Екатеринбург |
|
30 октября 2012 г. |
Дело N А34-8201/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионТорг" (ОГРН: 1034500007662); (далее - общество "РегионТорг", заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.05.2012 по делу N А34-8201/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "РегионТорг" - Тимофеева Л.Н. (доверенность от 30.05.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Универсалоптторг" (далее - общество "Универсалоптторг") - Тимофеева Л.Н. (доверенность от 30.05.2012).
Общество "РегионТорг" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (ОГРН: 1044500024986); (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 15.09.2011 N 492/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Универсалоптторг".
Решением суда первой инстанции от 11.05.2012 (судья Григорьев А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "РегионТорг" в кассационной жалобе просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное толкование закона, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
При этом заявитель указывает, что судами не учтено, что п. 3 ППБ 01-03, п. 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84* не предусмотрено обязанности общества "РегионТорг" по оборудованию системы наружного водоснабжения в целях пожаротушения, поскольку это обязанность органа местного самоуправления.
Кроме того, заявитель полагает, что суды не дали оценку доводу общества "РегионТорг" об отсутствии у него технической возможности оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения на централизованных постоянных наружных системах водоснабжения в соответствии со СНиП 2.04.02-84* ввиду отсутствия таких действующих систем на принадлежащем ему земельном участке.
Также, по мнению заявителя, ни управлением, ни судами не дана оценка тому обстоятельству, что на территории имеются резервуары, из которых может быть произведен забор воды для наружного пожаротушения, в связи с чем выводы о неисполнении им обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности в условиях отсутствия пригодной для оборудования пожарного гидранта наружной системы водоснабжения, являются ошибочными.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.08.2011 N 492 управлением в период с 12.09.2011 по 15.09.2011 в отношении общества "РегионТорг" проведена внеплановая проверка по вопросу контроля за исполнением предписания от 28.02.2011 N 84/1/1.
В ходе проверки установлено неисполнение указанного предписания в части нарушения требований пожарной безопасности, которое выразилось в том, что объект общества "РегионТорг", расположенный по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 30, не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84*).
По результатам проверки составлены акт от 15.09.2011 N 492, вынесено предписание от 15.09.2011 N 492/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно названному предписанию обществу "РегионТорг" предписано в срок до 01.10.2012 обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения.
Полагая, что предписание от 15.09.2011 N 492/1/1 нарушает его права и законные интересы, общество "РегионТорг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности вынесенного управлением предписания от 15.09.2011 N 492/1/1.
Судами установлено, что обществу "РегионТорг" на праве собственности принадлежат нежилые помещения в административном здании по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 30. Кроме того, часть нежилых помещений по указанному адресу используются им по договору аренды. При этом земельный участок площадью 1281 кв.м., расположенный по указанному адресу, предоставленный для эксплуатации помещений в административном здании, принадлежит на праве собственности обществу "РегионТорг".
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для вывода судов о том, что на общество "РегионТорг" правомерно возложена оспариваемым предписанием обязанность обеспечить свой объект наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения, без учета оценки доводов общества "РегионТорг" об уже имеющихся на спорной территории резервуаров, из которых предусмотрен забор воды для наружного пожаротушения.
Вместе с тем, в силу ст. 62, 68 Закона N 123-ФЗ использование для наружного пожаротушения искусственных водоемов предусмотрено наряду с устройством пожарных гидрантов на системе водопровода.
Обязанность по обеспечению объекта наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения, административный орган и суды усмотрели в необходимости оборудования (восстановления) пожарного гидранта на принадлежащем обществу "РегионТорг" земельном участке.
Оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, не может противоречить самому себе, не должно содержать взаимоисключающих требований. При этом такие требования должны быть реально исполнимы. Соответствие предписания названным условиям основано на предусмотренной административным законодательством ответственности за неисполнение предписания.
Из содержания оспариваемого ненормативного правового акта административного органа следует, что обществу следует прекратить нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03), в частности, требований п. 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84*, и обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения.
Названными нормами СНиП 2.04.02-84* предписано:
8.16. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.30 по дорогам с твердым покрытием.
9.30. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м."
Между тем, названные нормы СНиП 2.04.02-84* не указывают на конкретное лицо, в обязанности которому вменяется обустройство наружного противопожарного водоснабжения объекта.
В разделах 4, 8 и 9 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178) регламентированы Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению, Требования пожарной безопасности к водопроводным сетям и сооружениям на них, Требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения. Однако эти нормы также не содержат прямого указания на обязанное лицо, которое несёт бремя по обустройству и содержанию наружного противопожарного водоснабжения объекта.
Из содержания ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), п. 1 и 2 ППБ 01-03 следует, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно п. 10 и 11 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности; а в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Делая вывод о правомерности возложения на общество "РегионТорг" обязанности оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения на централизованных постоянных наружных системах водоснабжения, суды исходили из наличия в материалах дела карточки на пожарный гидрант N 285 по пр. Машиностроителей, 30, которая велась управлением с 2007 г. Наличие указанного документа позволило судам сделать вывод о том, что такой пожарный гидрант является неисправным и, соответственно, подлежащим восстановлению силами и за счет общества "РегионТорг".
Вместе с тем, из содержания указанной карточки судом первой инстанции выявлено, что пожарный гидрант N 285 управлением вообще не найден. Иных документов, подтверждающих фактическое наличие пожарного гидранта на спорной территории в материалах дела не имеется.
В деле имеются также запросы, сделанные управлением и судом первой инстанции в адрес органов и организаций, располагающих информацией о наличии либо отсутствии на земельном участке по адресу пр. Машиностроителей, 30 водопроводных сетей.
Из ответов на такие запросы видно, что сети водоснабжения по адресу пр. Машиностроителей, 30 в Реестре объектов муниципальной собственности не значатся. Информация о балансодержателе данной сети в органе, ведущем такой реестр отсутствует (л.д.45 том 2). Отсутствуют также сведения о зарегистрированных за какой-либо организацией правах на сети водоснабжения хозяйственно-бытового назначения по адресу г. Курган пр. Машиностроителей, 30 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 47 том 2). МУП "Курганводоканал" представил сведения о том, что наружные сети водопровода по адресу пр. Машиностроителей, 30 в хозяйственном ведении данного предприятия не находятся.
Из имеющихся в деле материалов видно, что управление не представило в материалы дела доказательства нахождения на принадлежащем обществу "РегионТорг" земельном участке водопроводной сети, являющейся недвижимым имуществом, на которой в соответствии со СНиП 2.04.02-84* имелась бы техническая возможность установления пожарного гидранта. От проведения экспертизы, которая могла бы дать ответ на такой вопрос и на проведении которой настаивало общество "РегионТорг", управление отказалось.
Таким образом вывод суда о наличии неисправного пожарного гидранта по указанному в карточке адресу противоречит установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах вывод судов о доказанности управлением в данном конкретном случае соответствия выданного обществу "РегионТорг" предписания от 15.09.2011 N 492/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности требованиям действующего законодательства является необоснованным.
Поскольку в результате выданного предписания на общество "РегионТорг" фактически возложены обязанности по оборудованию водопроводной сети, пригодной для установления на ней пожарного гидранта, а обязанность такого оборудования по общему правилу лежит на муниципальном образовании, а также в связи с вышеизложенным, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований общества "РегионТорг" о признании оспариваемого предписания недействительным.
Суд кассационной инстанции полагает, что в материалах дела имеются все необходимые доказательства, собранные судом первой инстанции, для рассмотрения настоящего дела. Такие доказательства судами оценивались, но в связи с ошибочным применением норм материального и процессуального права при распределении бремени доказывания, судами сделаны неправильные выводы.
Судебные акты следует отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.05.2012 по делу N А34-8201/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание от 15.09.2011 N 492/1/1 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по Курганской области.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по Курганской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РегионТорг" судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей по заявлению, 1000 рублей по апелляционной жалобе, 1000 рублей по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
...
Из имеющихся в деле материалов видно, что управление не представило в материалы дела доказательства нахождения на принадлежащем обществу "РегионТорг" земельном участке водопроводной сети, являющейся недвижимым имуществом, на которой в соответствии со СНиП 2.04.02-84* имелась бы техническая возможность установления пожарного гидранта. От проведения экспертизы, которая могла бы дать ответ на такой вопрос и на проведении которой настаивало общество "РегионТорг", управление отказалось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 октября 2012 г. N Ф09-8384/12 по делу N А34-8201/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8384/12
22.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3535/13
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8384/2012
12.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6041/12
11.05.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-8201/11