Екатеринбург |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А76-1762/2012 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2009 г. N 18АП-6127/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2012 по делу N А76-1762/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Коваленко С.А. (доверенность от 27.07.2012 N 03-01).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканалстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к учреждению и инспекции:
о признании недействительным решения учреждения от 26.10.2011 N 40 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 281 619 руб.,
об обязании учреждения осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 281 619 руб.
Решением суда от 27.04.2012 (судья Попова Т.В.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение учреждения признано недействительным. На учреждение возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 281 619 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что осуществление возврата страховых взносов, которые фактически в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не поступили, невозможно, поскольку подобный возврат не соответствует принципам разумности и справедливости. Учреждение поясняет, что не является главным администратором доходов, поступавших в бюджет по коду бюджетной классификации 182 в 2002-2009 г., вследствие чего не имеет полномочий на совершение действий по возврату спорной суммы страховых взносов. Кроме того, заявитель кассационной жалобы отмечает, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является невозможным, поскольку все страховые взносы, поступившие от общества за период с 01.11.2008 по 31.12.2010 на код бюджетной классификации 182, учтены (разнесены) на лицевых счетах застрахованных лиц согласно представленным страхователем индивидуальным сведениям.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, отмечая, что доводам, изложенным в кассационной жалобе, и имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Часть 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно ч. 15 ст. 26, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Нормой ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры кода бюджетной классификации - 182).
Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" до сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации доведен совместно разработанный Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба (далее - Порядок).
В указанном письме отмечено, что в 2010 г. Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды 2002 - 2009 г. по следующим кодам бюджетной классификации: 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что платежными поручениями от 30.10.2008 N 948, от 30.10.2008 N 949 обществом перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в том числе на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 72 000 руб., на страховую часть трудовой пенсии в сумме 476 000 руб., которые были списаны с расчетного счета страхователя, но не были проведены по корреспондентскому счету кредитной организации - акционерного коммерческого банка "Лефко-банк" (открытое акционерное общество) из-за недостаточности средств.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2009 акционерный коммерческий банк "Лефко-банк" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2010 по делу N А76-38242/2009 признан доказанным факт отсутствия у общества недоимки по налоговым платежам в сумме 3 865 213 руб., связанный с исполнением обязанности по уплате указанной недоимки с момента списания с расчетного счета.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций выявлено, что в состав недоимки в сумме 3 865 213 руб. вошли страховые взносы, уплаченные платежными поручениями от 30.10.2008 N 948, от 30.10.2008 N 949 на суммы 476 000 руб. и 72 000 руб., соответственно.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2009 по делу N А76-7681/2009 отказано в удовлетворении требований учреждения о взыскании с общества недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 381 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 227 945 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 38 436 руб., поскольку судами установлено, что в состав взыскиваемой недоимки в сумме 266 381 руб. вошли страховые взносы, уплаченные платежными поручениями от 30.10.2008 N 948, от 30.10.2008 N 949.
Суды выявили, что платежными поручениями от 14.01.2010 N 8, от 14.01.2010 N 9, от 12.05.2010 N 337, от 12.05.2010 N 338 отмеченные выше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование общество уплатило повторно.
На основании протокола заседания комиссии Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 03.11.2010 N 6 по рассмотрению вопроса отражения в Журнале учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему, инспекцией была отражена сумма уплаты 660 145 руб., на основании протокола от 11.03.2011 N 7 отражена уплата в сумме 3 205 068 руб. (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 72 000 руб., на страховую часть трудовой пенсии в размере 47 600 руб.). Указанные суммы разнесены в карточке "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика как "условно оплаченные".
Налоговым органом в фонд было направлено письмо от 16.01.2012 N 09-26/000173, в котором инспекция просила учесть доведенную информацию при рассмотрении заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм по страховым взносам.
Суды отметили, что факт переплаты по страховым взносам, образовавшейся в результате повторной уплаты, подтверждён материалами дела, в том числе актом сверки расчетов.
Таким образом суд первой инстанции верно установил факт наличия у общества предъявленной к возврату переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обоснованно возложил на учреждение обязанность по возврату обществу указанной переплаты.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что заявленные требования общества удовлетворены судами правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2012 по делу N А76-1762/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" до сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации доведен совместно разработанный Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба (далее - Порядок).
В указанном письме отмечено, что в 2010 г. Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды 2002 - 2009 г. по следующим кодам бюджетной классификации: 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2012 г. N Ф09-9974/12 по делу N А76-1762/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16966/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16966/12
24.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9974/2012
08.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5666/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1762/12