г. Екатеринбург |
|
13 ноября 2012 г. |
Дело N А47-8602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Оренбурга (далее - администрация), индивидуального предпринимателя Деткина Михаила Алексеевича (ИНН 561000175156, ОГРН 304561016700222; далее - предприниматель Деткин М.А.), индивидуального предпринимателя Воробьевой Юлии Юрьевны (ИНН 561206648889, ОГРН 306561204100029; далее - предприниматель Воробьева Ю.Ю.) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2012 по делу N А47-8602/2012.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель Деткин М.А., предприниматель Воробьева Ю.Ю. обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 22.12.2009 N 641-п, от 25.05.2010 N 361-п, от 14.08.2010 N 543-п, от 18.10.2010 N 750-п, от 11.01.2011 N 6-п в части:
слов: "устанавливаемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка" абз. 6 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п,
предложения: "Значения ставок арендной платы рассчитываются по группам земельных участков соответствующих видов разрешенного использования" абз. 8 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п,
абз. 11 п. 6, п. 7, абз. 2 п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п;
о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 N 751-п, в части подп. 5.1, 5.4, 5.6, 5.9, 5.19, 9.1, 9.15 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п от 16.10.2009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
К участию в деле привлечена прокуратура Оренбургской области.
Решением суда от 31.08.2012 (судьи Карев А.Ю., Цыпкина Е.Г., Калашникова А.В.) заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 22.12.2009 N 641-п, от 25.05.2010 N 361-п, от 14.08.2010 N 543-п, от 18.10.2010 N 750-п, от 11.01.2011 N 6-п признано не соответствующим ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) и не подлежащим применению в части:
слов: "устанавливаемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка" абз. 6 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п,
предложения: "Значения ставок арендной платы рассчитываются по группам земельных участков соответствующих видов разрешенного использования" абз. 8 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п,
абз. 11 п. 6, п. 7, абз. 2 п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п.
Постановление Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" признано не соответствующим ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 17, п. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и не подлежащим применению в части п. 2 постановления от 16.10.2009 N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 N 751-п, в части подп. 5.1, 5.4, 5.6, 5.9, 5.19, 9.1, 9.15 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Деткин М.А. и предприниматель Воробьева Ю.Ю. просят обжалуемый судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, полагая при этом, что суд первой инстанции при вынесении решения неверно применил ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не применил нормы, подлежащие применению - ст. 6, ч. 2 ст. 19, ст. 46 Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемый судебный акт отменить, возражая против выводов суда первой инстанции, послуживших основанием для частичного удовлетворения требований предпринимателя Деткина М.А. и предпринимателя Воробьевой Ю.Ю. Заявитель кассационной жалобы считает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, что, по мнению администрации, подтверждается сложившейся судебной практикой. Кроме того, администрация отмечает, что предпринимателем Деткиным М.А. и предпринимателем Воробьевой Ю.Ю. не доказаны факты нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Правительство Оренбургской области представило отзыв на кассационную жалобу администрации, в котором поддерживает доводы кассационной жалобы администрации, отмечая при этом, что именно принцип экономической обоснованности, помимо других принципов, взят за основу при разработке, подготовке и принятии оспариваемых нормативных правовых актов.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Одной из форм устранения конкуренции является принятие актов и (или) совершение действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно принципу экономической обоснованности арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категории земель) и виду функционального использования.
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с нормативными актами, разработанными и утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно п. 2.2 которых кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования, в том числе: 5 - предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, 9 - предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
По правилам п. 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, при расчете кадастровой стоимости земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. В названных Методических указаниях пункт 2.1.16 отсутствует
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, установлен состав видов разрешенного использования (Приложение N 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области в зависимости от 15 видов разрешенного использования земель (Приложение N 2); удельный показатель по 16 виду установлен в размере 1 руб./кв.м вне зависимости от места нахождения участка.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что 12.10.2009 Правительство Оренбургской области приняло постановление N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п). В Приложениях к названному постановлению приведен указанный порядок и примерная форма для установления значений ставок арендной платы, устанавливаемых в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 6 постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, оно вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2010. Постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п опубликовано 15.10.2009 в газете "Оренбуржье" N 157.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 указанного Постановления
Судом выявлено, что Порядок, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
По общему правилу, установленному п. 6 Порядка, утвержденного Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, арендная плата за земельный участок, за исключением случаев, указанных в п. 3-5 Порядка, определяется по формуле: А = Кс х Ст, где А - размер годовой арендной платы в рублях, Кс -кадастровая стоимость в рублях, Ст - ставка арендной платы, устанавливаемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в процентах.
Значения ставок арендной платы рассчитываются по группам земельных участков соответствующих видов разрешенного использования. Индивидуальный подход к установлению ставок арендной платы по конкретным арендаторам не допускается
Значения указанных в названном пункте ставок утверждаются Правительством Оренбургской области.
Согласно абз. 11 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530 в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11.01.2011 N 6, в случае отмены правовых актов органов местного самоуправления об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, арендная плата устанавливается на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 7 названного Порядка размер арендной платы устанавливается на один год с даты начала действия договора аренды и в дальнейшем изменяется ежегодно по требованию арендодателя путем увеличения на индекс потребительских цен, устанавливаемый постановлением Правительства Оренбургской области о прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на соответствующий финансовый год. Абзацем 2 п. 7 указанного Порядка установлено, что названный пункт распространяется на все правоотношения, возникшие до вступления в силу данного порядка.
Приложением к постановлению Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530 предусмотрено, что в отношении категории I "земли населенных пунктов" установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно абз. 2 п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530, при расчете арендной платы за использование участка, имеющего более одного вида разрешенного использования, ставка арендной платы принимается равной среднеарифметическому значению ставок, установленных для каждого вида разрешенного использования участка.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п Правительство Оренбургской области приняло постановление от 16.10.2009 N 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п), Приложением N 6 к которому установлены ставки для земель населенных пунктов муниципального образования "Город Оренбург". Данное постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" от 03.12.2009 N 184, Приложение N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" от 23.12.2009 N 51.
Согласно Приложению N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п в отношении категории I "земли населенных пунктов" установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков, которые в свою очередь разделены на подвиды.
Судом установлено, что для пятого вида разрешенного использования земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), к которым относятся земельные участки, занимаемые предпринимателем Воробьевой Ю.Ю. и предпринимателем Деткиным М.А., с кадастровыми номерами 56:44:0257001:43, 56:44:0127001:114, соответственно, установлены дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от вида осуществляемой на участках деятельности либо от назначения расположенных на них зданий, строений, сооружений.
При этом согласно подп. 5.1 (земли под размещение торгово-остановочных павильонов (торгово-остановочных комплексов с киосками и иные остановочные комплексы), ставка арендной платы составляет 7 %, согласно подп. 5.4 (земли, для размещения ресторанов, кафе, баров) -13%, согласно подп. 5.6 (земли для размещения магазинов, торговых комплексов, рынков и другие) - 8,5 %, согласно подп. 5.9 (земли для размещения автоматических моек, станций техобслуживания) - 3,5 %, согласно подп. 5.19 (земельные участки, предназначенные для размещения торговых павильонов, за исключением указанных в подп. 5.1 названного пункта, и иных объектов, не перечисленных в данном разделе) -7,5 %. Общий диапазон ставок арендной платы по пятому пункту Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п колеблется от 1,5 до 50 %.
Кроме того, суд выявил, что для девятого вида разрешенного использования (п. 9 Приложения N 6): земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, к которому относится земельный участок с кадастровым номером 56:44:0257001:44, занимаемый предпринимателем Воробьевой Ю.Ю., также установлены дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от вида осуществляемой на них деятельности либо от назначения расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Согласно подп. 9.1 (земли для размещения отдельно стоящих административных зданий) ставка арендной платы установлена в размере 3%, согласно подп. 9.15 (иные земельные участки, не указанные в данном разделе) - 5 %. Общий диапазон ставок арендной платы по девятому пункту Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п колеблется от 0,6 % до 12 %.
Исходя из норм п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, из которых следует, что величина арендной платы за использование земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, должна иметь экономическое обоснование и не должна быть произвольной, принимая во внимание принцип равенства землепользователей как участников гражданского оборота, суд первой инстанции заключил, что абз. 6 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2011 N 530-п, в части слов "устанавливаемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка", абз. 8 в части слов "Значения ставок арендной платы рассчитываются по группам земельных участков соответствующих видов разрешенного использования", абз. 2 п. 9, а также подп. 5.1, 5.4, 5.6, 5.9, 5.19, 9.1, 9.15 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п, не соответствуют ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15, 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 одним из основных принципов определения арендной платы является принцип экономической обоснованности (один из принципов), основанный на доходности, то есть экономической ценности каждого земельного участка, передаваемого в аренду. При этом ценность земельных участков зависит от категории земель, их вида разрешенного использования, местоположения, оснащения инженерными сетями, престижности района местонахождения, удаленности от центра, иных факторов. Суд признал, что размер арендной платы должен зависеть от всех значимых факторов стоимости земельных участков и рассчитываться на основании базовых величин, корректируемых коэффициентами факторов ценности земельных участков, при этом расчет стоимости арендной платы должен быть понятен, прост в использовании (также один из принципов), что достижимо при определении арендной платы на основе кадастровой стоимости.
Суд счёл, что указанные положения постановления Правительства от 12.10.2009 N 530-п противоречат ст. 15, 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", устанавливающим запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих публичные функции органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, учитывая, что, устанавливая для расчета арендной платы формулу расчета, в которой одновременно с кадастровой стоимостью применяется ставка, меняющаяся в зависимости от категории, вида разрешенного использования, назначения земельного участка, таким образом, устанавливая для одной или нескольких групп арендаторов более высокие ставки арендной платы по сравнению со ставками, установленными другим группам арендаторов, Правительство Оренбургской области непосредственно регулирует условия доступа на товарный рынок производимых арендаторами товаров и услуг, предоставляя более выгодные условия деятельности определенным группам арендаторов.
Также суд выявил, что из буквального содержания абз. 11 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2011 N 530-п, следует, что установленное в нем правило расчета арендной платы применяется только в случае отмены правовых актов органов местного самоуправления об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки. Вместе с тем судом установлено, что указанная норма распространена на все правоотношения, в том числе возникшие до вступления в силу указанного Порядка, вследствие чего суд сделал вывод о том, что в норме идет речь об актах органов местного самоуправления, которые на день принятия нормы не отменены, действуют и подлежат применению, наряду с Порядком, установленным Правительством Оренбургской области в постановлениях от 12.10.2009 N 530-п, от 16.10.2009 N 537, что порождает правовую неопределенность в вопросе о том, какой нормативный акт - изданный органом местного самоуправления или изданный Правительством Оренбургской области, подлежит применению при расчете арендной платы.
Кроме того, как отмечено судом первой инстанции, данной норме придана обратная сила таким образом, что её действие распространяется на отношения, возникшие до принятия постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п об утверждении самого Порядка определения размера арендной платы, что нарушает принцип действия нормы закона во времени, поскольку отдельная норма закона не может действовать до вступления в действие самого нормативного акта.
При этом суд выявил, что на практике норма абз. 11 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, администрацией как арендодателем указанных земель в г. Оренбурге применяется только к отношениям, возникшим до вступления в законную силу Постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, то есть до 01.01.2010 в связи с признанием Арбитражным судом Оренбургской области по N А47-10147/2009 частично недействующим постановления Оренбургского городского Совета от 10.11.2005 N 231 "О Методике расчета арендной платы за землю на территории муниципального образования "город Оренбург".
Судом правомерно отмечено, что в силу п. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции заключил, что оспариваемая норма абз. 11 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2011 N 530-п, в части, которой ее действие распространено на отношения, возникшие до вступления в законную силу самого нормативного акта, содержащего указанную норму, противоречит нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержание самой нормы абзаца 11 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, в части, регулирующей отношения в указанном в ней случае отмены нормативных актов органов местного самоуправления, утвердивших порядки расчета арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, признано судом трудным для понимания, противоречащим иным нормам данного Порядка, которые с момента вступления в силу указанного Порядка устанавливают иной порядок расчета арендной платы, что, по мнению суда, приводит к правовой неопределенности при выборе нормы, подлежащей применению.
Помимо изложенного суд счел, что п. 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 22.12.2009 N 641-п, от 18.10.2010 N 750-п, от 11.01.2011 N 6-п не соответствует ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку абз. 2 п. 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, находится в противоречии с п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 N 751-п, согласно которому значения ставок арендной платы, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в разделах I, II, IV таблиц приложений N 1 - 44 к постановлению, в 2011 г. применяются с учетом увеличения на индекс потребительских цен, устанавливаемый ежегодно постановлением Правительства Оренбургской области о прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области, признав, что указанная норма устанавливает принципиально отличный расчет арендной платы по сравнению с нормой абз. 2 п. 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, и отметив, что действие одновременно двух норм права, имеющих одинаковую юридическую силу, порождает правовую неопределенность в вопросе о том, какую из них нужно применять.
При этом суд заключил, что ежегодное увеличение арендной платы на прогнозируемый индекс инфляции является незаконным, экономически необоснованным, поскольку сам по себе факт наличия инфляции не является основанием увеличения арендной платы на абсолютную величину индекса инфляции, тем более не его фактического показателя, а прогнозируемого.
Помимо изложенного суд заключил, что п. 5.1, 5.6, 5.19 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п, устанавливающие ставки для земель, на которых расположены торговые павильоны, противоречат принципу правовой определенности, установленному ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 17, п. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают неоднозначное их толкование.
Кроме того, суд первой инстанции счёл неоднозначным и не соответствующим принципу правовой определенности подп. 9.15 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п, устанавливающий ставку арендной платы, равную 5 % для группы участков, именуемых "Иные земельные участки, не указанные в данном разделе", учитывая, что на практике этот пункт применяется в случае, если в наименовании назначения участка перечислены объекты, не соответствующие по назначению ни одному из подвидов "укрупненного" вида разрешенного использования Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п.
При исследовании доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, суд установил, что предприниматель Воробьева Ю.Ю. до выкупа в собственность земельного участка площадью 6287 кв.м с кадастровым номером 56:44:0257001:44, местоположение: г. Оренбург, ул. Амурская, на котором расположено административно-бытовое здание, гаражный бокс N 5, - в период с 25.07.2007 по 12.01.2011 обязана была оплачивать его использование в соответствии с условиями договора аренды от 25.07.2007 N 7/л-113пр и дополнительного соглашения к договору аренды от 28.09.2010.
По причине того, что участок в указанный период находился в государственной собственности, не разграниченной законом в установленном порядке, расчет цены аренды за его использование производился на основании п. 6, 7, 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, подп. 9.1, 9.15 Приложения N 6 к постановлению от 16.10.2009 N 537-п.
На условиях того же договора аренды от 25.07.2007 N 7/л-113пр и дополнительного соглашения к договору аренды от 28.09.2010 предприниматель Воробьева Ю.Ю. должна производить арендные платежи за использование участка площадью 701 кв.м с кадастровым номером 56:44:0257001:43, местоположение: г. Оренбург, ул. Амурская, на земельном участке расположено здание автосервиса. Расчет цены аренды участка производится на основании п. 6, 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, подп. 5.9 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п.
Предприниматель Деткин М.А. как собственник торгового павильона N 3, расположенного по адресу: г. Оренбург, Привокзальная площадь, дом 1Б, в период с 04.10.2010 по 11.09.2011 до выкупа в общую долевую собственность земельного участка являлся наряду с другими собственниками торговых павильонов фактическим пользователем земельного участка с кадастровым номером 56:44:033001:14, площадью 2253 кв.м.
Кроме того, предприниматель Деткин М.А. как собственник помещений N 2, N 7, расположенных в административном здании литера ЕЕ1 по адресу: г. Оренбург, ул. Промышленная, 5/4 (ранее адрес ул. Промышленная 5/1 а), в период с 14.01.2009 по настоящее время наряду с другими собственниками помещений, расположенных в здании литера ЕЕ1, является фактическим пользователем земельного участка площадью 1713 кв.м с кадастровым номером 56:44:0127001:114, находящегося по адресу: г. Оренбург, ул. Промышленная, на земельном участке расположено здание магазина и кафе N 5/4.
В связи с тем, что права на земельные участки не оформлены, то в силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 424. 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предприниматель Деткин М.А. как пользователь земель, государственная собственность на которые не разграничена законом в установленном порядке, обязан производить оплату за фактическое использование занимаемых участков по цене и в порядке, установленным оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Суд выявил, что в Арбитражном суде Оренбургской области имеются дела N А47-6429/2011 и N А47-6057/2011 по спорам между администрацией и предпринимателем Деткиным М.А., связанным с исчислением арендной платы за использование земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:033001:14 и 56:44:0127001:114 с применением положений оспариваемых нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах следует признать, что, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд сделал правильный вывод о том, что отмеченные выше нормативные правовые акты в оспоренной части не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы предпринимателя Деткина М.А., предпринимателя Воробьева Ю.Ю., таким образом, требования предпринимателя Деткина М.А., предпринимателя Воробьевой Ю.Ю. в указанной части удовлетворены судом обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Помимо изложенного, суд кассационной инстанции отмечает, что в силу п. 3 ч. 3 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части.
Данная процессуальная норма определяет дальнейшую судьбу незаконного нормативного акта и является логическим продолжением части четвертой той же статьи, согласно которой решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", арбитражный суд не может признавать нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Тем не менее, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции отклоняет доводы предпринимателя Деткина М.А., предпринимателя Воробьевой Ю.Ю. о неверном применении судом первой инстанции ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившемся в отказе в удовлетворении заявленных требований о признании нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, как основанные на неверном толковании указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателей - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2012 по делу N А47-8602/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Оренбурга, индивидуального предпринимателя Деткина Михаила Алексеевича, индивидуального предпринимателя Воробьевой Юлии Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с позицией, изложенной в п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", арбитражный суд не может признавать нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Тем не менее, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции отклоняет доводы предпринимателя Деткина М.А., предпринимателя Воробьевой Ю.Ю. о неверном применении судом первой инстанции ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившемся в отказе в удовлетворении заявленных требований о признании нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, как основанные на неверном толковании указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф09-10782/12 по делу N А47-8602/2012