Екатеринбург |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А76-3582/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2012 по делу N А76-3582/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Андреева О.Н. (доверенность от 30.08.2012 N 32-ю), Щербакова И.В. (доверенность от 04.04.2012 N 13-ю);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление) - Долгополова К.А. (доверенность от 10.01.2012 N 14).
Третьи лица, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконными решения и предписания от 21.02.2012 по делу N 33-ж/2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Определением суда от 01.03.2012 в участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление материальных ресурсов по Челябинской области, Государственное учреждение Челябинского областного реабилитационно-физкультурного центра инвалидов "Импульс", общество с ограниченной ответственностью "Акватория" (далее - общество "Акватория"), общество с ограниченной ответственностью "Компания БЕЛЛА Урал", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Решением суда от 18.05.2012 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить полностью, ссылаясь на то, что наличие потребности в товаре с определенными характеристиками и указание этой потребности в документации о торгах не может являться ограничением участников размещения заказа. По мнению заявителя жалобы, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Кроме того, министерство считает неверным вывод суда об отсутствии технологической и функциональной связи между различными видами закупаемого абсорбирующего белья. Также министерство полагает, что его действия по определению начальной (максимальной) цены контракта не противоречат действующему законодательству, поскольку проведение исследования рынка по инициативе заказчика возможно одним из способов определения начальной (максимальной) цены контракта, при этом перечень этих способов является открытым, и заказчик свободен в их выборе.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) 08.02.2012 на официальном сайте www. zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме в редакции N 2. Начальная (максимальная) цена контракта - 94 953 323 руб. 92 коп. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 24.02.2012 в 10 час 00 мин. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 28.02.2012.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме 02.03.2012. Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме 4 747 666 руб. 20 коп. Размер обеспечения исполнения контракта 28 485 997 руб. 18 коп.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом начальника Главного управления материальных ресурсов Челябинской области от 26.01.2012 N 112//1.
В управление 14.02.2012 поступила жалоба общество "Акватория" о наличии ряда требований, которые ограничивают количество участников размещения заказа, а именно суммарная ширина липучек-застежек, расположенных по одной стороне (верхняя и нижняя) должна составлять не менее 6 см, а расстояние между верхней и нижней застежкой (измеряется между серединами застежек) должна быть не менее 11 см; показатели обхвата талии в зависимости от размеров абсорбирующего белья. По мнению общества "Акватория", содержащиеся в документации об открытом аукционе в электронной форме показатели абсорбирующего белья и подгузников для взрослых соответствуют характеристикам определенного поставщика (производителя). В подтверждение своих доводов обществом "Акватория" представлена информация по подгузникам для взрослых и впитывающим пеленкам производства Seni, Тепа, Ontex, HARTMANN, сравнительная таблица по обхвату бедер и размерному ряду продукции торговых марок у этих производителей.
Установив, что в действиях министерства имеется нарушение ч. 1 ст. 19.1, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 4.1.6 Закона о размещении заказов и ч. 1 - 3 ст. 17 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции"), управлением вынесены решение и предписание от 21.02.2012 по делу N 33-ж/2012, которыми предписано:
1. Министерству с момента получения предписания не заключать контракт по результатам открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья, одноразовых трусов, урологических прокладок) для инвалидов (изв. N 0169200000312000257);
2. Министерству в срок до 29.02.2012 принять решение об отмене открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на доставку технических средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья, одноразовых трусов, урологических прокладок) для инвалидов (изв. N 0169200000312000257) и передать указанное решение в Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети Интернет;
3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 01.03.2012 разместить решение министерства об отмене открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья, одноразовых трусов, урологических прокладок) для инвалидов (изв. N 0169200000312000257) на официальном сайте в сети Интернет;
4. Обществу "РТС-тендер" в срок до 01.03.2012 обеспечить министерству и Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 2, 3 предписания;
5. Министерству в срок до 05.03.2012 в адрес управления представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе надлежащим образом заверенную копию решения об отмене открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья, одноразовых трусов, урологических прокладок) для инвалидов (изв. N 0169200000312000257) с отметкой о получении указанного решения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области;
6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 05.03.2012 в адрес управления представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения министерства об отмене открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья, одноразовых трусов, урологических прокладок) для инвалидов (изв. N 0169200000312000257);
7. Обществу "РТС-тендер" в срок до 05.03.2012 в адрес управления представить доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с вынесенными управлением решением и предписанием, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что при формировании документации об открытом аукционе в нарушение ч. 1 ст. 43.6 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции министерством в состав одного лота включен товар, различный по техническим характеристикам и по назначению, выпускаемый и реализуемый различными хозяйствующими субъектами. Министерством не исследован рынок возможных производителей и поставщиков абсорбирующего белья и подгузников для взрослых и из содержания представленных документов невозможно сделать вывод, что цена контракта определена с учетом предмета размещаемого заказа, поскольку коммерческие предложения не содержат характеристик предлагаемых к поставке товаров, позволяющих соотнести их с потребностью заказчика, что является нарушением ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов. Кроме того, в документы об аукционе включены такие требования к функциональным характеристикам товара, которым соответствует продукция только одной компании-производителя.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 - 3 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Из материалов дела следует, что министерством был объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суды установили, что в документации об аукционе указаны требования к поставляемым абсорбирующему белью и подгузникам для взрослых, отличные от содержащихся в классификации технических средств реабилитации (ГОСТ Р 51079-2006 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация"), и которые не допускают поставки данной продукции таких торговых марок как Tena, Ontex, Tereza, Abena, Seni.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что включение министерством в документацию об аукционе таких жестких параметров поставляемой продукции (абсорбирующего белья и подгузников для взрослых) влечет ограничение количества участников размещения заказа и не соответствует природе аукциона (ст. 32 Закона о размещении заказов) и целям его проведения (ст. 1 Закона о размещении заказов).
Судами верно указано, что объединение технологически и функционально не связанных между собой товаров, может повлечь ограничение числа участников размещения заказа, так как производителям (поставщикам) товара, соответствующим только определенной позиции лота, для участия в аукционе вынуждены приобретать для целей поставки продукцию иных торговых марок, включенную в состав этого лота.
Одноименность указанного оборудования (определяемая в силу п. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 07.06.2011 N 273), и его схожесть по предназначению, не исключают возможность признания действий Министерства противоречащими требованиям ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, так как для целей квалификации действий в соответствии с указанной нормой определяющее значение имеет именно технологическая и функциональная связанность товаров (работ, услуг), включенных в один лот.
Суды, исходя из рассматриваемой ситуации и из целевого назначения продукции, адресности его поставки правильно указали, что такая взаимосвязанность включенных в один лот товаров исключена.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов).
Согласно положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При исследовании обстоятельств дела, судами установлено, что заказчиком не исследован рынок возможных производителей и поставщиков абсорбирующего белья и подгузников для взрослых цена контракта определена без учета предмета размещаемого заказа, поскольку коммерческие предложения не содержат характеристик предлагаемых к поставке товаров.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных министерством требований о признании незаконными решения и предписания от 21.02.2012 по делу N 33-ж/2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Доводы министерства, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, по существу указанные доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2012 по делу N А76-3582/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов).
Согласно положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2012 г. N Ф09-9230/12 по делу N А76-3582/2012