Екатеринбург |
|
19 ноября 2012 г. |
Дело N А76-5106/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-5106/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель Управления Росреестра - Усольцева О.С. (доверенность от 19.01.2012 N 21).
Открытое акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - общество "Златмаш") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 350 000 кв. м с кадастровым номером 74:25:0307403:36, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. М.С. Урицкого, д. 38, в размере рыночной стоимости в сумме 379 834 000 руб. по состоянию на 01.01.2012; установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 68 437 кв. м, с кадастровым номером 74:25:0310001:33, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, территория ТОО "Портланд", в размере рыночной стоимости в сумме 18 610 000 руб. по состоянию на 01.01.2012; установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 6666 кв. м, с кадастровым номером 74:25:0310001:27, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, пос. Балашиха, в размере рыночной стоимости в сумме 567 000 руб. по состоянию на 01.01.2012; установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7784 кв. м, с кадастровым номером 74:25:0308305:7, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, пр. Мира, д. 2а, в размере рыночной стоимости в сумме 22 198 000 руб. по состоянию на 01.01.2012; обязать кадастровую палату внести соответствующие сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 12.05.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 (судья Скобелкин А.П.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельных участков установлена в заявленном размере. На кадастровую палату возложена обязанность внести сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В., Соколовой И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Ростреестра просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности Российской Федерации", на несоответствие порядка рассмотрения спора предмету заявленных требований, а также на непривлечение к участию в деле заинтересованных лиц. По мнению заявителя, споры об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости подлежат рассмотрению в порядке особого производства по установлению юридических фактов. Заявитель указывает на необходимость привлечения к участию в деле органа местного самоуправления Златоустовского городского округа, поскольку результатом установления кадастровой стоимости земельных участков значительно ниже их рыночной стоимости является уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования. Кроме того, заявитель ссылается на то, что наличие экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является необходимым условием при рассмотрении данной категории дел.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Златмаш" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Златмаш" является собственником земельных участков с кадастровым номером 74:25:0310001:33, площадью 68 437 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, территория ТОО "Портланд", с кадастровым номером 74:25:0310001:0027, площадью 6 666 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, пос. Балашиха, с кадастровым номером 74:25:0307403:0036, площадью 350 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. им. М.С.Урицкого, д. 38, с кадастровым номером 74:25:0308305:0007, площадью 7 784 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, пр. Мира, д. 2-а, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Из кадастровых паспортов усматривается, что по состоянию на 09.02.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:33 составляет 16 620 609 руб. 82 коп., с кадастровым номером 74:25:0310001:27 - 1 618 904 руб. 76 коп., с кадастровым номером 74:25:0308305:7 - 14 538 410 руб. 32 коп., с кадастровым номером 74:25:0307403:36 - 177 047 500 руб.
Согласно письму Управления Росреестра от 06.12.2011 N 36775 в 2010-2011 годах проведена актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области и постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-п утверждена кадастровая стоимость земельных участков, в том числе принадлежащих обществу "Златмаш". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:33 составила 63 280 956 руб. 24 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:27 - 6 261 040 руб. 50 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:25:0308305:7 - 31 004 372 руб. 56 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:33 - 1 216 603 500 руб. (т. 1 л. д. 113-118).
Обществом "Златмаш" в материалы дела представлен отчет об оценке N 026-05-2686, выполненный Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:0027 составляет 766 000 руб., с кадастровым номером 74:25:0307403:0036 - 370 062 000 руб., с кадастровым номером 74:25:0310001:33 - 14 042 000 руб., с кадастровым номером 74:25:0308305:0007 - 19 328 000 руб.
Согласно экспертному заключению N 23 экспертного совета Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - некоммерческого партнерства "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" (т. 2 л.д. 100-107) на отчет об оценке N 026-05-2686 уточнена рыночная стоимость оцениваемых земельных участков, которая для земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:0027 составила 567 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 74:25:0307403:0036 - 379 834 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 74:25:0310001:33 - 18 610 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 74:25:0308305:0007 - 22 198 000 руб.
Общество "Златмаш", полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки и утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-п кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков N 026-05-2686 (т. 2 л. д. 108-148), экспертное заключение N 23 экспертного совета Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - некоммерческого партнерства "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" (т. 2 л. д. 100-107), учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, признали требования общества "Златмаш" подлежащими удовлетворению.
Установление рыночной стоимости земельных участков явилось основанием для возложения судами на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
При этом суды верно указали на то, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является кадастровая палата, на которую в силу ст. 3 Закона о государственной кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
Принимая во внимание, что в резолютивной части суд первой инстанции не принял решение об обязании Управления Росреестра совершить определенные действия и обществом "Златмаш" в данной части решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций не обжалуются, ссылка Управления Росреестра на необоснованное привлечение его к участию в деле в качестве соответчика не является основанием для отмены судебных актов.
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле органа местного самоуправления подлежит отклонению, так как Златоустовский городской округ в лице органов местного самоуправления не обладает полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков и не может быть признан участником спорных правоотношений.
Ссылка заявителя на несоответствие порядка судебного производства предмету рассматриваемого спора отклоняется как несостоятельная. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 28.06.2011 N 913/11) требования об установлении кадастровой стоимости имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, в связи с чем такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-5106/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление рыночной стоимости земельных участков явилось основанием для возложения судами на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
При этом суды верно указали на то, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является кадастровая палата, на которую в силу ст. 3 Закона о государственной кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
...
Ссылка заявителя на несоответствие порядка судебного производства предмету рассматриваемого спора отклоняется как несостоятельная. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 28.06.2011 N 913/11) требования об установлении кадастровой стоимости имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, в связи с чем такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2012 г. N Ф09-10338/12 по делу N А76-5106/2012