Екатеринбург |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А60-7358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского страхования "Мегус-АМТ" (ИНН 6608008276, ОГРН 1046602662908; далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 по делу N А60-7358/2012 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Пестова Е.Н. (доверенность от 11.01.2011);
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052; далее - фонд) - Семенов К.Ю. (доверенность от 27.12.2011 N 145).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с фонда незаконно удержанных денежных средств в сумме 319 371 руб. 75 коп.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области со встречным исковым заявлением о взыскании с общества штрафа по договору о финансировании обязательного медицинского страхования в сумме 958 109 руб. 95 коп.
Решением суда от 14.05.2012 (судья Воротилкин А.С.) исковые требования общества удовлетворены в полном объеме, встречный иск фонда удовлетворен в части взыскания штрафа в сумме 130 944 руб. 60 коп.; в результате зачета удовлетворенных встречных исковых требований с фонда в пользу общества взыскано 188 427 руб. 15 коп. - неосновательного обогащения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда изменено. Исковые требования общества удовлетворены в полном объеме.
Встречный иск фонда удовлетворён в части взыскания штрафа в сумме 510 992 руб. 70 коп. С общества в пользу фонда в результате зачета встречных исковых требований фонда взыскан штраф в сумме 191 620 руб. 95 коп.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемый судебный акт отменить в части удовлетворения встречных исковых требований фонда о взыскании с общества штрафа в сумме 510 992 руб. 70 коп., ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы считает несоответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам вывод суда апелляционной инстанции о доказанности фондом периодов совершения обществом указанных в акте поверки нарушений в августе, сентябре, октябре и ноябре 2010 г., и, соответственно, о доказанности размера взыскиваемого штрафа. Кроме того, общество полагает, что суд апелляционной инстанции неверно применил положения ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необоснованно оценив дело N А60-9364/2011 Арбитражного суда Свердловской области как имеющее преюдициальное значение по отношению к настоящему спору, и не исследовал вопрос о соразмерности применённого наказания допущенному нарушению.
В представленном отзыве на кассационную жалобу фонд просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовавшего в проверенном периоде, далее - Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1) медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (действовавшим в проверенном периоде) утверждено Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, п. 1 которого установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается для выполнения Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Согласно Положению о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Проверки проводятся фондом в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17.06.1997 N 2469/11.
Проверки осуществляются согласно плану работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденному руководителем территориального фонда обязательного медицинского страхования, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда обязательного медицинского страхования. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров обязательного медицинского страхования, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров обязательного медицинского страхования со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования страховых медицинских организаций территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования обязательного медицинского страхования и численности застрахованных, срокам договора о финансировании обязательного медицинского страхования. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются результаты проведенной проверки и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан. Для актуализации данных в регистре фондом в адрес страховых медицинских организаций регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
Взаимоотношения между фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, регулируются Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и (далее - Типовые правила), Территориальными правилами обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 N 585-ПП (далее - Территориальные правила).
Согласно п. 4.1, 4.2, 4.4 Типовых правил Территориальный фонд обязательного медицинского страхования финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора, заключенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией. Договор Территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией заключается на основе типового договора (приложение к названным Правилам) и регулирует взаимоотношения Территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации.
Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие обязательное медицинское страхование на соответствующей территории, отвечают перед Территориальным фондом обязательного медицинского страхования за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от Территориального фонда обязательного медицинского страхования, сформированными резервами, предусмотренными на цели обязательного медицинского страхования, другими доходами, связанными с проведением обязательного медицинского страхования, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию фонду.
В соответствии с ст. 5 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Согласно п. 2 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией. Из содержания нормативных актов, регулирующих выдачу полисов обязательного медицинского страхования в проверяемом периоде, следует, что полис может быть выдан по месту работы, по месту жительства, по месту пребывания, при отсутствии постоянного места жительства, однако в каждом из перечисленных случаев лицо, обратившееся с заявлением о выдаче полиса, должно представить соответствующие документы, подтверждающее право на его получение.
На основании п. 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с названным договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между фондом и обществом (страховая медицинская организация, страховщик) заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 02.02.2009 N 6, в соответствии с условиями которого фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация использует полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
Согласно п. 20 договора о финансировании обязательного медицинского страхования от 02.02.2009 N 6 при установлении экспертами фонда нарушений страховщиками требований принятых в субъекте Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан, порядка контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств и порядка оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования фонд взыскивает со страховщика штраф в размере 25 % суммы средств на ведение дела, полученных страховщиком в месяце, в котором совершено нарушение требований данных нормативных документов.
Фондом проведена контрольная проверка деятельности общества, по результатам которой составлен акт от 17.12.2010, которым зафиксирован ряд нарушений, в том числе нарушения п. 8-2 Территориальных правил, что явилось основанием для привлечения общества к ответственности по п. 20 договора о финансировании обязательного медицинского страхования от 02.02.2009 N 6 в виде наложения штрафа в сумме 1 227 481 руб. 75 коп.
Частично отказывая в удовлетворении встречных исковых требований фонда, суд первой инстанции исходил из недоказанности фондом периода совершения нарушений и, соответственно, размера взыскиваемого штрафа. В отношении доказанного нарушения суд признал наличие оснований для взыскания штрафа, снизив размер штрафа до 130 944 руб. 60 коп.
Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе проверки фондом выявлены, в том числе, факты отсутствия договоров со страхователями (35 798 случаев); что обществом не ведется работа по выявлению ликвидированных предприятий (при наличии соответствующих данных от фонда); не ведется работа со страхователями по предоставлению списков убытия; имеются случаи, когда страховой полис обязательного медицинского страхования выдается не в соответствии с законодательством Российской Федерации (выявлено 2 случая по выдаче полиса без документов о виде на жительства, а также не устранение выявленных нарушений при предыдущих проверках).
Суд апелляционной инстанции учёл, что отраженные в акте нарушения обществом не оспариваются, как и не оспаривается обязанность соблюдения приведенных норм права, выявленные нарушения подтверждены материалами дела.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что общество, заключив договор о финансировании обязательного медицинского страхования, приняло на себя обязательства по использованию полученных финансовых средств в соответствии с их целевым назначением и осуществлению обязательного медицинского страхования граждан с соблюдением действующего законодательства и территориальных правил обязательного медицинского страхования.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что доказательства того, что страховщиком предприняты все необходимые меры для исполнения принятых на себя обязательств в целях недопущения нарушений требований законодательства, материалы настоящего дела не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции учёл имеющее преюдициальное значение для настоящего дела постановление Семнадцатого арбитражного суда от 08.09.2011 по делу N А60-9364/2011, в котором судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, подтверждающие наличие вины общества в совершении нарушений действующего законодательства и территориальных правил обязательного медицинского страхования.
Кроме того, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт проверки фонда от 17.12.2010, расчет фонда по встречному иску, суд апелляционной инстанции заключил, что размер взыскиваемой штрафной санкции по встречному иску фондом доказан.
При этом суд апелляционной инстанции правильно отметил, что фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. Однако фондом данные требования выполнены не были.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции счёл возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 10 % от суммы средств на ведение дела в августе, сентябре, октябре, ноябре 2010 г., подтвержденной приказом фонда от 06.07.2010 N 186, то есть до 510 992 руб. 70 коп.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил встречные исковые требования фонда в части взыскания с общества штрафа в сумме 510 992 руб. 70 коп.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 по делу N А60-7358/2012 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского страхования "Мегус-АМТ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией. Из содержания нормативных актов, регулирующих выдачу полисов обязательного медицинского страхования в проверяемом периоде, следует, что полис может быть выдан по месту работы, по месту жительства, по месту пребывания, при отсутствии постоянного места жительства, однако в каждом из перечисленных случаев лицо, обратившееся с заявлением о выдаче полиса, должно представить соответствующие документы, подтверждающее право на его получение.
...
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что общество, заключив договор о финансировании обязательного медицинского страхования, приняло на себя обязательства по использованию полученных финансовых средств в соответствии с их целевым назначением и осуществлению обязательного медицинского страхования граждан с соблюдением действующего законодательства и территориальных правил обязательного медицинского страхования.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что доказательства того, что страховщиком предприняты все необходимые меры для исполнения принятых на себя обязательств в целях недопущения нарушений требований законодательства, материалы настоящего дела не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции учёл имеющее преюдициальное значение для настоящего дела постановление Семнадцатого арбитражного суда от 08.09.2011 по делу N А60-9364/2011, в котором судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, подтверждающие наличие вины общества в совершении нарушений действующего законодательства и территориальных правил обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2012 г. N Ф09-10138/12 по делу N А60-7358/2012