Екатеринбург |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А71-6179/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН: 1655029010, ОГРН: 1031624000320; далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.04.2012 по делу N А71-6179/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Закрытое акционерное общество "Малая Пургаагропромэнерго" (ИНН: 1816000303, ОГРН: 1021800644755; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления отделения от 01.06.2011 N 11-11-170/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 550 000 рублей. Указанное заявление судом первой инстанции принято к производству с присвоением делу N А71-6179/2012.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.09.2011 принято к производству заявление общества о признании незаконным и отмене постановления отделения от 17.08.2011 N 11-11-327/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса, в виде штрафа в размере 500 000 руб. Делу присвоен N А71-10034/2011.
Определением суда первой инстанции дела N А71-6179/2012 и N А71-10034/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу N А71-6179/2012.
Арбитражным судом Удмуртской Республики в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя по делу общества на общество с ограниченной ответственностью "Малая Пургаагропромэнерго".
Решением суда от 09.04.2012 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые постановления управления признаны незаконными и отменены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о незаконности оспариваемых постановлений административного органа.
Как следует из материалов дела, отделением на основании заявления Иванова А.Н. проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.
В адрес общества отделением направлено предписание от 18.03.2011 N 11-11-СМ-03/435-т с требованием в срок до 06.04.2011 представить в отделение копию ответа общества на требование Иванова А.Н. о предоставлении копий документов общества, поступившее в общество 16.11.2010.
В связи с неисполнением названного предписания в установленный в предписании срок, административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.05.2011 N 11-11-200/пр-ап, на основании которого вынесено постановление от 01.06.2011 N 11-11-170/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 550 000 руб.
Кроме того, на основании поручения от 26.11.2010 отделением в отношении общества проведена камеральная проверка, по результатам которой административным органом сделан вывод о нарушении обществом, не представившим по запросу акционера в установленный срок копий документов, п. 2 ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах).
По данному нарушению отделением в отношении общества 07.07.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 11-11-342/пр-ап и вынесено постановление от 17.08.2011 N 11-11-327/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с названными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пунктом 5.3.7 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" установлено что Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные отделения выдает обязательные для исполнения предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
Частью 1 ст. 15.19 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3 данного Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 указанного Закона.
В силу п. 2 ст. 91 Закона об акционерных обществах документы, предусмотренные п. 1 данной статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 указанной статьи, предоставить им копии указанных документов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество не исполнило предписание отделения в установленный срок.
Из материалов дела следует, что выдавая спорное предписание, административный орган исходил из факта наличия у акционерного общества заявления Иванова А.Н. от 16.11.2010 о предоставлении документов.
При этом требование Иванова А.Н. в материалы дела не представлено, доказательства получения обществом данного требования в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судами также обоснованно отмечено, что получив в отделении заявление Иванова А.Н. от 12.11.2010 с требованием представить документы, общество его исполнило.
При таких обстоятельствах суды, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 18.01.2011 N 144, в соответствии с которой подлежит оценке содержание самого требования о предоставлении информации об обществе, в том числе, с учетом реальной возможности осуществления таким способом участником своих прав и отсутствия в его действиях злоупотребления правом, пришли к обоснованному выводу о невозможности оценки законности вынесенного административным органом предписания.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении административного правонарушения по ч 9 ст. 19.5 Кодекса, а также о недоказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 Кодекса, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.04.2012 по делу N А71-6179/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что выдавая спорное предписание, административный орган исходил из факта наличия у акционерного общества заявления Иванова А.Н. от 16.11.2010 о предоставлении документов.
При этом требование Иванова А.Н. в материалы дела не представлено, доказательства получения обществом данного требования в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судами также обоснованно отмечено, что получив в отделении заявление Иванова А.Н. от 12.11.2010 с требованием представить документы, общество его исполнило.
При таких обстоятельствах суды, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 18.01.2011 N 144, в соответствии с которой подлежит оценке содержание самого требования о предоставлении информации об обществе, в том числе, с учетом реальной возможности осуществления таким способом участником своих прав и отсутствия в его действиях злоупотребления правом, пришли к обоснованному выводу о невозможности оценки законности вынесенного административным органом предписания.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении административного правонарушения по ч 9 ст. 19.5 Кодекса, а также о недоказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 Кодекса, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные обществом требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2012 г. N Ф09-9195/12 по делу N А71-6179/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9195/12
22.05.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5508/12
03.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9195/12
03.07.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5508/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6179/11