Екатеринбург |
|
26 ноября 2012 г. |
Дело N А76-23532/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2012 г. N Ф09-10690/12 по делу N А76-23535/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (структурное подразделение Южно-Уральская дирекция по ремонту грузовых вагонов) (далее - общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2012 по делу N А76-23532/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Карталинского филиала N 8 (далее - фонд, страховщик) - Авдиенок Е.А. (доверенность от 01.01.2012 N 22), Адгамова С.И. (доверенность от 01.01.2012 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения фонда от 18.11.2011 N 442/21, решения управляющего фонда от 07.10.2011 N 26 "Об оставлении решения от 25.08.2011 N 263/21 директора Карталинского филиала N 8 - ГУ ЧРО ФСС РФ о привлечении страхователя Вагонное ремонтное депо Карталы Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО "РЖД" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний без изменения, а жалобу Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов без удовлетворения", признании недействительным решения ГУ ЧРО ФСС Карталинский филиал N 8 от 25.08.2011 N 263/21 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязании фонда возвратить на расчетный счет денежные средства в размере 100 714 руб. 71 коп. и сумму доначисленных страховых взносов в размере 1 674 960 руб. 59 коп.; об обязании фонда пересчитать размер начисленных пеней и вернуть излишне уплаченные пени на расчетный счет Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО "РЖД" (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.04.2012 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, суды пришли к неправильному выводу о том, что структурное подразделение филиала общества является самостоятельным страхователем, так как страхователем является только само юридическое лицо. Заявитель полагает, что в сложившихся правоотношениях следует применять положения п. 10 Порядка, согласно которому если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, то такой страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности, а в данном случае основной вид деятельности общества - это деятельность магистрального железнодорожного транспорта, то есть 60.10.1 ОКВЭД, класс 3, тариф 0,4 %, поэтому фонд не вправе присваивать обособленному подразделению более высокий класс профессионального риска и тариф, чем класс профессионального риска и тариф самого общества, и, соответственно, начислять недоимку, пени и штрафные санкции по страховым взносам. По мнению общества, судами не учтены положения ОКВЭД, согласно которым главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления. При классификации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технически сложных объектов по общему правилу следует применять код ОКВЭД, установленный для основного вида деятельности. Заявитель считает, что деятельность филиала страхователя направлена на обеспечение бесперебойного перевозочного процесса, ремонт вагонов - необходимая и неотделимая составляющая часть единого процесса перевозок. Кроме того, в кассационной жалобе общество указывает, что судами не учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении N 14943/10 от 05.07.2011 по делу N А10-1360/2010, согласно которой виды деятельности обособленного подразделения должны устанавливаться на основании фактически осуществляемых в течение спорных периодов видов деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 10 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 39 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.
Южно-Уральская дирекция по ремонту грузовых вагонов является структурным подразделением Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Общество зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения Вагонное ремонтное депо Карталы Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов Карталинским филиалом N 8 ГУ ЧРО ФСС, регистрационный номер 7405001162.
Фондом проведена проверка, составлен акт документальной выездной проверки от 29.07.2011 N 21 н/с.
По результатам рассмотрения возражений на акт документальной выездной проверки составлен протокол от 25.08.2011 N 4 и принято решение от 25.08.2011 N 263/21о привлечении страхователя к ответственности, которым страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 480 403 руб. 54 коп., пени в сумме 3644 руб. 17 коп., штраф в сумме 107 756 руб. 05 коп.
Фондом выставлено требование N 863/21об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней, штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, в котором страхователю предлагалось в добровольном порядке перечислить недоимку в сумме 480 403 руб. 54 коп., пени в сумме 3 644 руб. 17 коп. и штраф в сумме 107 756 руб. 05 коп.
Апелляционная жалоба на решение от 25.08.2011 N 263/21 рассмотрена вышестоящим органом фонда, решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из обоснованности применения фондом тарифа в размере 4,1 % по виду экономической деятельности 35.20.9 "Предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделке железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов и подвижного состава" при расчете страховых взносов и правомерности начисления страховых взносов.
Вывод судов является правильными, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 21 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 135-ФЗ) страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила) утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Согласно п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил).
В силу п. 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации документы, предусмотренные п. 3 Порядка.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (п. 11 Порядка).
В п. 7 Правил предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (п. 12 Правил, п. 10 Порядка).
Судами установлено, что для определения класса профессионального риска и размера страхового тарифа для начисления страховых взносов в 2011 году страхователь представил справку-подтверждение основного вида деятельности за 2011 год, где указал, что доля доходов и поступлений, соответствующих коду 35.20.9 ОКВЭД по виду деятельности "Предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделке железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов и подвижного состава" составляет 301 100 291 руб. 58 коп., а доля доходов и поступлений, соответствующих коду 60.10.1 ОКВЭД по виду деятельности "Деятельность магистрального железнодорожного транспорта" составляет 316 524 144 руб. 09 коп., однако доказательств, свидетельствующих о том, что обособленное подразделения Вагонное ремонтное депо Карталы фактически осуществляет деятельность, соответствующую коду 60.10.1 "Деятельность магистрального железнодорожного транспорта" заявителем не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание, что филиал общества имеет самостоятельные счета, осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерский, налоговый, статистический, оперативный учет, составляет отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет отдельный баланс, являющийся составной частью баланса предприятия, самостоятельно составляет и представляет в органы расчетные ведомости по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, при этом структурное подразделение филиала общества осуществляет самостоятельный вид экономической деятельности, который не является основным видом экономической деятельности страхователя, суды пришли к правильному выводу, что Фондом правомерно определён тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год в размере 4,1 % в соответствии с 24 классом профессионального риска по виду экономической деятельности 35.20.9 ОКВЭД, который является для заявителя основным по месту нахождения структурного подразделения его филиала.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, заявителем в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суды первой или апелляционной инстанций не представлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями норм гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная судами оценка доказательств не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14943/10 от 05.07.2011 по делу N А10-1360/2010, а оснований для переоценки доказательств или установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется в силу требований ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2012 по делу N А76-23532/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала ЦДРВ (структурное подразделение Южно-Уральская дирекция по ремонту грузовых вагонов) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание, что филиал общества имеет самостоятельные счета, осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерский, налоговый, статистический, оперативный учет, составляет отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет отдельный баланс, являющийся составной частью баланса предприятия, самостоятельно составляет и представляет в органы расчетные ведомости по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, при этом структурное подразделение филиала общества осуществляет самостоятельный вид экономической деятельности, который не является основным видом экономической деятельности страхователя, суды пришли к правильному выводу, что Фондом правомерно определён тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год в размере 4,1 % в соответствии с 24 классом профессионального риска по виду экономической деятельности 35.20.9 ОКВЭД, который является для заявителя основным по месту нахождения структурного подразделения его филиала.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями норм гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная судами оценка доказательств не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14943/10 от 05.07.2011 по делу N А10-1360/2010, а оснований для переоценки доказательств или установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется в силу требований ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2012 г. N Ф09-10684/12 по делу N А76-23532/2011