного строительством объекта от 09.06.2010 N 03 и указаны в п. 10 названного акта. Данные сооружения являются объектами вспомогательного использования и получение разрешения на их строительство в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Вместе с тем, поскольку администрацией регистрирующему органу не был представлен акт приемки законченного строительством объекта от 09.06.2010 N 03, в пункте 10 которого содержится информация об объекте, необходимая для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а представленные документы необходимых сведений не содержали, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для осуществления государственной регистрации прав.
При этом апелляционным судом отмечено, что регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации права в порядке, предусмотренном п. 1, 2 ст. 19 Закона о регистрации прав, в связи с отсутствием в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2010 N RU 45302000-18 сведений о регистрируемых объектах. Заявитель располагал достаточным временем и возможностями для представления на государственную регистрацию документов, подтверждающих создание и права на спорные объекты, в том числе тех, которые представлены в материалы рассматриваемого дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2012 г. N Ф09-7116/12 по делу N А34-5178/2011